Урок по литературе на тему Жанровое и художественное своеобразие баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (7 класс)
Урок литературы по балладе А.С Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
(7 класс)
Учитель: Захарова А.Я.
Тема: «Жанровое и художественное своеобразие баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Тип: изучение нового материала
Цель урока: осмысление идейно-жанрового своеобразия баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Задачи:
Познакомить учащихся с балладой Пушкина «Песнь о вещем Олеге», сопоставив ее с летописными источниками;
Совершенствовать навыки анализа поэтического текста;
Ознакомиться с определением новых для школьников слов;
Развить навыки выразительного чтения школьников;
Формировать у учащихся ценностные ориентиры;
Воспитывать чувство патриотизма и верности человеческой памяти;
Создать условия для воспитания чувства любви к поэтическому слову Пушкина.
Вывод: автор дал произведению старинное жанровое определение «Песнь», чтобы подчеркнуть реальность описываемых событий. Однако баллада не просто сообщает нам о том или ином историческом событии, но и создаёт живой, наделённый индивидуальными чертами образ героя с помощью разнообразных средств художественной выразительности и делает князя Олега лицом поэтическим и чувствительным.
Основной метод: исследовательский.
Методические приемы: сообщение, чтение, рассказ учителя, беседа, словарная работа, прослушивание фонозаписи, работа над выразительным чтением, работа с иллюстрациями, анализ текста.
Оборудование: учебник, портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к «Песне…», интерактивная доска, фонозапись исполнения «Песни…» В. Качаловым.Ход урока
Слово учителя Действия учеников Время
Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Садитесь. Итак, сегодня на уроке литературы мы продолжим изучать творчество А.С. Пушкина. Но прежде, чем приступить к знакомству с другим его произведением, проверим, как вы справились с домашним заданием. Ученики приветствуют учителя и рассаживаются по своим местам. 1
Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были написать мини-сочинение по одной из иллюстраций к поэме «Медный всадник». Кто же желает поделиться с нами своим творением? (учитель просит двух учеников зачитать свои сочинения, выставляет оценки, остальные в конце урока сдают тетради на проверку) С места читают свои мини-сочинения. 3
Изучение нового материала.
Разговор о поэме «Медный всадник» мы закончили и теперь приступим к изучению следующего произведения Пушкина на историческую тему. Итак, запишите тему нашего урока: «Жанровое и художественное своеобразие баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Но для начала скажите мне, пожалуйста, что вы знаете из истории о князе Олеге, которого на Руси прозвали «вещим».
Хорошо, а теперь прослушаем сообщение вашего одноклассника на тему «Олег и его время».
1)Знакомство с летописным источником.
Спасибо за краткий экскурс в историю, эти знания помогут вам в восприятии баллады. Нужно сказать, что в «Песне о вещем Олеге» Пушкин интерпретирует реальные события глубокой древности. В основу «Песни…» положен текст древнерусских летописей. Сейчас я вам зачитаю историю князя Олега на древнерусском языке. (Учитель читает и комментирует (переводит на русский язык) фрагмент летописи «сказание о смерти Олега от коня» в учебнике. 2)Словарная работа.
Прежде, чем познакомиться с содержанием «Песни о вещем Олеге», прочитаем определение малознакомых слов, которые встречаются в этом произведении. Эти слова написаны на интерактивной доске:
Песнь – глава эпической поэмы, часть народного эпоса. Пушкин взял из летописного источника один эпизод, поэтому и назвал его «песнь».
Волхвы – название языческих жрецов у славян.
Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
Бранное поле или поле брани – поле битвы.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
Отроки – здесь молодые слуги князя.
Перун – бог грома и молний у древних славян.
Попона – покрывало для лошади.
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
Сеча – сражение.
Тризна – похоронный обряд у древних славян.
Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
3)Знакомство с текстом.
А теперь прослушаем фонозапись «Песни о веще Олеге».
4)Беседа по вопросам.
-Что поведал кудесник о жизни князя?
-Что предсказал кудесник князю?
- Каковы отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге?
- Какой взгляд Пушкина на поэта и поэзию выразил кудесник в ответе князю?
- Что чувствует князь, прощаясь с конем?
- В каком жанре написана «Песнь…»?
- Вспомним определение этого жанра, оно написано на доске.
- Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга?
- А почему баллада названа песнью?
- Именно средства художественной выразительности делают балладу рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным и проникновенным. Приведите примеры.
5) Работа с иллюстрациями.
- Итак, а теперь давайте поработаем с иллюстрациями Васнецова к этой балладе, чтобы наиболее точно понять это произведение. На интерактивной доске представлены 3 картины, назовите эпизоды, которые на них изображены. Такими ли вы представляли себе главных героев?
- Пушкин обыгрывает прощание с конем драматургически, указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Как это отражено в иллюстрациях?
Записывают тему урока в тетради, вспоминают, кем был вещий Олег. Один из учеников рассказывает сообщение, заранее подготовленное дома, остальные слушают.
(Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских»). По велению Олега вокруг Киева были построены новые укрепления. Князь установил общие для всех территорий налоги. В последующие годы Олег присоединил земли древлян, днепровских северян и радимичей, освободив их от дани хазарам. В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.
Необычайная военная удача Олега, его ум и проницательность принесли ему прозвище «Вещий». Сохранилось множество преданий о его походах. Одно из них рассказывает, что Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости от укуса змеи, выползшей из черепа любимого коня князя. Князь Олег умер в 912 году, оставив сильное государство сыну Рюрика Игорю.)Ученики по очереди читают определения.
Слушают «Песнь…», следя за исполнителем по учебнику.
- «…прославлено имя», «щит на вратах «Цареграда», «волны и суша покорны», «завидует недруг».
- «…смерть от коня своего».
- Олег властен, снисходителен («любого возьмешь ты коня), недоверчив («усмехнулся»), кудесник – спокоен, смел, горд («волхвы не боятся», «дар им не нужен».- «Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен».
Вещий – мудрый, предсказывающий. Поэт независим, неподкупен, по мнению Пушкина, творит по велению Бога и сердца.
- Ему грустно, жаль расставаться с верным товарищем, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым.
- В жанре баллады.
- Один из учеников читает определение (Баллада – это лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.)
- Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись- прозаическое произведение, баллада – поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою.
- Автор дал произведению старинное жанровое определение «Песнь», чтобы подчеркнуть реальность описываемых событий , но баллада не просто сообщает нам о том или ином историческом событии, но и создаёт живой, наделённый индивидуальными чертами образ героя с помощью разнообразных средств художественной выразительности, это древний способ прославления
- Эпитеты: неразумные хазары, могучий Олег, вдохновенный кудесник.
Метафоры: «грядущие годы таятся во мгле».
Сравнения: «…как чёрная лента, вкруг ног обвилась…, «.. и кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана…».
Олицетворение: «и волны, и суша покорны тебе».
Инверсия: «с волей небесною».
Градация: «И синего моря обманчивый валВ часы роковой непогодыИ пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…И холод, и сеча ему ничего.Но примешь ты смерть от коня своего».
10
2
5
18
3
Подведение итогов.
«Песнь о Вещем Олеге» написана в жанре баллады. Она дополняет содержание своего первоисточника - летописи, помогает представить исторических героев, увидеть их характеры и судьбы. Но, в отличие от летописи, баллада является рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным и проникновенным. Она не просто сообщает нам о том или ином историческом событии, но благодаря перу А.С. Пушкина создаёт живой, наделённый индивидуальными чертами образ героя с помощью разнообразных средств художественной выразительности. 2
Задавание на дом: подготовить выразительное чтение баллады; выучить фрагмент баллады наизусть. 1