Внеклассное мероприятие на тему Путешествие в интересную и загадочную страну Лексику
Внеклассное занятие по русскому языку во 2 классе
Тема: "Путешествие в интересную и загадочную страну Лексику"
Цель: расширение знаний о многообразии и красоте русского языка
Задачи: 1) образовательный аспект – формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;
2) развивающий аспект – совершенствование языковой интуиции, развитие лингвистического мышления, учебной самостоятельности;
3) воспитательный аспект – обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку, внимания к качеству своей устной и письменной речи
Оборудование: наборы карточек с заданиями, задания на интерактивной доске.
Ход занятия
Ребята, сегодня мы попали в прекрасную страну Лексику. Вы знаете, что она обозначает? Лексика - наука о словах, а точнее - об их значениях. Слова - строительный материал языка, из них созданы прекрасные речевые здания. И сегодня вы сами попробуете что-нибудь создать. Но помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение; им оно отличается от других слов языка.
Итак, мы с вами в первом древнем местечке этой прекрасной страны, скоро вы узнаете его название.
На доске слова. Найдите в каждой строчке лишнее слово. Как называются остальные?
фронтальная работа
огонь, дым, пламя
алфавит, азбука, чистописание
лошадь, конница, кавалерия
шалун, тихоня, озорник
Конечно же, это - синонимы - слова, у которых много общего, но по звучанию они разные.
работа в парах
Продолжаем путешествие по местечку Синонимы. Работаем в парах.
Соедини линиями слова- синонимы.
Друг Гигант
Красный Лошадь
Путь Приятель
Смелый СкрягаСкупой Алый
Великан Дорога
Изгородь Сумасшедший
Безумный Нива
Поле Ограда
Конь Храбрый
работа в группах
Подберите синонимы к слову ребенок. Пополните синонимический ряд при помощи словаря (Даль В. Толковый словарь)
фронтальная работа
Интересные были слова,
Но в дорогу нам пора.
А что это за слова:
День и ночь,
Холод и жара,
Огонь - вода.
Идемте сюда!
Что вы заметили?
Правильно! Это - антонимы - слова с противоположным значением. Поиграем! Я называю слово, а вы - антоним к нему.
а) Я антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня ……………..
б) Я антоним к слову «лето»
В шубу снежную одета Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ……………
в) Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь …………….
Скажу я слово « далеко»
А ты ответишь ……………..
г) Скажу тебе я слово «трус»
Ответишь ты ……………..
Теперь «начало» я скажу
Ну, отвечай ………………
Мы продолжаем путь по городку Антонимов.
работа в парах
Задание: Найдите и подчеркните лишние пары слов.
Плохой – хороший
Холодить – морозить
Дорогой - дешёвый
Ломать – строить
Смелый – трусливый
Посылать – получать
Чистый - грязный
Гореть – сиять.
работа в группах
Задание: Подберите антонимы, обозначающие
Время: Пространство:
Рано Далёкий
Рассвет Высокий
Осень Широкий
Зима
Качества, свойства. Черты характера:
Грязный Храбрый
Дорогой Ленивый
Полезный Молчаливый
фронтальная работа
Интересные были слова,
Но в дорогу нам пора.
А что это за слова?
Шёл я с сумкой за плечом
Вижу, бьёт в овраге ключ
Наклонившись над ключом
Уронил я в воду ключ.
Правильно! Это - омонимы - двойняшки, пишутся и произносятся одинаково. Они - многозначные слова. А какие вы знаете многозначные слова? Мы продолжаем путь по деревушке Омонимы.
работа в парах
Сколько здесь разных слов, почему?
Норка, завод, град, коса, скат.
работа в группах
Задание: Найдите пары омонимов, соедините их стрелками. Уточните их значения, употребив в словосочетании, предложении.
Прут Лес
Плод Пруд
Лез Плот
Луг Спится
Везти Водиться
Спица Лук
Водица Вести
Вы очень хорошо работаете, поэтому мы успеваем заглянуть в одно очень интересное местечко - Фразеологизмы. А кто знает, что это такое?
фронтальная работа
Как вы понимаете эти выражения?
Пешком ходить под стол, намылить шею, кот наплакал. зарубить на носу...
работа в парах
Найди каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой.
Держать ухо востро. Держать язык за зубами.
Сидеть, сложа руки. Воды в рот набрать.
От рук отбиться. Ворон считать.
Лясы точить. Не покладая рук.
Во всю Ивановскую (кричать). Своим горбом жить.
На чужой шее сидеть. Держать в ежовых рукавицах.
работа в группах
Объясните фразеологизмы:
Бить баклуши - _________________________
Водить за нос - _________________________
В час по чайной ложке - _________________
Рукой подать - _________________________
Черепашьим шагом -
Вот и закончилась игра
Возвращаться нам пора.
Какая игра больше понравилась в парах?
Какая игра больше запомнилась в группах?
Какую загадку из нашего занятия вы сегодня загадаете дома своим близким?
Используемая методическая литература:
Библиотека "Первого сентября", "Я иду на урок в начальную школу". Москва 2000 год.
Семёнова Е. Е. «Занимательная грамматика»; Москва, «ОМЕГА», 1995 год
Яровая Л. Н, Жиренко О. Е. , Барылкина Л. П. «Внеклассные мероприятия.
2 класс»; Москва, «ВАКО», 2005 год.