Методические материалы по литературе на тему Художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание


Люкина Наталия Аркадьевна,
учитель первой квалификационной категории
КОГОБУ «Просницкий лицей»
Кирово-Чепецкого района Кировской области
Технологическая карта урока литературы в 10 классе
Тема: Художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Анализ эпизода.
Дидактическая цель: создать условия для развития универсальных учебных действий в процессе чтения, осмысления и анализа прочитанного текста средствами технологии…. и ИКТ – технологии.
Тип урока: Урок развития аналитического мышления. Урок изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать и анализировать прочитанный текст, ориентироваться в содержании и понимать целостный смысл, находить необходимые изобразительно-выразительные средства языка (тропы и фигуры речи), детали из фрагмента произведения, повторить структуру сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), и элементы композиции и художественные приемы (монолог, портрет, интерьер), психологизм и критический реализм, видеть художественное своеобразие романа, единство формы и содержания, уметь сопоставлять произведение писателя с творчеством других авторов художественной литературы 19 века.
Метапредметные:
а)познавательные: научить объяснять явления действительности, систематизировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи,ориентироваться в содержании и понимать целостный смысл, сопоставлять основной текст и внетекстовые компоненты, способствовать формированию исследовательских умений и навыков, смыслового чтения и анализа, уметь строить логическую цепь рассуждений, уметь формулировать тезисы и делать выводы; воспроизводить полученные ранее знания; анализировать языковой материал; вести поиск информации и понимать прочитанный текст; отбирать языковой материал; устанавливать связи между целью деятельности и ее результатами;
б)коммуникативные:уметь планировать учебное сотрудничество между учителем и учениками; слушать собеседника и строить высказывание; понимать позицию других, осуществлять учебное сотрудничество;
в)регулятивные:уметь адекватно формулировать цель деятельности; осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном; сверять свои действия с целью дополнить и исправить ошибки; контролировать своё время и управлять им;контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, развивать способности к самообразованию.
Личностные: уметь читать постигать глубину художественного текста, воспринимать эстетическую информацию, понимать душевное состояние персонажа, уметь сопереживать героям художественных произведений; формировать готовность к выполнению прав и обязанностей ученика; доброжелательное отношение к окружающим; потребность к самовыражению и самореализации, самообразованию и готовность к сотрудничеству.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, проектор, компьютер, презентация, пособие для подготовки к ЕГЭ по литературе Е.Л.Ерохиной, раздаточный и справочный материал для учащихся (словарь литературоведческих терминов, план анализа художественного произведения, толковый словарь В.Даля), рабочие тетради по литературе.
Таблица 1
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организация
начала урока. Настраивает на работу
и общение. Готовность к общению.
2.Целеполагание
и мотивация. Организует диалог,
помогающий детям в
постановке личностно-
значимых целей. Дети ставят перед собой
цели на данный урок.
3.Актуализация
знаний и умений. Задаёт вопросы, подготавливает
учащихся к восприятию,
осмыслению и анализу
текста.
Дети настраиваются навосприятие и осмысление
текста.
4.Организация
восприятия,
осмысления. Читает эпизод романа.
Слушают текст.
5.Первичная
проверка
понимания. Беседует с учащимися повосприятию и осмыслению
текста. Отвечают на вопросы,
дополняют ответы.
6.Организация
первичного
закрепления. Предлагает самостоятельно
сформулировать тезисы,
корректирует записи,
дополняет ответы. Самостоятельно формулируют
тезисы о художественномсвоеобразие романа,
читают вслух.
7. Вторичное
чтение текста
и самостоятель-
ная работа
учащихся вгруппах.
Предлагает выполнить
задания в группе, координи-
рует работу в группах,
корректирует ответы. Работают в группах надпоиском необходимойинформации. Лидеры руково-
дят работой в группах,
распределяют задания,
заполняют таблицу
фиксируют правильные
ответы.
8.Подведение
итогов
Объявляет рейтинг успешности
на уроке по итогам
исследования.
Даёт информацию о домашнемзадании. Подводят итоги вместе
с учителем. Записывают
выводы в тетради о мастер-
стве писателя-психолога,
афоризмы из творчества
писателя в тетради.
9.Организация
беседы и запись
домашнего
задания. Задает вопросы учащимся,
предлагает тему для размы-
шлений. Дает информацию
о домашнем задании.
Беседуют с учителем,
учатся размышлять напримере учителя.
Оценивают свою деятельность
на уроке.
10. Рефлексия. Организует деятельность
учащихся по самооценке. Оценивают свою деятельность
на уроке.
Приложение
Сценарий урока на тему: Художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Анализ эпизода романа.
1.Вступительное слово учителя. Цели и задачи урока.
На экране презентация о писателе Ф.М.Достоевском с эпиграфом к уроку. О мастерстве писателя-психолога. (слайд 1).
Критика о романе "Преступление и наказание": отзывы современников "Критика на роман "Преступление и наказание" появилась в журналах и газетах сразу после его публикации в "Русском вестнике" в 1866 году. Современники Достоевского приняли его новый роман с огромным интересом и любопытством. Одни критики осуждали Достоевского, другие - восхищались новым романом. Но никто не остался равнодушен.
Отзывы критиков и литераторов XIX века актуальны и интересны и в наше время, в XXI веке. Почему?
Потому что отзывы позволяют нам понять, как именно современники Достоевского восприняли роман "Преступление и наказание". Читайте также: Вся критика о Достоевском Критика Д. И. Писарева о "Преступлении и наказании"
Итак, начнем мы с одного любопытного отзыва сгазете 1867 года. Это - негативная рецензия в газете "Гласный суд", в которой критик не лестно отзывается о Достоевском и его романе: Отзыв из газеты "Гласный суд", 1867 год 
"... Начало этого романа наделало много шуму, в особенности в провинции, где все подобного рода вещи принимаются, от скуки, как-то ближе к сердцу...
... О новом романе говорили даже шепотом, как о чем-то таком, о чем вслух говорить не следует...
... По прочтении "Преступления и наказания" невольно является вопрос: что это такое? Роман это или просто психологическое исследование, изложенное в общедоступной форме?
... если даже автор в лице Раскольникова и действительно хотел воссоздать новый тип, - то попытка эта ему не удалась. У него герой вышел - просто-напросто сумасшедший человек, или, скорее, белогорячечный ...
... У Раскольникова - все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду... ... роман г. Достоевского, в способностях которого к тонкому анализу я сильно сомневаюсь..."
Учитель: Догадались ли вы, что мы сегодня будем исследовать?
Мы будем говорить о стилистическом своеобразии романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», о том, с помощью каких художественных приемов был создан роман, в чем заключается психологизм романа. Ответить на эти вопросы нам поможет исследование одного из эпизодов произведения.
Учитель: Итак, в чем заключается мастерство писателя Ф.М.Достоевского?(продолжает и развивает традиции психологического реализма)
Каковы основные особенности психологизма в творчестве писателя, в частности, в романе «Преступление и наказание»?
В романе автор использует различные способы раскрытия внутреннего мира: внутренние монологи, поступки, высказывания, диалоги. А также использует сюжетные элементы: пейзаж, интерьер и внесюжетные элементы: изображение внешнего мира, пейзаж, портрет). И, конечно, автор в романе использует психологические детали и символы, например, символичен сон Раскольникова об убийстве Савраски накануне преступления.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и формулируют цели и задачи, поставленные перед классом и перед собой.
- Будем учиться читать, понимать и постигать глубину художественного текста
-Будем исследовать эпизод романа «Преступление и наказание» с целью доказать, что Достоевский создал роман как писатель-психолог, в котором использовал различные способы и приемы раскрытия внутреннего мира литературного героя
-Докажем, что Достоевский написал роман-трагедию с единством формы и содержания.
-Исследуем стилистику текста, художественное своеобразие романа.
2.Чтение учителем экспозиции романа «Преступление и наказание».
3.Беседа по восприятию и осмыслению текста. (пособие для подготовки к ЕГЭ по литературе Е.Л.Ерохиной).
Учитель:
1)Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент? (роман)
2)«В каком городе происходят события? (Петербург)
3)Назовите имя главного героя? (Родион Раскольников, студент юридического факультета)
4)«На какое дело хочу покуситься…», - о каком деле рассуждает Раскольников? (убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны)
5)Какое впечатление производит этот текст? Какое настроение передает автор?(Грустное, гнетущее, вызывает интерес к поступкам и мыслям молодого человека, сочувствие, потому что он задолжал хозяйке и боится с ней встречи)
6)Выделите ключевые слова в этом фрагменте. (Молодой человек, квартирная хозяйка, каморка, боялся встретиться, был должен).
7)Найдите в тексте незнакомые или непонятные по смыслу слова (Ипохондрия, аксиома)
Дадим определение этим словам.
Ипохондрия – болезненно-угнетенное состояние, болезненная мнительность.
Мнительный – видящий во всем для себя что-то неблагоприятное, всего опасающийся.
Аксиома – 1.Исходное положение, принимаемое без доказательств, лежащее в основе истины (спец). 2.Положение, принимаемое без доказательств (книжн).
Зад. Опишите характер и настроение главного героя романа. Дайте характеристику его как личности.
Характер: несчастный молодой человек, задавленный бедностью, нелюдимый, необщительный, невеселый по характеру, странный, одержимый идеей, гордый.Настроение: угнетенное настроение, страх и стыд испытывает, не платит за жилье, совесть мучает.
Нам хочется узнать продолжение истории этого странного молодого человека, интересного и одновременно несчастного, с самого начала романа. В этом заключается художественное мастерство писателя-психолога Ф.М.Достоевского.
8)Каким элементом сюжета является приведенный фрагмент?(Экспозиция. Элемент сюжета).Экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем (спец.)
Учитель: давайте вспомним, что такое экспозиция как элемент сюжета. (слайд 3.Сюжет)
9)Укажите название элемента композиции, являющегося описанием части реальной обстановки, в которой разворачивается действие: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». (Пейзаж)
Повторим элементы композиции (слайд 4.Композиция).
10) Установите соответствие между художественными приемами и терминами.
Художественный прием
А) «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру»
Б) «На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!» - подумал он со странною улыбкой…»
В) «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
1)внутренний монолог
2)портрет
3)интерьер
4)речевая характеристика
Учитель: Давайте проверим правильность заполнения таблицы. (слайд 5.Худ.приемы)
Сделаем выводы о том, что в предлагаемом фрагменте автор соблюдает единство формы и содержания. Использует разнообразные художественные приемы, такие, как: внутренний монолог, портрет, интерьер, чтобы в начале романа приоткрыть на некоторое время читателю внутренний мир героя и заинтриговать читателя.
Странный молодой человек, одержимый идеей, идет по делам и не замечает окружающего мира. И в то же время он стеснен бедностью. Терпит унижение и страх перед хозяйкой, которой задолжал за съемную квартиру-каморку.Он должен хозяйке и боится с ней встречи.
Он вызывает у читателя интерес и одновременно сочувствие и желание сопереживать судьбе героя. В этом заключается мастерство писателя-психолога Ф.М.Достоевского.
Молодцы.
Учитель ставит за каждый правильный ответ плюс или балл.
3.Формулировка и чтение тезисов.
Ребята. Откройте тетради. Запишите эту мысль в тетради в форме тезисов.
Итак, в чем заключается своеобразие художественной формы романа, в частности, анализируемого эпизода?
Учащиеся по желанию читают. Четыре ученика. Из каждой группы. Учитель ставит за работу плюс или балл.
4. Вторичное чтение текста и самостоятельная работа в группах.
Дальше вы поработаете самостоятельно. В группах. В целях рационального использования времени предлагаю задания распределить. Мы будем заполнять предложенные таблицы(?). Каждой группе будет свое задание.Но цель у нас будет одна – выявить художественные особенности данного текста, показать примерами, что Достоевский – писатель-психолог тщательно выбирал необходимые слова, чтобы показать тревожный мир героя, находящегося на грани нищеты.
1 группа. Найти в тексте и выписать художественные тропы (Эпитеты. Метафоры. Сравнения. По два-три примера.) У вас на столах словарики с литературоведческими терминами(?).
2 группа. Найти в тексте и выписать лексические средства. (Фразеологизмы. Разговорные слова. Синонимы. По два-три примера.)3 группа. Найти в тексте и выписать морфологические средства. (Глаголы. Существительные. Прилагательные)4 группа. Найти в тесте и выписать фигуры речи и синтаксические средства.(Градация. Инверсия. Ряды однородных членов)На выполнение задания даю пять минут. Можете обсуждать в группе поиск. Для начала выберите лидера вашей группы.
А сейчас давайте заполним нашу таблицу. В дальнейшем вы можете ее использовать при написании сочинения или рецензии.
Один ученик от группы читает по словарю определения, второй читает в записях найденные средства, а третий выходит и заполняет таблицу. Учитель корректирует ответы. Получается общая таблица «Стилистика текста. Экспозиция романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Таблица №
Название таблицы
Художественные
тропы Лексические
средства Стилистическое
использование
частей
речи Стилистический
синтаксис.
Фигуры речи.
Эпитеты:
жара страшная,
ощущение
болезненное и
трусливое,
отвратительный
и грустный коло-
рит картины Фразеологизмы:
нет никакого
дела,
был должен,
мелькнуло на
миг Глаголы:
избегнуть встречи,
стыдился и мор-
щился, боялся
встретиться,
должен был Градация:
изворачиваться-
извиняться-
лгать;
проскользнуть-
улизнутьМетафоры:
задавлен бедностью
страх встречи пора-
зил, чувство омер-
нения мелькнуло
на миг Разговорная лек-
сика:
каморка,
изворачиваться,
улизнуть,
дребедень, воньСуществительные:
духота, толкотня,
известка, пыль,
жара, страх Инверсия:
но даже стеснен-
ное положение
перестало в
последнее время
тяготить его
Сравнения:
проскользнул кош-
кой
каморка походила
на шкаф Синонимы:
труслив-забит,
жалобы-угрозы,
углубился-
уединился,
проскользнуть-
улизнутьПрилагательные:
труслив и забит,
особенная летняя
вонь,
глубочайшее
омерзение Ряды однородныхчленов:
духота, толкотня,
известка, леса,
кирпич, пыль
летняявонь
5.Подведение итогов. Формулировки и записи тезисов о мастерстве писателя-психолога Ф.М.Достоевского. Или запись афоризмов. Эти записи ученики делают в тетради? Привести вариант записи.
6.Беседа с учащимися по заданному вопросу «Кого из русских писателей 19 века вы можете назвать писателями-психологами?»
Обязательно должны быть вопросы беседы. Или школьники отвечают только на один вопрос?
Учащиеся называют фамилии писателей-классиков.
Учитель останавливается на личности Л.Н.Толстого. И размышляет по теме.
В русской литературе 19 века было много писателей, исследующих внешний и внутренний мир героя. Это и А.С.Пушкин, и Н.В.Гоголь, и И.С.Тургенев. Но я хочу отметить художественные особенности великого писателя классика – Льва Николаевича Толстого.
Л.Н.Толстой в своих произведениях показывал «диалектику души», внутренний мир героев, многообразие чувств и эмоций, как человек под влиянием обстоятельств менялся. Писатель считал, что каждый может ошибаться, а потом жалеть о совершенных поступках, стремиться быть лучше, т.е. исправляться и совершенствоваться.
Сам Лев Николаевич всегда стремился к совершенству во всем. Прежде всего, вел дневник и анализировал свое поведение и поступки.
В его произведениях все герои испытывают внутренние страдания и переживания.
Это и Катюша Маслова из романа «Воскресенье», и Анна Каренина из одноименного романа, и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Пьер Безухов из романа-эпопеи «Война и мир». Но страдая, совершая ошибки, герои раскаиваются и избавляются от негативных поступков и мыслей.
Таким образом, Л.Н.Толстого смело можно назвать писателем-психологом 19 века, писателем-реалистом, исследующим человеческую душу.
7. Запись домашнего задания.
Сочинение на тему «Кого из русских писателей 19 века вы можете назвать писателями-психологами?»
Учитель объясняет требование по структуре, содержанию и объему сочинения (композиция и 200 слов). Непонятна конструкция задания.
Итак, ребята, это будет ваше домашнее задание. Запишите в дневники «Кого из русских писателей 19 века вы можете назвать писателями-психологами?»
8. Рефлексия.
Учитель включает медленную спокойную музыку (классическую или медитативную) и читает стихотворение о внутреннем состоянии радости. О том, как хорошо Жить на планете Земля.
Рекомендации Г.А. Русских
Введение.
Уточнить структуру урока (организационный момент, целеполагание и мотивация, актуализация знаний и умений, изучение нового материала, первичное закрепление знаний и умений, подведение итогов, домашнее задание).
Уточнить шапку таблица хода урока (этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, планируемые результаты)
Структуру сценария урока привести в соответствие со структурой урока.
Определить название таблицы.
Список использованных источников.  Телефон – 89229011142