Урок русского языка в 5 классе с применением идей 7 модулей Программы Кембриджского университета Тема: Словосочетание. Строение словосочетания.
Красницкая Инга Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
КГУ « Любимовская основная школа»
Урок русского языка в 5 классе с применением идей 7 модулей Программы Кембриджского университета
Тема: Словосочетание. Строение словосочетания.
Цели: 1.Дать понятие о синтаксисе как разделе лингвистики,
2.Формировать представление о словосочетании как единице синтаксиса,
3.Воспитывать языковое чутьё, бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: учебник Русский язык 5 класс Алматы, «АТАМ`РА
», 2015,схемы, стихи об октябре, рифмованное правило,музыкальное сопровождение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] « Чарующая музыка осени» , Дерево Успеха ( для рефлексии)
Тип урока: нестандартный « Хочу всё знать!»
Методы: словесный, частично-поисковый, творческий, творческого чтения
Ход урока
Организационный момент.
Создание коллаборативной среды
Понедельник-трудный день,
Но учиться мне не лень.
Нужно только постараться
И во всём мне разобраться.
Вновь Лингвистика зовёт:
Дел ещё невпроворот!
Нужно Синтаксис учить,
Со словами дружно жить,
Находить словосочетания...
Всё! Включаю я внимание!
( И.А.Красницкая)
Стадия вызова:
Учитель: На урок я принесла различные картинки с изображением времени года.
Ребята выбирают картинки с видами осени. Учитель: Нравятся ли вам они? Почему?
Обратите внимание на доску
На доске написано
Опадающие листья, журавлиный клин, короткие дни, моросящие дожди, урожайная пора.
Учитель: Как вы думаете, ребята о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?( О словосочетании)
Введение в замысел урока.
Откройте учебник на странице стр. 61.
Читаем и разбираем теоретический материал на странице 61( Словосочетание и его строение), заполняем таблицу Использование стратегии Знаю- Хочу узнать –Узнал
Знаю
Хочу узнать
Узнал
После заполнения таблицы ребята делают выводы
Для общения нужно не только владеть большим запасом слов, но и правильно эти слова связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли.Необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений, текста.Синтаксис-это раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи.
Словосочетание-это сочетание двух слов,связанных по смыслу и грамматически.Одно из них является главным, другое-зависимым.от главного задаётся вопрос к зависимому слову.
Модель словосочетания показывает,какое из двух слов является главным, а какое-зависимыми какими частями речи они выражены.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, признаки, действия, но у словосочетания значительно больше возможностей передать смысл, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного слова.
Есть замечательное рифмованное правило. Давайте его выучим.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть - без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда наоборот.
Запомни как основу.
3.Закрепление темы.
На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
Читаем выразительно стихи об осеннем месяце-октябре .Находим словосочетания ( устно)
И. Демьянов
Октябрь приближается
Октябрь приближается.Но светел день лесной.И осень улыбаетсяНебес голубизной,
Притихшими озерами,Что стелют синь свою,И розовыми зорямиВ березовом краю!
Вот мхов седые кружеваНа старом валуне,И желтый листик кружится,Другой уже на пне!..
А рядышком, под лозами,Под их густую сень,Забрался подберезовик –И шляпа набекрень.
Но все в лесу печальнее:Найти цветка не смог,Как маятник качаетсяОсиновый листок.
Деревьев тени длинныеИ холодней лучи.А в небе журавлиныеЖурчащие ручьи!
Г. Соренкова
ОКТЯБРЬ
Сеет дождик в октябреЛужи на дороге.В желтой кружатся листвеОсени тревоги.Лес багряный за рекойВ белой дымке скрылсяИ тумана пеленой,Как плащом укрылся.Тучи по небу с утраСтаями летают.Дни листки календаряОктябрю считают.
Г. Новицкая
ОКТЯБРЬ
Листва всю землю устилает,Рыжеют чёрные поля.И в серых тучах день скучает,И ветру сдались тополя.И вдруг, неведомо откуда,Среди осенней кутерьмыЗайчишка белоснежным чудомНесёт в поля клочок зимы.
Н. Варгус
На дворе октябрь осень,С клёнов листья все опали,Опадая, улетали, всё шептали–мы устали
Лишь весною точно знаем,Мы вернёмся с птичьей стаей.Но октябрь, дни короче,Холода не за горами,
Все сильнее ветер, впрочем,Мы гуляем и осень с нами,В сапогах, в шарфах с зонтами,
А зонты- цветные листья,И рябины красной кистиРазукрасили природу,Хмурость дня и непогоду.
Октябрь уж наступил... Октябрь уж наступил уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад дорога промерзает.Журча еще бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.
(А. Пушкин)
Творческое задание.
Перед вами листок бумаги. Представьте, что вы-художник и должны нарисовать картину «Октябрь». Покажите, какие цвета вами будут использованы в картине. Расскажите, почему. Итак, звучит музыка,а мы занимаемся творчеством.
Составьте словосочетания, связанные с тем, что изображено на ваших рисунках.
Работа с упражнениями. Упр 125. Работа в парах
Упр. 127( Работа с цветной вклейкой учебника - изображением города Астаны)
Выводы. Итоги урока. Самооценивание
Рефлексия. Дерево успеха.
Учитель выразительно читает стихотворение
Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,
Оставшись сам с собой наедине,
К чему стремится и чего он жаждет,
О чем мечтает дома в тишине,
О чем порою думает ночами,
Какого чуда он от жизни ждет,
И грезит вдруг какими миражами,
Какие замки строит он в мечтах,
О чем тоскует, мается, грустит,
Какими тайнами воспоминаний
Он раны сердца часто бередит.
Но, к сожаленью, это невозможно
Узнать, что человек в себе хранит:
Все чувства его спрятаны надежно,
И мир души не каждому открыт.
Н.Петренко
Даю домашнее задание,
Чтобы прочными были знания
параграф 217 составить схему упр.126