Урок русского языка в 5 классе с применением идей 7 модулей Программы Кембриджского университета Тема: Словосочетание. Строение словосочетания.

Красницкая Инга Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
КГУ « Любимовская основная школа»

Урок русского языка в 5 классе с применением идей 7 модулей Программы Кембриджского университета

Тема: Словосочетание. Строение словосочетания.
Цели: 1.Дать понятие о синтаксисе как разделе лингвистики,
2.Формировать представление о словосочетании как единице синтаксиса,
3.Воспитывать языковое чутьё, бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: учебник Русский язык 5 класс Алматы, «АТАМ`РА
», 2015,схемы, стихи об октябре, рифмованное правило,музыкальное сопровождение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] « Чарующая музыка осени» , Дерево Успеха ( для рефлексии)

Тип урока: нестандартный « Хочу всё знать!»

Методы: словесный, частично-поисковый, творческий, творческого чтения

Ход урока
Организационный момент.
Создание коллаборативной среды

Понедельник-трудный день,
Но учиться мне не лень.
Нужно только постараться
И во всём мне разобраться.
Вновь Лингвистика зовёт:
Дел ещё невпроворот!
Нужно Синтаксис учить,
Со словами дружно жить,
Находить словосочетания...
Всё! Включаю я внимание!
( И.А.Красницкая)

Стадия вызова:
Учитель: На урок я принесла различные картинки с изображением времени года.
Ребята выбирают картинки с видами осени. Учитель: Нравятся ли вам они? Почему?
Обратите внимание на доску
На доске написано
Опадающие листья, журавлиный клин, короткие дни, моросящие дожди, урожайная пора.
Учитель: Как вы думаете, ребята о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?( О словосочетании)
Введение в замысел урока.
Откройте учебник на странице стр. 61.
Читаем и разбираем теоретический материал на странице 61( Словосочетание и его строение), заполняем таблицу Использование стратегии Знаю- Хочу узнать –Узнал
Знаю







Хочу узнать
Узнал


После заполнения таблицы ребята делают выводы
Для общения нужно не только владеть большим запасом слов, но и правильно эти слова связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли.Необходимо знать правила построения словосочетаний, предложений, текста.Синтаксис-это раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи.
Словосочетание-это сочетание двух слов,связанных по смыслу и грамматически.Одно из них является главным, другое-зависимым.от главного задаётся вопрос к зависимому слову.
Модель словосочетания показывает,какое из двух слов является главным, а какое-зависимыми какими частями речи они выражены.
Словосочетание, как и слово, называет предметы, признаки, действия, но у словосочетания значительно больше возможностей передать смысл, потому что зависимое слово конкретизирует смысл главного слова.
Есть замечательное рифмованное правило. Давайте его выучим.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто же кто есть - без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову,
И никогда наоборот.
Запомни как основу.

3.Закрепление темы.

На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
Читаем выразительно стихи об осеннем месяце-октябре .Находим словосочетания ( устно)

И. Демьянов
Октябрь приближается
Октябрь приближается. Но светел день лесной. И осень улыбается Небес голубизной,
Притихшими озерами, Что стелют синь свою, И розовыми зорями В березовом краю!
Вот мхов седые кружева На старом валуне, И желтый листик кружится, Другой уже на пне!..
А рядышком, под лозами, Под их густую сень, Забрался подберезовик – И шляпа набекрень.
Но все в лесу печальнее: Найти цветка не смог, Как маятник качается Осиновый листок.
Деревьев тени длинные И холодней лучи. А в небе журавлиные Журчащие ручьи!

Г. Соренкова
ОКТЯБРЬ
Сеет дождик в октябре Лужи на дороге. В желтой кружатся листве Осени тревоги. Лес багряный за рекой В белой дымке скрылся И тумана пеленой, Как плащом укрылся. Тучи по небу с утра Стаями летают. Дни листки календаря Октябрю считают.

Г. Новицкая
ОКТЯБРЬ
Листва всю землю устилает, Рыжеют чёрные поля. И в серых тучах день скучает, И ветру сдались тополя. И вдруг, неведомо откуда, Среди осенней кутерьмы Зайчишка белоснежным чудом Несёт в поля клочок зимы.

Н. Варгус
На дворе октябрь осень, С клёнов листья все опали, Опадая, улетали, всё шептали –мы устали
Лишь весною точно знаем, Мы вернёмся с птичьей стаей. Но октябрь, дни короче, Холода не за горами,
Все сильнее ветер, впрочем, Мы гуляем и осень с нами, В сапогах, в шарфах с зонтами,
А зонты- цветные листья, И рябины красной кисти Разукрасили природу, Хмурость дня и непогоду.

Октябрь уж наступил...  Октябрь уж наступил уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы.
(А. Пушкин)

Творческое задание.
Перед вами листок бумаги. Представьте, что вы-художник и должны нарисовать картину «Октябрь». Покажите, какие цвета вами будут использованы в картине. Расскажите, почему. Итак, звучит музыка,а мы занимаемся творчеством.
Составьте словосочетания, связанные с тем, что изображено на ваших рисунках.

Работа с упражнениями. Упр 125. Работа в парах
Упр. 127( Работа с цветной вклейкой учебника - изображением города Астаны)

Выводы. Итоги урока. Самооценивание

Рефлексия. Дерево успеха.

Учитель выразительно читает стихотворение
Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,
Оставшись сам с собой наедине,
К чему стремится и чего он жаждет,
О чем мечтает дома в тишине,
О чем порою думает ночами,
Какого чуда он от жизни ждет,
И грезит вдруг какими миражами,
Какие замки строит он в мечтах,
О чем тоскует, мается, грустит,
Какими тайнами воспоминаний
Он раны сердца часто бередит.
Но, к сожаленью, это невозможно
Узнать, что человек в себе хранит:
Все чувства его спрятаны надежно,
И мир души не каждому открыт.
Н.Петренко


Даю домашнее задание,
Чтобы прочными были знания

параграф 217 составить схему упр.126