Урок музыки в 4 классе Песни и танцы Франца Шуберта
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Дегтярева Е. В.
Класс: 4
Предмет: Музыка
Тема урока: «Песни и танцы Франца Шуберта»
Место и роль урока в изучаемой теме: «Музыкальное путешествие» 2 четверть, 13 урок (по программе «Музыка» 4 класс В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак)
Цель урока: формирование ценностного и уважительного отношения к музыкальной культуре Австрии через знакомство с песенными и танцевальными жанрами в творчестве Ф. Шуберта.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с вокальными и танцевальными произведениями Ф. Шуберта;
Научить высказывать свои впечатления о прослушанных музыкальных произведениях Ф. Шуберта;
формировать умение слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека;
определять двухчастную музыкальную форму;
формировать вокально-хоровые и исполнительские навыки;
сформулировать особенности романтической музыки;
сравнить и сформулировать основные черты музыки венских классиков и романтической музыки Ф. Шуберта;
Развивающие:
формировать элементы эстетического вкуса и внутренней культуры;
формировать уважительное отношение к шедеврам зарубежной музыки и живописи;
расширить представления о роли романтической музыки в жизни человека;
развивать творческий потенциал в процессе коллективного музицирования;
формировать коммуникативные компетенции в процессе образовательной деятельности;
Формировать музыкальную культуру обучающихся на основе эмоционального восприятия музыки композитора Ф. Шуберта ;В процессе слушания и анализа музыкальных произведений развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Воспитательные:
формировать умение обсуждать проблемные вопросы;
формировать умение рефлексировать в ходе творческого сотрудничества;
Тип урока: формирование новых знаний;
Педагогическая технология: проблемное обучение;
Вид урока: комбинированный
Основные термины и понятия: миниатюра, двухчастная форма, вокальный цикл
Методы:
объяснительно-иллюстративный
словесный: рассуждение, беседа
частично-поисковый
стилевого погружения в музыку
художественного контекста
эмоциональной драматургии
репродуктивный
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая;
Планируемые результаты:
Предметные:
научиться слушать и анализировать музыкальные произведения Ф. Шуберта, развивать исполнительские способности, формировать вокально-хоровые навыки, выполнять творческие задания.
Метапредметные:
Познавательные – искать и выделять необходимую информацию, формировать ответы на вопросы, анализировать и делать выводы, строить рассуждения;
Коммуникативные - отвечать на вопросы учителя, внимательно слушать и понимать речь других, осваивать диалоговую форму общения; работать в группе (обсуждать способы выполнения работы, планировать совместную деятельность, учиться сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач).
Регулятивные - организовывать свою деятельность, понимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, использовать изученные способы действий при выполнении учебных заданий.
Личностные:
реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального творчества.
Оценивать свои музыкально-творческие возможности, результаты деятельности.
Планируемые результаты:
Узнать:
1.Важнейшие вехи жизни и творчества Ф. Шуберта.
2. Выявить особенности песенных и танцевальных жанров в творчестве Ф. Шуберта.
3.Знакомство с простой двухчастной формой в музыке. Особенности ее строения, неконтрастность разделов.
4.Сформулировать характерные особенности музыки венских классиков и романтиков.
Научиться:
1. Различать песенные, танцевальные истоки в музыкальных произведениях Ф. Шуберта.
2. Распознавать художественный смысл простой двухчастной формы.
3. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения
4. Определять форму музыкального произведения
Наглядность: Фотография Ф. Шуберта. Репродукции Г. Климта «Шуберт за фортепиано», О. Ренуара «Танец в городе» и «Танец в Буживале»;
Музыкальный материал:
Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание);
Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слушание);
Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа минор, соч. 94 № 3 (слушание);
Р. Роджерс «Эдельвейс» из мюзикла «Звуки музыки».
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, фортепиано;
Характеристика этапов урока
Цель этапа Время, мин Содержание учебного материала Методы и приемы работы Деятельность учителя Деятельность обучающихсяРезультаты
урока
Организационный этап
Проверка готовности обучающихся, включить в учебную деятельность на личностно-значимом уровне 1 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Личностные:
Самоопределение Организация начала урока.
Коммуникативные: Планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками.
Постановка темы и цели урока. Постановка проблемной задачи
Обозначить тему урока.
Подведение детей к постановке задач урока.
Постановка проблемного вопроса урока 1 Наглядный материал Проблемный вопрос
Слайд 1 Совместно с учащимися формулирует задачи урока.
Ставит проблемную задачу Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и задачу урока. Конкретный: Обозначили тему и задачи урока
Регулятивные:
Умение поставить учебную задачу
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Подготовка к освоению нового материала
Усилить познавательную активность. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф. Шуберта
3 Наглядный материл
Муз. словарь, тетрадь Объяснительно-иллюстративный метод
Слайды 2,3,4 Беседует с учащимися
Создает эмоциональный настрой
Объясняет задание Слушают учителя, записывают в тетрадь, словарь. Предметные: учащиеся узнают о жизни и творчестве Ф. Шуберта. Регулятивные:
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
Первичное освоение нового материала
1.Познакомить учащихся: с жанром песня, выразительными особенностями мелодии и аккомпанемента.
9 Муз. материал:
Ф. Шуберт «В путь» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»
понятие вокальный цикл
Беседа
Слушание
Пластическое интонирование
Слайды 5,6, 7, 8 Беседует с учащимися о выразительных средствах в муз. фрагменте, задает проблемные вопросы Слушают муз. фрагмент, обсуждают содержание, характер музыки, особенности мелодического рисунка песни и аккомпанемента. Пластически интонируют мелодию песни Предметные: учащиеся познакомятся с муз. произведениями.
Результат-вклад: учащиеся научаться умению слушать музыкальные произведения, овладеют слушательской культурой;
учащиеся научаться умению определять средства выразительности в музыке.
Познавательные
научатся ориентироваться в информационном материале, выделять специальную информацию из текста, графики.
Регулятивные:
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Коммуникативные
Формулировать собственное мнение и позицию.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала
Подведение детей к определению на слух муз. фрагментов
Познакомить учащихся с жанром вальс. 3 Муз. материал:
Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано
Понятие миниатюра Беседа
Слушание
Введение нового понятия
Слайд 9,10 Беседует с учащимися об особенностях жанра вальс. Включает муз. фрагменты.
Слушают муз. фрагмент, обсуждают содержание, характер музыки
Записывают в тетрадь.
Слушаю вальсы Шуберта.
Предметные: учащиеся смогут, используя средства музыкальной выразительности, определить на слух фрагменты, овладеют новым понятием
Познавательные:
Умение смотреть и подмечать важные детали; слушать и эмоционально откликаться на музыку.
Регулятивные:
Умение поставить учебную задачу
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Личностные:
Осознание ответственности за собственное мнение.
Проверка понимания учащимися нового материала
Освоение понятия культурных ценностей на примере вальсов Ф. Шуберта 3 Муз. материал:
Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано
Понятие двухчастная форма Проверка знаний
Слушание
Слайд 10 Беседует, задает вопросы. Создает эмоциональный настрой. Отвечают на вопросы
Определяют форму музыкального произведения Результат-вклад: учащиеся научаться определять двухчастную структуру произведения;
Метапредметные: учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы; Коммуникативные:
умение формулировать выводы навыков;
Познавательные:
- анализ, сравнение; формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Физ. минутка
2 вокализ Хоровое пение Исполняет распевку, выполняют дыхательное упражнение
распеваются, используя пластическое интонирование Результат-вклад: учащиеся настроятся на вокально-хоровую работу
7. Вокально-хоровая работа
Овладение необходимыми певческими умениями и навыками.
10 Песня Р. Роджерса «Эдельвейс» из мюзикла «Звуки музыки» Хоровое пение работа над интонированием
и дыханием по фразам.
Исполняет песню работа над интонированием
и дыханием по фразам.
Поют хором Результат-вклад: учащиеся овладеют исполнительской культурой, вокально-хоровыми навыками, определение танцевальной составляющей в песне.
Закрепление знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действия на уровне применения в измененной ситуации 4 «Музыкальный момент» Ф. Шуберта Проверка знаний
Слайды 11, 12 Беседует, задает вопросы. Создает эмоциональный настрой. Отвечают на вопросы формулируют характерные черты романтической музыки.
Предметные: Конкретные: учащиеся узнают о значении жанров песня и вальс, особенностях романтической музыки;
Познавательные:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Учёт разных мнений.
Регулятивные:
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
Обобщение и систематизация знаний.
Соотнесение поставленных задач с достигнутыми результатами 6 Заполняют таблицу Обобщение.
Работа в парах
Взаимопроверка
Слайд 13 Подводит учащихся к выводу
Называют основные позиции нового материала. Работают в группе, анализируют.
Осуществляют взаимопроверку Предметные: учащиеся смогут применить свои знания
Метапредметные: учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы;
Результат-вклад: учащиеся научаться уважительно и бережно относиться к произведениям искусства;
Познавательные
Учатся ориентироваться в информационном материале,
выделять специальную информацию из текста;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
Коммуникативные
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнение других
Рефлексия
оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников на уроке, обсудить и записать домашнее задание. 3 рефлексия Беседует, задает вопросы. Создает эмоциональный настрой. Делают вывод, что на уроке получилось, а что нет и почему. Метапредметные: обучающиеся научаться рефлек. в ходе творческого сотрудничества.Личностные:
Самооценка на основе критерия успешности; Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
2423160188595
Ход урока
1 Этап урока: Организационный этап.
Задача этапа: Включить учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Учитель организует совместную деятельность.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!» Настраиваются на учебную деятельность.
Исполнение «приветственной попевки».
Личностные:
Самоопределение
Коммуникативные: Планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками.
2 Этап урока: Активизация внимания. Постановка темы и цели урока. Постановка проблемной задачи
Задачи этапа: Обозначить тему урока. Подведение обучающихся к постановке задач урока. Постановка проблемного вопроса урока
1 слайд. Учитель задает вопросы, проводит анализ увиденного и подводит учащихся к постановке проблемы урока
Вспомните тему прошлых уроков, назовите имена композиторов, которых вы видите.
Почему их называли венскими классиками?
На этом уроке мы продолжим знакомиться с музыкальной культурой Австрии, но только 19 века.
Это совсем другая эпоха, связанная с новыми именами и новыми музыкальными традициями. Посмотрите на 2 слайд. Как вы думаете, о каких новых традициях пойдет речь? Рассуждают, и приходят к проблеме, поставленной учителем.
Венские классики Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. Их творчество связано со столицей Австрии Веной – центром музыкальной культуры Европы 18 века.
В 19 веке появились новые вокальные жанры, новые танцы, инструмент фортепиано. Конкретный: Обозначили тему и задачи урока
Регулятивные:
Умение поставить учебную задачу
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
3 Этап урока: Введение в тему урока. Подготовка к освоению нового материала
Задачи этапа: Усилить познавательную активность.
Учитель совместно с учениками формулирует проблему. Рассказывает о композиторе.
Слайды 3. Мы познакомимся с творчеством австрийского композитора 19 века Франца Шуберта, с его песнями и танцами. Франц Шуберт родился в пригороде Вены. Его творческая жизнь была связана с этим городом.
Слайды 4, 5. Вот дом, в котором жил Шуберт в Вене.
Главным жанром творчества Шуберта стала песня. Её герои – простые люди с их переживаниями, радостными и грустными. Сотрудничают с учителем, называют тему урока, цель, планируемые результаты.
«Песни и танцы Франца Шуберта»
Предметные:
учащиеся узнают о жизни и творчестве Ф. Шуберта.
Регулятивные:
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
4 Этап урока Первичное освоение нового материала
Задачи этапа: Организовать творческое сотрудничество.
Учитель рассказывает обучающимся о жанре песня, понятии вокальный цикл.
Слайд 6. Одна из песен композитора называется «В путь». Это первая песня вокального цикла «Прекрасная мельничиха», в который вошли 20 песен. В ней поется о юноше, отправившемся в долгое странствие навстречу новым испытаниям, встречам, радостям и горестям.
Слайд 7. Прочитайте текст песни «В путь». Послушайте эту песню. Это музыкальный рассказ о первой встрече. О чем рассказывает песня? Какое настроение господствует в песне?
Слайд 8. Послушайте ещё раз начало песни, опишите мелодию, какая она. Чему подражает звучание аккомпанемента? Чтобы ощутить движение мелодии воспользуемся приемом пластического интонирования.
Вывод: музыка передает настроение героя, аккомпанемент обладает изобразительными качествами. Слушают учителя, анализируют информационный материал, формируют свое мнение.
Записывают в тетрадь название, понятие вокальный цикл.
Настроение радостное, безмятежное, светлое. Песня звучит неторопливо, но ощущается постоянное движение водяной мельницы. Музыка передает движение времени, скоротечного пути, в который отправился юноша.
Выполняют задание - пластически интонируют мелодию.
Мелодия все время движется то вверх, то вниз – волнообразная Аккомпанемент очень быстрый, без пауз и остановок, отражает крутящееся колесо мельницы.
Предметные: учащиеся познакомятся с муз. произведениями.
Результат-вклад: учащиеся научаться умению слушать музыкальные произведения, овладеют слушательской культурой; учащиеся научаться умению определять средства выразительности в музыке.
Познавательные
научатся ориентироваться в информационном материале, выделять специальную информацию из текста, графики.
Регулятивные:
целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Коммуникативные
Формулировать собственное мнение и позицию.
5 Этап урока: Первичная проверка понимания учащимися нового материала
Задачи этапа: Организовать коммуникативное взаимодействие.
Подведение детей к определению на слух музыкальных фрагментов.
Слайд 9. Что мы видим на слайде?
В 19 веке стал популярным танец вальс. Австрийцам этот танец был особенно близок, ведь Австрия – родина вальса. Поначалу вальсы представляли собой музыкальные миниатюры.
Шуберт является автором около 400 танцевальных миниатюр. Миниатюрный – маленький, изящный.
Послушайте 2 вальса Шуберта, определите характер музыки. Изменялась ли музыка на протяжении звучания миниатюры?
Музыка изменялась один раз на протяжении всего звучания, каждый вальс состоит из двух разделов, двух частей.
На слайде видим танцующих людей.
Записывают в тетрадь понятие: миниатюра –произведение искусства маленькой формы
Слушают музыкальные миниатюры. Музыка нежная, проникновенная, напевная, плавная. Мелодия немного изменялась, но не было сильного контраста. Общее настроение нежности, проникновенности сохранялось.
Предметные: учащиеся смогут, используя средства музыкальной выразительности, определить на слух фрагменты, овладеют новым понятием Познавательные:
Умение смотреть и подмечать важные детали; слушать и эмоционально откликаться на музыку.
Регулятивные:
Умение поставить учебную задачу
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Личностные:
Осознание ответственности за собственное мнение.
6 Этап урока: Проверка понимания учащимися нового материала
Задача этапа: Освоение понятия культурных ценностей на примере вальсов Ф. Шуберта
Вы правильно определили. Вальсы в эпоху Шуберта как правило, состояли из двух коротких разделов, неконтрастных друг другу.
Слайд 10.
Послушайте 2 вальса. Определите каждый раздел произведения, при этом нужно поднять руку вверх.
Музыкальная форма, в которой две части объединяются в целое, называется двухчастной формой. Выполняют творческое задание.
Обучающиеся слушают 2 вальса, определяют каждую часть произведения.
Записывают в тетрадь понятие двухчастная форма
Результат-вклад: учащиеся научаться определять двухчастную структуру произведения;
Метапредметные: учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы;
Коммуникативные:
умение формулировать выводы навыков;
Познавательные:
- анализ, сравнение; формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Физ. минутка Исполняет распевку, выполняют дыхательное упражнение
Результат-вклад: учащиеся настроятся на вокально-хоровую работу
7 Этап урока: Вокально-хоровая работа
Задачи этапа: Овладение необходимыми певческими умениями и навыками
Ребята, сейчас вы услышите знакомую вам песню «Эдельвейс». Обратите внимание на музыкальные особенности этой песни. Что роднит эту песню с вальсами Шуберта?
Эта песня написана в 20 веке, но так же стала неотъемлемой частью австрийской музыкальной культуры. Разучивание песни Р. Роджерса «Эдельвейс» из мюзикла «Звуки музыки». Коллективно-исполнительская деятельность
Слушают песню, отвечают на вопросы.
Песню с вальсами роднит танцевальная основа, в ней ощущается вальсовость.
Разучивают песню, работают над интонацией и формируют дыхание по фразам. Результат-вклад: учащиеся овладеют исполнительской культурой, вокально-хоровыми навыками, научатся применять полученные знания.
8 Этап урока: Включение в систему знаний и повторение. Закрепление знаний
Задача этапа: повторить и закрепить учебное содержание.
Учитель в процессе опроса проверяет и оценивает знания учащихся.
Слайд 11
А теперь вернемся к музыке Шуберта, познакомимся с ещё одной миниатюрой, послушайте «Музыкальный момент». Как вы думаете, почему произведение так названо? Какое настроение вызвала эта музыка? Черты какого танцевального жанра явно ощутимы в его звучании?
Слайд 12. Франца Шуберта называют первым композитором-романтиком. 19 век называют эпохой романтизма. Его музыка передает самые искренние чувства, присущие человеку. Давайте назовем, какие произведения создавал композитор? Какая музыка характерна для романтизма? Отвечают на вопросы, рассказывают об особенностях звучания миниатюры, формулируют характерные черты романтической музыки.
Музыка изящная, легкая, танцевальная. Передает настроение композитора, когда он сочинял музыкальное произведение, в тот момент. Ощущаются черты вальса.
Шуберт создавал песни, вокальные циклы, миниатюры, вальсы. Этот танец стал популярным в 19 веке.
Для романтиков характерна выразительная, эмоциональная музыка. Очень много создавалось произведений для фортепиано. Ведущие жанры – вальс и песня. Предметные: Конкретные: учащиеся узнают о значении жанров песня и вальс, особенностях романтической музыки;
учащиеся смогут применить свои знания Познавательные:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Учёт разных мнений.
Регулятивные:
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
9 Этап урока: Обобщение и систематизация знаний.
Задача этапа: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
Подведение итогов игры. Выставление оценок за урок.
Слайд 13. Работа с таблицей. Впишите определения в один из двух столбиков, распределите по категориям: музыка венских классиков и музыка Ф. Шуберта, композитора-романтика
Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте работу соседа. Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.
Выполняют задание в парах. Применяют полученные знания. Соотносят различные определения по 2 категориям: музыка венских классиков, музыка Ф. Шуберта, романтиков.
Проверяют задание друг у друга.
Результат-вклад: учащиеся научаться уважительно и бережно относиться к произведениям искусства;
Метапредметные: учащиеся научаться обсуждать проблемные вопросы;
Познавательные
Учатся ориентироваться в информационном материале,
выделять специальную информацию из текста;
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.
Коммуникативные
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, воспринимать мнение других;
10 этап урока Рефлексия
Задачи урока: оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников на уроке, обсудить и записать домашнее задание.
Какая музыка у Ф. Шуберта? Какая вам запомнилась, какие произведения понравились? С какими новыми жанрами мы познакомились на этом уроке? Отвечают на вопросы, оценивают собственную деятельность на уроке. Получают оценки. Метапредметные:
обучающиеся научаться рефлек. в ходе творческого сотрудничества.Личностные:
Самооценка на основе критерия успешности; Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
2775585-2540