Своеобразие юмористических и сатирических рассказов Чехова
Автор: Золотченко Светлана Вадимовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ № 6 г. Костромы
Тема урока:
Своеобразие юмористических и сатирических рассказов А.П. Чехова
Цель: Создать условия для выявления учащимися отличительных признаков и общих черт юмористических и сатирических рассказов А. П. Чехова.
Задачи:
1. Образовательные:
Обучение анализу юмористических и сатирических рассказов
Обучение выразительному чтению и чтению по ролям
2. Развивающие:
Анализировать поступки героев
Через выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование передать отношение автора и других действующих лиц
При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
Узнать особенности чеховского юмора.
Развивать внимание к слову
3. Воспитательные:
Воспитывать чувство уважения и любви к человеку
Внимание к людям
Умение различать положительные и отрицательные качества характера
Ход урока
I. Оргмомент.
- Здравствуйте. Садитесь.
2. Мотивация.
(учащиеся показывают сценку из рассказа Чехова «Хирургия»)
«- Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими... очумеешь! Раскрой рот... (Накладывает щипцы.) Хирургия, брат, не шутка... Это не на клиросе читать... (Делает тракцию.) Не дергайся... Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил... (Тянет.) Не шевелись... Так... так... Не шевелись... Ну, ну... (Слышен хрустящий звук.) Так и знал!
Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен... Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.
- Было б мне козьей ножкой... - бормочет фельдшер. - Этакая оказия!
Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.
- Парршивый черт... - выговаривает он. - Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!
- Поругайся мне еще тут... - бормочет фельдшер, кладя в шкаф щипцы. - Невежа... Мало тебя в бурсе березой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!»
- Из какого рассказа этот отрывок? («Хирургия»).
- Скажите, пожалуйста, какие чувства у вас вызвал отрывок из рассказа?
(Жалость, сожаление, сочувствие, смех, веселье).
- Чувства противоречивые. А другие рассказы Чехова, с которыми мы познакомились, какие чувства вызвали?
(Жалость, сожаление, осуждение, смех, веселье).
3. Определение темы урока.
- Значит, рассказы А. П. Чехова и грустные, и смешные одновременно. Подумайте, пожалуйста, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке.
(Смешное и грустное в рассказах Чехова)
- Но мы сегодня на уроке посмотрим и на особенности жанра чеховских рассказов, поэтому тему урока обозначим так: «Своеобразие юмористических и сатирических рассказов А.П. Чехова».
- Запишем тему урока в тетради.
4. Сообщение целей урока.
- Какие цели мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?
· Выявить особенности чеховского юмора.
· Через какие художественные детали автор показывает смешное и грустное?
· Чем похожи и чем отличаются рассказы Чехова?
- В конце урока мы подведём итог и определим, достигли ли этих целей.
5. Анализ рассказов. Ответы на вопросы.
- Как мы уже знаем, Антон Павлович Чехов начинал свое творчество с коротких рассказов. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его произведений. Он печатается под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Балдастов, Антонсон, Акакий Крапива, Врач без пациентов и другие - известно свыше 50 чеховских псевдонимов. И сегодня на уроке мы познакомимся еще с двумя произведениями известного писателя. Это «Смерть чиновника» и «Лошадиная фамилия». Вы уже прочитали их дома, проанализировали по определенному плану.
(озвучить план)
- И сейчас мы послушаем вас. Но не забываем, что нам нужно определить своеобразие чеховских рассказов, поэтому перед вами находятся таблицы, которые мы будем заполнять в ходе анализа произведения. (Озвучить таблицы). Именно они помогут нам выяснить, в чем заключается своеобразие чеховских рассказов.
(На партах лежат листы с заданием. После выполнения в группе ребята представляют свои ответы по плану, заполняя одновременно таблицу.)
( План анализа произведения.
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
Название произведения.
Тема, сюжет, идея рассказа.
В основе произведения бытовая ситуация. Какая?
Дайте характеристику композиции рассказа.
«Говорящие» фамилии.
Назовите, какие художественные детали использует автор в рассказе.
Дайте характеристику авторской речи.
Назовите особенности стиля А.П. Чехова, используя таблицу.)
1 группа.
· Рассказ «Смерть чиновника» (1883 год)
Ответы:
- Скажите, какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
(Жалость, сожаление, осуждение, смех, веселье).
1 ученик:
Рассказ «Смерть чиновника» написан в 1883 году. Тема этого произведения - тема «маленького» человека. В нем говорится о случае, произошедшем с экзекутором (в царской России: чиновник по хозяйственной части в учреждениях («Словарь русского языка» Ожегова) Червяковым в театре. Это событие экзекутор переживает, как «потрясение основ». Генерал Бризжалов довольно спокойно отнесся к тому, что чиновник Червяков, нечаянно чихнув, обрызгал его лысину. Он никак не заставляет Червякова просить прощения, расшаркиваться в извинениях. Но лакейская душа Червякова уже не в состоянии жить спокойно, все ему кажется, что генерал затаил против него злобу. И он не может остановиться - надев вицмундир, бегает за генералом, уверяет, что чихнул нечаянно, ненамеренно, - пока не доводит генерала чуть ли не до бешенства. И тогда свет меркнет для Червякова - он умирает. Мы сталкиваемся у Чехова с ситуацией, когда человек в чиновнике погибает, он уничтожается чином.
2 ученик.
В основе рассказа обычная бытовая ситуация, которая приводит к неожиданному повороту сюжета. Малая форма жанра имеет глубокое содержание. Композиция традиционна:
Краткая экспозиция: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на "Корневильские колокола».
Завязка: «Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! ... Но тут пришлось сконфузиться. ... «Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».
Динамичное развитие действия путем повторения, где Червяков всячески пытается (5 раз!) попросить прощения, завершается кульминацией, где генерал, доведенный до бешенства, кричит дважды: «Пошел вон!!!» «Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса».
И совсем неожиданная концовка: «В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлсяПридя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и помер».
3 ученик.
Автор даёт своему герою «говорящую фамилию» - Червяков. В «Словаре русского языка» Ожегова дается следующее определение: червь - продолговатое мягкотелое бескостное животное (прямое значение); постоянно беспокоящее сомнение (переносное значение). Вот и автор показывает своего героя как жалкое, ничтожное животное, постоянно мучающееся от сомнения и страха.
4 ученик.
И это не случайно. Еще раз обратимся к концовке рассказа. Автор показывает, что здесь умирает не человек, а некое бездушное существо. «Что-то оторвалось» не в душе, а в животе Червякова, что говорит о том, что и души-то в нем не оказалось. Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья «униформа» как будто приросла к нему. Антон Павлович Чехов придает большую роль этой художественной детали.
5 ученик.
Авторская речь Чехова отличается четкостью синтаксических конструкций: предложения короткие, простые: «Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Чихать никому и нигде не возбраняется. Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Письма генералу он не написал.» Богатая лексика, автор широко использует разговорный стиль: «Иван Дмитрич Червяков (а не Дмитриевич), ваше-ство, милостисдарь (обращения), ежели, фанфарон( по словарю Ожегова – человек, который хвастливо выставляет напоказ свои мнимые достоинства), гаркнул, помер». Большую роль играет диалог, который отражает характер героя. Червяков так боится, как бы чего не вышло, что речь его отрывиста, он никак не может подобрать слова. Автор использует многоточия, чтобы показать страх Червякова перед генералом. («- Я вас обрызгал, ваше-ство... Простите... Я ведь... не то чтобы...»)
- Давайте посмотри, какие особенности рассказа вы отметили по таблице.
(В основе рассказа - определенная бытовая ситуация, приводящая к неожиданному повороту сюжета; малая форма и глубокое содержание; герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения, большая роль художественной детали, говорящие фамилии, существенная роль диалога или монолога. Речь - отражение характера, богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей)
2 группа.
- Хорошо, теперь давайте посмотрим, какие особенности имеет рассказ «Лошадиная фамилия».
· Рассказ “Лошадиная фамилия”.
- Чем понравился вам рассказ Антона Павловича Чехова «Лошадиная фамилия»?
(Веселый, смешной, похожий на анекдот)
1 ученик.
Рассказ «Лошадиная фамилия» написан в 188... году. Тема этого произведения - избавление от зубной боли. Рассказ запечатлевает сиюминутную картину. Здесь главное значение имеет случай. Именно случай придает обычному необычный вид. У генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Визит доктора не принес облегчения. Тогда все домашние начали предлагать свои средства. Сошлись на мнении приказчика «полечиться заговором», только фамилию акцизного тот никак не мог вспомнить. Перебрали всевозможные фамилии, связанные с лошадьми. Но без врача не обошлось. Зуб вырвали. И только потом приказчик вспомнил «лошадиную фамилию» - Овсов. В конце рассказа показано возвращение героя (генерал-майора Булдеева) в обычное существование, к своим устойчивым представлениям о мире, от которых из-за страха перед минутным испытанием он отказался. Булдеев поставил сам же и преодолел анекдотическую ситуацию, показав с презрением «два кукиша» приказчику, посоветовавшего знахаря. И Чехов в этом рассказе лишний раз напоминает, что лечить зубы надо у врача.
2 ученик.
В основе рассказа обычный случай, который может произойти с каждым. Автор использует жанр короткого рассказа. Композиция традиционна:
Краткая экспозиция: «У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. ...Приезжал доктор. ...На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние... предлагали каждый свое средство. Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.»
Диалог Булдеева с приказчиком является завязкой: (Чтение по ролям)
«- Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, - сказал он, - десять лет назад служил акцизный, Яков Васильевич. Заговаривает зубы - первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет - и как рукой! Сила ему такая дадена...
- Где же он теперь?
- А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то идут к нему, помогает... Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депещу, что так, мол, вот и так... У раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете!
- Ерунда! Шарлатанство!
-А вы попытайте, ваше превосходительство. Выпить большой охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но можно сказать, чудодейственный господин!
- Пошли, Алеша! - взмолилась генеральша. - Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.
- Ну, ладно, - согласился Булдеев. - Тут не только что к акцизному, но и к черту пошлешь... Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живет? Как к нему писать?
Генерал сел за стол и взял перо в руки.
- Его в Саратове каждая собака знает, - сказал приказчик.- Извольте писать, ваше превосходительство: в город Саратов, стало быть... Его благородию господину Якову Васильевичу... Васильевичу...
- Ну?
- Васильевичу... Якову Васильевичу... а по фамилии... А фамилию забыл!.. Васильевичу... Черт... Как же его фамилия? Давеча, как сюда шел, помнил.. Позвольте-с...
Иван Евсеич поднял глаза к потолку и зашевелил губами. Булдеев и генеральша ожидали нетерпеливо.
- Ну, что же? Скорей думай!
- Сейчас... Васильевичу... Якову Васильевичу... Забыл! Такая еще простая фамилия... словно как бы лошадиная... Кобылин? Нет, не Кобылин. Постойте... Жеребцов нешто? Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая - из головы вышибло...»
Далее следует динамичное развитие действия путем поисков «лошадиной фамилии» акцизного (Всего их 42), которое завершается кульминацией: встречей приказчика с доктором и всплывшая в памяти фамилия - Овсов.
И смешная концовка: «На-кося! - сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша. - Не нужно мне твоей лошадиной фамилии! На-кося!»
3 ученик.
Автор даёт своему герою «говорящую фамилию» Булдеев, созвучную слову «балда» ( по «Словарю русского языка» Ожегова - бестолковый человек.). Генерал так боится вырвать зуб, что из-за страха не понимает, что письмо будет идти очень долго, что через расстояние его никто не спасет. А еще обещает дать пять рублей тому, кто вспомнит фамилию Якова Васильевича. Но в конце концов терпение заканчивается и наш герой обращается к доктору.
4 ученик.
Художественным деталям автор рассказа придавал большое значение. Большую роль в рассказе играет забавное слово. Это «лошадиная фамилия», которую все вспоминают. Оно привлекает внимание или блеском остроумия (Лошадевич, Кобылянский, Конявский), или, напротив, - нелепостью, или неуместностью (Пристяжкин, Тройкин, Рысистый, Табунов). И в конце рассказа Булдеев не зря показывает два кукиша - это лишний раз доказывает, что ни в какое шарлатанство в обычной жизни он не верит.
5 ученик.
Можно отметить следующие особенности стиля автора, речевые ошибки персонажей: «зубами кормится»; нарушение логики в изложении: «служил акцизный (то есть собирал налоги)... зубы заговаривал...», несоответствие утверждения «сила дадена», и похвал ему с тем, что из акцизных его уволили» да «выпить большой охотник, ругатель». Чехов использует в своем рассказе простые предложения («Приехал доктор и вырвал больной зуб.»), в диалоге множество просторечных слов (дадена, ежели, и как рукой, нешто, черт тебя возьми, экий). Большую роль играет диалог: именно он является завязкой рассказа; и именно он показывает то напряжение, с которым пытаются вспомнить «лошадиную фамилию».
- Давайте посмотри, какие особенности этого рассказа вы отметили по таблице.
(В основе рассказа - определенная бытовая ситуация, приводящая к неожиданному повороту сюжета; малая форма и глубокое содержание; герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения, большая роль художественной детали, говорящие фамилии, существенная роль диалога или монолога. Речь - отражение характера, богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей, веселый смех)
- Чем отличается этот рассказ от предыдущего?
(Писатель никого не обличает, не высмеивает, он просто описывает случай из жизни, который мог бы произойти с каждым. Здесь присутствует добродушный, веселый смех.)
7. Определить: сатирические или юмористические рассказы А. П. Чехова.
- Итак, в рассказе «Смерть чиновника» Чехов высмеивает недостатки человека, такие, как чинопочитание, раболепство, а в «Лошадиной фамилии» просто показывает смешную ситуацию, которую можно избежать. Давайте определим, какие это произведения сатирические или юмористические.
- Обратите внимание на экран, вспомним определения литературоведческих терминов – сатира и юмор.
(Юмор – 1. Понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
2. В искусстве: изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.
3. Насмешливая и шутливая речь.
Сатира – 1. Литературное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
2. Обличающее, бичующее осмеяние.)
- Скажите, какими словами можно охарактеризовать смех сатирический?
(Злой, высмеивающий, обличающий)
- А юмористический?
(Веселый, добродушный)
- Определите, сатирические это рассказы или юмористические? Почему?
(Рассказ «Смерть чиновника» показывает нам жалкого и ничтожного человека, боязнь «кабы чего не вышло», раболепство. Чехов обличает и высмеивает отрицательные человеческие качества. Здесь смех злой, обличающий.
А в рассказе «Лошадиная фамилия» юмор кажется тёплым, добрым, веселым. Писатель никого не высмеивает, не обличает, он описывает случай из жизни. )
8. Рефлексия.
1. Назовите своеобразие рассказов А. П. Чехова?
(В основе рассказа - определенная бытовая ситуация, приводящая к неожиданному повороту сюжета; малая форма и глубокое содержание; герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения, большая роль художественной детали, говорящие фамилии, существенная роль диалога или монолога. Речь - отражение характера, богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей)
2. В чём особенность чеховского юмора?
(В некоторых произведениях бывает беспощадным, высмеивая отрицательные человеческие качества. А некоторые произведения писатель бывает удивительно добрым, юмор кажется особым, тёплым. )
3. Считаете вы Чехова юмористом или сатириком? Попробуйте доказать свою точку зрения.
(В чеховском юморе – истинный смех сквозь слёзы. Большинство его рассказов имеют ярко выраженный сатирический характер. Такие рассказы, как «Лошадиная фамилия», - юмористические).
4. Давайте вспомним кем же работал А. П. Чехов?
(Врачом.)
5. Можно ли сказать, что профессия врача и писателя похожи?
(Да. Врач видит, знает болезни, старается помочь больному и вылечить его, а писатель при помощи своих произведений старается указать на недостатки человека и искоренить их. И врач, и писатель помогают людям.)
9. Подведение итогов урока.
- Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
(Да. Мы выявили особенности сатирических и юмористических рассказов Чехова).
10. Домашнее задание.
1 вариант – среди рассказов А.П. Чехова найти сатирический рассказ, доказать его принадлежность к сатире.
2 вариант – найти юмористический рассказ, доказать его принадлежность к юмористике.
Особенности стиля рассказов
Рассказы
1. В основе рассказа - определенная бытовая ситуация (сценка).
"Смерть чиновника" +
"Лошадиная фамилия" +
2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному повороту сюжета
"Смерть чиновника" +
"Толстый и тонкий" +
"Хамелеон" +
"Лошадиная фамилия" +
3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения Большая роль детали
"Смерть чиновника" +
"Толстый и тонкий"
"Хамелеон" +
"Лошадиная фамилия"
4. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей
"Смерть чиновника"
"Толстый и тонкий" +
"Хамелеон"
"Лошадиная фамилия" +
6. Индивидуализация речи героев. Речь - отражение характера
"Смерть чиновника" +
"Толстый и тонкий" +
"Хамелеон" +
"Лошадиная фамилия" +
7. Говорящие фамилии
"Смерть чиновника" +
"Толстый и тонкий" +
"Хамелеон" +
"Лошадиная фамилия" +
8. Главный смысл не называется открыто. . Внешне - смешно, внутренне - грустно
"Смерть чиновника" +
"Толстый и тонкий" +
"Хамелеон" +
"Лошадиная фамилия" +
9. Малая форма и глубокое содержание
"Смерть чиновника" +
"Толстый и тонкий" +
"Хамелеон" +
"Лошадиная фамилия" +
10. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера
"Смерть чиновника" +
"Толстый и тонкий" +
"Хамелеон" +
"Лошадиная фамилия" +
11. Существенная роль диалога или монолога.
"Смерть чиновника" +
"Толстый и тонкий" +
"Хамелеон" +
"Лошадиная фамилия" +
12. Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, неожиданного поворота
"Смерть чиновника" +
"Толстый и тонкий" +
"Хамелеон" +
"Лошадиная фамилия" +
15