Сценарий урока Ф.Шуберт Лесной царь


  
Методическая разработка
урока музыки «Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»»
для учащихся 7 класса

Автор : Щетинина Людмила Ивановна,
учитель музыки высшей квалификационной
категории.
«Ровеньковская общеобразовательная школа №6»
Тема урока: Баллада Ф.Шуберта «Лесной царь»
Цель урока: углубить знания о творчестве Ф. Шуберта на примере одной из жемчужин вокальной лирики в мире баллад – балладой «Лесной царь»;
Тип урока: расширение и углубление знаний
Вид урока: урок-беседа
Задачи урока:
Дополнить знания о жизненном пути композитора-романтика Ф.Шуберта.
Познакомить с вокальным жанром балладой.
Сделать анализ баллады Ф. Шуберта «Лесной царь».
ХОД УРОКА
«Поистине у Шуберта есть искра божья!»
(Людвиг ванн Бетховен)
Организационный момент:
Дети заходят в класс без звучания музыки.
Учитель музыка: Здравствуйте, ребята!
Учащиеся: Добрый день!
Учитель музыки: Внимание, внимание - тишина.
Учащиеся: Внимание, внимание - чудеса.
К нам идет, к нам идет музыка…
Виват, виват музыка!
2.Учитель. Ребята. Сегодня у нас на уроке новая музыка. Это – песня. Прежде чем она прозвучит вся, послушайте тему вступления. (Играет баян)
Какое чувство вызывает эта тема? Какой образ создает?
Дети. Тревоги, страха. Ожидания чего-то жуткого, непредвиденного.
Учитель играет снова, делая акцент на трех звуках: ре – си бемоль – соль, играя эти звуки плавно, связно.
Учитель. А сейчас?
Дети. Все сразу изменилось, исчезли настороженность и ожидание
Учитель. Хорошо, ребята, а сейчас вы услышите все вступление. Появится ли что-то новое в ощущении образа?
Звучит все вступление к балладе «Лесной царь».
Дети. Усиливается тревога, напряжение, наверное , здесь рассказывается о чем-то страшном, слышатся звуки- это как бы изображение погони.
Учительница обращает внимание ребят на слайд высвечивающий имя композитора Ф. Шуберта. Слайд 1.
Название произведения не называется. Дети слушают песню на немецком языке и следят за развитием образа.
Учитель. Песня построена на развитии образа вступления, уже знаомого вам?
Дети. Нет, разные интонации.
Учитель ставит для прослушивания второе обращение ребенка к отцу (интонация просьбы, жалобы).
Дети. Светлый образ. Спокойный . убаюкивающий.
Учитель. А что объединяет эти образы?
Дети. Пульсация, которая пришла из вступления, как бы рассказ о чем-то.
Учитель. А как вы думаете .чем заканчивается рассказ?
Дети. Произошло что-то страшное, быть может, даже смерть, как оборвалось что-то.
Учитель ставит запись последних аккордов произведения.
Учитель. Сколько было исполнителей?
Дети. Два – певец и пианист.
Учитель . Кто ведущий в этом дуэте?
Дети. Нет главных и второстепенных, они одинаково важны.
Учитель. Сколько певцов?
Ребята сказу не могут дать ответ.
Учитель. А почему я задала вам этот вопрос?
Дети. Потому что в музыке мы слышим несколько действующих лиц, певец был один за всех.
Учитель. Однажды друзья застали Шуберта читающим «Лесного царя» Гете…
Произнесено название и учитель читает текст баллады.
Затем, уже без пояснений, музыка «Лесного царя» звучит в классе во второй раз. Учитель обращает внимание ребят на интонации, их образность.
После вторичного прослушивания музыки начинается разучивание с ребятами начало баллады.
Учитель. Ребята, давайте вспомним интонации вступления для более точного исполнения. Вы же знаете, каков конец баллады, вот и исполните так, чтобы убедить всех слушающих эту музыку в первый раз в происходящем.
(Тональность была транспонирована для удобного пения ребят.)
Дети. Да, чтобы получилось выразительно, нужно просто встать на место этого персонажа, героя.
Учитель. Вот почему любители музыки хотят слушать различных исполнителей.
(Идет разучивание баллады.).
Учитель. Ребята перед вами три пейзажа: Н.Бурачик «Ревет и стонет Днепр широкий», В. Паленов «Стынет. Осень на Оке, близ Турусы», Ф. Васильев «Мокрый луг». Слайды 2,3,4.
Учитель. Как вы думаете ,на фоне которого из предлагаемых вам пейзажей могло проходить действие баллады?
Дети. Больше подходит первый пейзаж по своему колориту.
Учитель. А теперь найдите пейзаж, на котором изображена спокойная ночь, белеющий над водой туман и тихий, проснувшийся ветерок.
Дети выбирают Поленова и Васильева но ни кто не выбирает картину Бурачика.
Учитель зачитывает описание пейзажа из баллады Гете: «Все спокойно в ночной тишине, то ветлы седые стоят в стороне».
Дети выражают полное недоумение.
Учитель. Вы, наверно, думаете, что плохо поняли текст. Нет, это даже хорошо, так как поэт и композитор создали образ, который захватил нас в процессе слушания, и мы не замечали деталей. Произведение захватило нас целиком. Ведь и в жизни мы все воспринимаем через свои ощущения: хорошо нам и все вокруг хорошо, и наоборот. И картину вы выбрали ту, которая по своему образу наиболее близка музыке. Хотя эта трагедия могла разыграться и в ясный день, вы верно почувствовали. А послушаете, как почувствовал эту музыку поэт Осип Мандельштам:
Старинной песни мир, коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
Поэт выбирает тот же пейзаж, который выбрали мы с вами.