Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающего комплекта «ПЕРТРА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Новый Уренгой2016 Департамент образования Администрации города Новый УренгойМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Научно-информационный методический центр» Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием развивающего комплекта «ПЕРТРА» Рецензент:Шихахмедова Ася Шихахмедовна, методист отдела практической психологии ММЦ Составители:Сергеева Татьяна Александровна МБДОУ «ДС «Березка»Талан Елена Васильевна - педагог-психолог МАДОУ «ЦРР «Умка»Просвирнова Татьяна Анатольевна – педагог-психолог МАДОУ «ЦРР «Умка»Трошкова Татьяна Михайловна – педагог-психолог МБДОУ «ДС «Елочка»Самойлова Ирина Викторовна - педагог-психолог МБДОУ «ДС «Огонек»Настоящее методическое пособие включает в себя инновационные подходы, используемые в деятельности педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций. Актуальность «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму»КонфуцийРебенок – активный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», − писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.В настоящее время значительное число детей старшего дошкольного возраста имеют проблемы в развитии познавательной, эмоциональной и поведенческой сферах личности. Для того, чтобы ребенок с такими особенностями мог быть успешным, ему необходимо своевременное оказание психолого-педагогической помощи. Высшие психические функции ребенка в дошкольном возрасте обладают свойствами «подвижности» и «пластичности», поэтому коррекция в этот период создает благоприятные условия для профилактики вторичных нарушений, которые в дальнейшем могут осложнять обучение и воспитание ребенка Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, является игровая деятельность. В процессе игры происходит развитие не только всех познавательных процессов, но и коммуникативных навыков ребенка, развитие мотивационно-потребностной сферы, произвольности, которая является необходимым новообразованием периода дошкольного детства, определяющим, в дальнейшем, успешность обучения ребенка в школе. Именно поэтому коррекционно-развивающая работа педагога-психолога должна быть организована в игровой форме. Новым ФГОС ДО определены принципы деятельности педагога-психолога, одним из которых является - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности. Успешность реализации данного принципа, во многом, будет зависеть от средств, используемых педагогом-психологом в своей коррекционно-развивающей деятельности. К таким средствам можно отнести комплект психолога: «Pertra». Данный комплект разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг и позволяет в увлекательной игровой форме развивать все психические процессы. По компактности, многофункциональности, удобству хранения и эффективности использования на сегодняшний день комплект «Pertra» аналогов не имеет.В настоящее время, методические рекомендации к данному комплекту разработаны не в полном объеме, что затрудняет его использование. Данное методическое пособие разработано с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и содержит методические рекомендации по организации коррекционно-развивающих игр, направленных на развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового комплекта «Pertra», что, является, актуальным на сегодняшний день. Цель и задачи ЦЕЛЬ: развитие познавательной сферы и предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью игрового комплекта PERTRA .ЗАДАЧИ:-активизировать и способствовать совершенствованию познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, речь, воображение);-формировать позитивную мотивацию к познавательной деятельности;-формировать предпосылки учебной деятельности и позиции ученика; -обеспечить психологическую готовность к школьному обучению;-обучать навыкам групповой работы и свободного общения со взрослыми и детьми в процессе познавательной деятельности;-создать условия для самореализации детей в творческой и познавательной деятельности;-воспитывать самостоятельность и самоконтроль;-воспитывать умение самостоятельно использовать практические и теоретические навыки. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ Индивидуальные и групповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.НОВИЗНАПостроение системы коррекционно- развивающих занятий с использованием игрового комплекта «Пертра» на основе своеобразия возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с целью развития познавательных процессов и предпосылок учебной деятельностиКРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ-освоение образовательной программы дошкольной организации (педагогическая диагностика);-уровень готовности к начальному школьному обучению (психологическая диагностика);-отзывы родителей и педагогов ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Использование игрового комплекта «Пертра» в системе коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога позволит:-повысить интеллектуальный потенциал;- изменить поведение и отношение к учебному процессу;-раскрыть творческие возможности;-сформировать навыки в общении и основ межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;- повысить самооценку; Комплект психолога «Pertra» разработан известным педагогом-практиком Марианной Фростиг.Данный комплект предоставляет широкое поле для «общения» ребенка с деталями-манипулятивами под руководством педагога-психолога, воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда. Название комплекта происходит от совмещения начальных букв слов – perception (восприятие) – PER и – training (упражнение) – TRA.Дословно означает – тренировка восприятия.Основная идея концепции Марианны Фростиг – движение и восприятие являются основными механизмами в развитии ребенка.Комплект «Pertra» состоит из: наборов игровых средств 1-7(в чемоданах); досок-основ; мобильного стеллажа, в котором размещаются чемоданы с наборами.Все детали комплекта выполнены из экологически чистых материалов и окрашены гипоаллергенными красителями. Описание и состав комплекта «Pertra» Игровой набор «Konstruktion»(пространство на плоскости) В набор входит:- комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне;- машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками; фигурки людей со штырьками и без штырьков; набор шариков.Занятия с набором способствуют развитию:- ориентировки в пространстве (восприятие положения в пространстве и восприятие взаимосвязи пространственных объектов);- знакомству с разными видами линий;- развитию содружественных движений глаз и рук, содружественных движений правой и левой руки;- развитию силы и координации движений пальцев рук;- развитию мышления, внимания, памяти. Игровой набор «Klassifikation» (упорядочивание элементов) В набор входит:- маленькие квадраты, в центре которых изображены геометрические фигуры;- равнобедренные прямоугольные треугольники (большие и малые);- большие квадраты;- прямоугольные пластины (большие и малые);- деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур. Занятия с набором способствуют развитию:- математических представлений (больше-меньше; равенство; состав числа) и т.д.;- зрительного восприятия (фигур, форм, цветов);- пространственной ориентации;- мышления;- внимания Игровой набор «Diskrimination» (одинаковое и разное) В набор входит:- бусины разных цветов, размеров, форм (основных цветов);- деревянные стержни разной длины, кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней;шнуры.Занятия с набором способствуют развитию:- представлений о форме, размере, цвете;- умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий; - способности к классификации;- координации глаз-рука.Занятия с набором способствуют формированию: - представлений о симметрии, навыка создания симметричных узоров;- содружественных движений глаз и рук, обеих рук;- способности к копированию и воспроизведению. Игровой набор «Relation» (пространство и преобразование) В набор входит:- деревянные шаблоны разных геометрических форм- деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе- воротца с большими и малыми отверстиями- резинки с пробками на концеЗанятия с набором способствуют развитию:- представлений о геометрических формах;- пространственной ориентировки, пониманию пространственных отношений;- развитию внимания, мышления, произвольности; - координации движений пальцев. Игровой набор «Grafomotorik» (от каракуль к каллиграфии) В набор входят:- деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне;- деревянные пластины-направляющие с желобом;- разноцветные фигурки машинок, стальные шарики;- магнитные штифты.Занятия с набором способствуют развитию:- пространственных представлений;- графо-моторных навыков, подготовке к письму;- концентрации внимания;- мышления, произвольности. Игровой набор «Handgeschicklichkeit» (от хватания к схватыванию) В набор входит:- доска-основа с 280 отверстиями;- деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе, короткие и длинные штырьки;- цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями;- блоки, шнуры, резинки, прищепки;- стальные шарики.Занятия с набором способствуют развитию:- дифференцированных хватательных движений;- представлений о числе.Занятия с набором способствуют формированию:- навыка дозирования усилия и модуляции движения, необходимых для освоения письма;- развитие навыков счета и классификации. Игровой набор «Mathematik» (математика) В набор входят:- неокрашенные дощечки с цифрами от 1 до 20;- планки для оценивания длины желтого цвета;- набор для построения числового луча;- стальные шарики;- кубики для бросания с точками и цифрами;- разноцветные штырьки с отверстиями в головке;- доска результатов (для проверки результатов сложения и умножения).Занятия с набором способствуют развитию:- навыков сравнения, классификации;- математических навыков (пересчитывать, выполнять вычисления и определять количества);- представлений о числе, множестве, составе числа;- представления об арабских цифрах. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА «ПЕРТРА» ВОСПРИЯТИЕ РЕЧЬ ВНИМАНИЕ МЫШЛЕНИЕ ПАМЯТЬ Развитие восприятия пространства, времени и движений; развитие понимания пространственных отношений. Набор2,3,4,6 Игры: «Наведи порядок»; «Повтори дорожку»; «Волшебная палочка»; «Найди общее»; «Гусеница»; «Собери узоры»; «Найди все»; «Продолжи ряд»; «Горошины» Развитие коммуникативных навыков и обогащение речи. Набор1,2,3,5,6 Игры: «Волшебная палочка»; «Найди общее»; «Гусеница»; «Собери узоры»; «Найди все»; «Продолжи ряд»; «Горошины»; «Дорожные приключения»; «Формула 1» Развитие таких свойств внимания, как избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость. Набор1,3,4,6 Игры: «Наведи порядок»; «Повтори дорожку»; «Волшебная палочка»; «Найди общее»; «Гусеница»; Продолжи ряд»; «Горошины»; «Дорожные приключения» Формирование и совершенствование мыслительных операций: обобщение, анализ, синтез, сравнение, абстракция, классификация и т.д. Набор1,2,3,4,6,7 Игры: «Наведи порядок»; «Повтори дорожку»; «Волшебная палочка»; «Найди общее»; «Гусеница»; «Собери узоры»; «Найди все»; «Продолжи ряд»; «Дорожные приключения» Развитие зрительной, тактильной, словесно – логической, эмоциональной и кинестетической памяти. Набор2,5 Игры: «Найди общее»; «Собери узоры»; «Найди все»; «Запоминай-ка» Набор 1 «Konstruktion»Набор 2 «Klassifikation»Набор 3 «Diskrimination»Набор 4 «Relation»Набор 5 «Grafomotorik»Набор 6 «Handgeschiklichkeit»Набор 7 «Mathematik» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО КОМПЛЕКСА «ПЕРТРА» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ВООБРАЖЕНИЕ МОТОРИКА ЭМОЦИИ Развитие самостоятельности, целеустремленности, решительности, инициативности, настойчивости, дисциплинированности, и др. Развитие форм синтеза представлений: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Формирование содружественных движений глаз и руки, правой и левой рук. Положительные: радость, гордость, удовлетворенность, уверенность, конструктивное сомнение, удивление. Набор1,5,6 Набор1-7 Набор1,2,4,5,6 Набор1-7 Игры:«Продолжи ряд»; «Горошины»; «Дорожные приключения»; «Формула 1» Игры: «Наведи порядок»; «Повтори дорожку»; «Волшебная палочка»; «Найди общее»; «Гусеница»; «Собери узоры»; «Найди все»; «Продолжи ряд»; «Горошины»; «Дорожные приключения»; «Формула 1» Игры: «Наведи порядок»; «Повтори дорожку»; «Найди общее»; «Собери узоры»; «Найди все»; «Продолжи ряд»; «Горошины»; «Дорожные приключения»; «Формула 1» Игры: «Наведи порядок»; «Повтори дорожку»; «Волшебная палочка»; «Найди общее»; «Гусеница»; «Собери узоры»; «Найди все»; «Продолжи ряд»; «Горошины»; «Дорожные приключения»; «Формула 1» Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание 1 Развитие ориентации впространстве, мышления, внимания, коммуникативных навыков, произвольности. 1.Игра «Дорожные приключения»Психолог показывает детям схему дороги, которую необходимо построить. Данная схема поделена на части, которые предъявляются детям поэтапно. Первую часть схемы на доску – основу выкладывает психолог, демонстрируя образец выполнения действий по строительству дороги (определение необходимых фигур; их выделение из числа других; выкладывание на доску-основу в соответствии со схемой; соотнесение получившегося результата со схемой). После этого каждый ребенок выкладывает свою часть дороги. Затем, когда дорога построена, дети делятся на две команды. Вариант 1Психолог раздает деревянные шарики двух цветов, по количеству участников. По сигналу психолога, дети, по очереди, дуя на шарики должныдовести их в центр дороги по самому длинному пути / по самому короткому пути.Вариант 2Психолог раздает деревянные машинки(одну на команду) и человечков. Детям необходимо провести человечка на машинке из своего гаража в гараж соперника, не уронив его при этом. Вариант схемы см. ПримечаниеВариант 3Двое детей строят четыре дороги соединяющиеся в центре круга. Дети выбирают по два человечка и ставят их на противоположные стороны (по горизонтали или вертикали) в начало каждой из дорог. По сигналу дети берут в правую и левую руки по человечку и передвигают их по дороге одновременно к центральной части ( в круг). Если кто-то сбился со своей дороги, то необходимо вернуться в начало пути. Ящик ПЕРТРА №1«Konstruktion»(групповая и индивидуальная форма работы) Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание 1 Развитие способности к классификации, пониманию пространственных отношений («лево-право», «вверх-вниз»Развитие зрительного восприятия, развитие координации в системе глаз-рука, развитие воображения, развитие памяти. Игра «Собери узоры»Вариант 1Детям раздаются схемы, на которых изображены узоры, состоящие из различных геометрических фигур, на клетчатой доске – основе дети должны повторить данные узоры.Вариант 2Детям предлагается придумать узоры, используя детали набора, а затем графически перенести узоры на бумагу. Предварительно каждому ребенку раздается расчерченный бланк и карандаш.Вариант 3Каждому ребенку психолог раздает ограниченное количество деталей (4/6/8). Дается инструкция придумать, как можно больше вариантов узоров. Каждый узор графически переносится на предварительно расчерченный бланк.Вариант 4Психолог предъявляет детям схему узора. Дается инструкция: внимательно рассмотреть и запомнить узор. Затем схема закрывается и дети, по памяти, используя детали набора, воспроизводят показанный узор.Варианты схем см. Примечание Ящик ПЕРТРА №2 «Klassifikation»(возможна индивидуальная и групповая форма работы) Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание 2 Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование начальных математических навыков, развитие коммуникативных навыков. Игра «Найди все…»Дети, совместно с психологом выкладывают на деревянную доску-основу маленькие квадраты с изображением геометрических фигур. Затем каждому ребенку раздаются фишки основных цветов и дается инструкция:выделить фишками все круги / квадраты / треугольники и сосчитать их; выделить фигуры определенного цвета и сосчитать их; и т.д. Ящик ПЕРТРА №2 «Klassifikation»(возможна индивидуальная и групповая форма работы) 3 Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, коммуникативных навыков. Игра «Запоминай-ка»Вариант 1Каждому ребенку раздается маска для глаз и геометрические фигуры основных цветов, дается инструкция посмотреть на фигуры и запомнить их расположение. Далее, психолог предлагает надеть маски на лицо и изменяет расположение фигур. Дети должны, сняв маски, определить, что изменилось.Вариант 2 Каждому ребенку раздается маска для глаз. Психолог выкладывает перед детьми ряд из геометрических фигур основных цветов, дается инструкция посмотреть на фигуры и запомнить их расположение. Далее, дети надевают маски и психолог изменяет расположение фигур. Ребенок, первый, верно, назвавший изменение, становится водящим. Далее, водящий изменяет расположение фигур. Игра повторяется. Ящик ПЕРТРА №2 «Klassifikation»(возможна индивидуальная и групповая форма работы) Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание 1 Развитие мышления, зрительного восприятия. Игра «Найди общее»Психолог предъявляет детям детали ящика. С детьми обсуждается, по каким признакам можно объединить детали (цвет/ форма/ размер). Затем детям предлагается в материальном виде произвести классификацию. Ящик ПЕРТРА №3 Diskrimination (групповая форма работы) 2 Развитие зрительного восприятия, мышления, воображения, формирование начальных математических представлений. Ребенку предлагается собрать бусы: − по образцу, − по словесной инструкции, − по собственному замыслу Ящик ПЕРТРА№3 «Diskrimination(возможна индивидуальная и групповая форма работы) Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание 1 Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия, коммуникативных навыков. Игра «Волшебные бусы»Вариант 1Ребенку предлагается собрать бусы таким образом, чтобы: рядом не находились бусины одного цвета, рядом не находились синие и красные − чтобы после зеленого всегда шла бусина из светлого дерева, а после желтого – из темного .Вариант 2 Ребенку предлагается собрать бусы таким образом, чтобы: − сначала шла 1 красная бусина, потом 2 синих, потом 3 желтых… − сначала шла красная бусина, затем синие – их должно быть на 2 больше, желтые – еще на 1 больше, затем зеленые – на 2 меньше… Примечание: бусины можно нанизывать не на веревку, а на штырьки. Задания будут аналогичные. Ящик ПЕРТРА №3 «Diskrimination»(возможная индивидуальная и групповая форма работы) 2 Развитие внимания, зрительного восприятия, моторики рук, мышления, развитие коммуникативных навыков. Игра «Гусеница»Дети делятся на две команды. Каждой команде раздается веревка с деревянными наконечниками. В каждой команде выбирается ребенок – «голова гусеницы» и ребенок – «хвост гусеницы».Вариант 1По команде психолога «голова» нанизывает деталь на шнур, а хвост прогоняет их. Затем «голова» становится в «хвост» гусеницы. Таким образом, каждый ребенок, в процессе выполнения упражнения, играет роль, как «головы», так и «хвоста». При этом возможно нанизывать любые детали. Выигрывает команда, собравшая гусеницу за наименьшее время. Ящик ПЕРТРА №3 «Diskrimination»(возможная индивидуальная и групповая форма работы) Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание Вариант2Дети собирают гусениц по вербальной инструкции психолога (при определении команды-победителя учитывается не скорость, а правильность подбора элементов)Вариант 3Дети собирают гусениц по схеме-образцу. (при определении команды-победителя учитывается скорость и правильность подбора элементов)Вариант схемы см. Примечание Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание 3 Развитие зрительного восприятия, мышления, внимания. Игра «Волшебная палочка» Каждому ребенку раздаются деревянные штыри и кубики для их фиксации.Вариант 1Совместно с детьми психолог собирает волшебную палочку, затем дети должны собрать палочки: сохраняя цветовой порядок (возможно не учитывать форму деталей)/учитывая форму деталей (возможно не учитывать цвет деталей)/ учитывая и цвет и форму деталей.Вариант 2Детям предъявляется образец-схема для воспроизведения.Вариант схемы см. ПримечаниеВариант 3Дети собирают «волшебные палочки» по вербальной инструкции психолога.у ребенку раздаются деревянные штыри и кубики для их фиксации. Ящик ПЕРТРА №3 «Diskrimination»(возможна индивидуальная и групповая форма работы) Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание 1 Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления. Игра «Наведи порядок»На доске – основе в произвольном порядке задаются направления красным фигурам – образцам и неокрашенным деревянным фигурам. Дети должны «навести порядок», учитывая расположение образцов. Ящик ПЕРТРА №4«Relation»(возможна индивидуальная и групповая форма работы). 2 Развитиевнимания, зрительного восприятия, мышления, моторики рук. Игра «Повтори дорожку» Вариант 1(вариант игры для двоих детей)На доске-основе психолог разделяет пространство на две равные части. Дети устанавливают в отверстия деревянные штырьки с круглым наконечником, по углам пространства устанавливаются специальные штырьки-фиксаторы для резинок из набора. Первый ребенок должен проложить дорожку из резинки в произвольном порядке, так, чтобы начало и конец резинки оказались зафиксированы в специальных штырьках-фиксаторах. Второй ребенок должен повторить путь. Затем игроки меняются ролями (второй ребенок придумывает, первый – повторяет)Вариант 2(индивидуально)Образец дорожки выкладывает психолог. Ящик ПЕРТРА «Relation»(возможна индивидуальная форма работы, работа в микрогруппе – 2 ребенка) Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание 3 Развитие зрительного восприятия цвета, внимания, пространственного мышления Игра «Шнуровки»Вариант 1На доске - основе психолог выкладывает узор с помощью штырьков и шнура. Ребенку предлагается выложить шнуром узор по предложенному образцу. Вариант 2Психолог заготавливает карточки-схемы узоров, которые можно выложить шнуром. Ребенку предлагается выложить с помощью штырьков и шнура узор по заданной схеме. Вариант 3На доске-основе ребенку предлагается выложить с помощью штырьков и шнура узор по собственному замыслу. Вариант 4На доске- основе психолог выкладывает узор с помощью штырьков и шнура. Ребенку предлагается выложить шнуром узор, зеркальный предложенному образцу. Ящик ПЕРТРА №4«Relation»(возможна индивидуальная и групповая форма работы). Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание 1 Развитие моторики рук, координации движений, коммуникативных навыков, произвольности. Игра «Формула 1»Перед детьми выложена дорога, которая так же представлена схематично. Дети делятся на две команды. В пунктах отправления расположены металлические шарики, дорога накрыта оргстеклом, зафиксированным специальными ремнями. По сигналу психолога дети должны, по очереди, с помощью деревянной ручки, поймать по одному шарику и провести их в пункт отправления соперника по самой короткой дороге, через центральный блок / по самой длинной дороге, минуя центральный блок. Та команда, чьи шарики окажутся первыми в «депо» соперника – выигрывает.Вариант схемы см. Примечание Ящик ПЕРТРА №5«Grafomotorik»(групповая форма работы) Игровые упражнения № п/п Цель Название и описание игр Примечание 1 Развитие внимания, зрительного восприятия, моторики рук, коммуникативных навыков, произвольности. Игра «Горошины»Каждому ребенку раздается длинный деревянный штырь определенного цвета (основа для горошин). Он фиксируется ребенком на доске-основе. В начале игры психолог бросает кубик с изображением различных цветов. Тот игрок, чей цвет палочки выпал на кубике, раскручивает специальный кубик-юлу и нанизывает на палочку столько бусин, сколько у него выпало. Далее этот участник бросает кубик с изображением различных цветов, тем самым определяя следующего игрока. Побеждает тот, чьи горошины будут собраны первыми. Ящик ПЕРТРА №6«Handgtschicklichkeit»(групповая форма работы) 2 Развитие координации в системе «глаз-рука», тонкой моторики рук, коммуникативных навыков. Игра «Боулинг»Каждый игрок получает по две шайбы определенного цвета. Игровое поле ограничивается деревянными штырями и резинкой. Выставляются кегли. Каждый ребенок, при помощи натяжения резинки, отправляет шайбы на противоположную сторону поля (2 попытки), после чего подсчитывается общее число сбитых кеглей. Побеждает игрок, сбивший большее число кеглей. Ящик ПЕРТРА №6«Handgtschicklichkeit»(групповая форма работы) 3
Развитие внимания, зрительного восприятия, моторики рук, мышления. Игра «Продолжи ряд» Психолог на доске-основе с 280 отверстиями выкладывает ряд из деревянных цилиндров со штырьками для крепления. Затем каждый ребенок должен выложить следующий ряд, учитывая закономерность предыдущего. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Методическое пособие «Игровой комплект «Пертра». Набор психолога. Методические рекомендации. – М.: ИНТ. – 58 с.Интернет-источник: Образовательный центр «Интокс»http://edu.obrtech.ru/data/lib/61_Nabor_psihologa_PERTRA._Metodicheskoe_posobie.pdf ПРИЛОЖЕНИЯ –СХЕМЫ (ящ. №3) (ящ.№2) (ящ. №5) (ящ.№1) (ящ.№3 )