Кружок Музыкальный калейдоскоп 1 час в неделю на 1 год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»
«Структурное подразделение Диктатурская школа»
«Разработано»
Руководитель ШМО
_____/______________/
подпись ФИО
(Протокол №___ от« » _______ 2016_г) «Согласовано»
Зам директора по УВР
_____/_Калпахчева И.М/
подпись ФИО
« » ________ 2016 г. «Утверждено»
Директор ОУ
_____/Степочкин О.С./
подпись ФИО
Приказ №__ от«___ » ___________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Составитель:
Учитель музыки первой категории,
СП «Диктатурская школа» Калпахчева Л.В.
Принята: на педагогическом совете
Протокол №1 от 31.08.2016г
2016г.
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами (10-12 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.
Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.
Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.
Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.
Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.
Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.
Вокал – (ит. - воче) – голос.
Часто искусство пения называют вокальным искусством.
Цель программы:
- Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
- Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам.
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Срок реализации данной программы 1 год.
Содержание тем учебного курса
Данный учебный курс включает в себя следующие темы:
- музыкально-теоретические дисциплины (2часа),
- жанровое разнообразие (2часа);
- концертная деятельность (2часа);
- вокальная работа (29часов).
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Наглядный материал:
Таблицы;
Портреты композиторов;
Нотный стан;
Музыкальные произведения в CD записи.
Работа с родителями:
Концерты, игровые праздники;
Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
Оформление стенда.
Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Вручение подарка;
Одобрение словом;
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение.
Контрольно – измерительные материалы
Оценочная деятельность – творческий отчетный концерт учащихся, входящих в данный кружок, оценка зрителей.
Список литературы
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. – М.: 5 за знания, 2012. – 208с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.: 5 за знания, 2012. – 224с. – (Классному руководителю).
Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2013. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры /Худож. В. Косоруков – М.: Дет.-лит., 2010. – 54с.: ил.
Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В. Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 2009. – 240с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 2011. – 240с., ил.
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7 классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2011. – 99с.
Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера. – М.: Современник, 2012. – 238с.: фотоил. – (Под сенью дружных муз).
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. Ч. 1.– 608 с.: нот.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. Ч. 2. – 400 с.: нот.
Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 2009. – 191с.: ил.
Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2014г. – 128с.
Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2014г. – 128с.
Учебно-тематический план
№
п/пТема Количество часов Примечание
1. Музыкально-теоретические дисциплины.
Введение.
Лад: мажор – минор.
Темп: быстро - медленно.
Динамика: громко – тихо. 1 2. Жанры: песня, танец, марш.
Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.
Формы песни: запев, куплет, припев, кода.
Типы голосов. 1 3. Вокальная работа.
Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. 2 4. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
Жанровое разнообразие музыки.
Роль песни в переломные моменты истории. 1 5 Разучивание и пение простейших попевок. 1 6 Формирование правильного певческого дыхания 1 7 Формирование правильной вокальной артикуляции 1 8 Формирование основных вокальных навыков:
мягкость звучания 1 9 Работа над кантиленным звучанием 1 10 Концертная деятельность 1 11 Развитие двигательных способностей 1 12 Музыкально-пластические импровизаци1 13 Жесты как важное средство выразительности 1 14 Среднее диафрагматическое дыхание 1 15 Развитие артикуляции 1 16 Концертная деятельность 1 17 Выбор, знакомство и разбор репертуара 1 18 Постановка эстрадно-вокальных номеров 1 19 Работа над дикцией. 1 20 Работа над мелодическим слухом;
работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы; 1 21 Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы; 1 22 Работа над расширением певческого дыхания;
работа над дикцией;
выявление тембров. 1 23 Работа над расширением диапазона, певческого дыхания. 1 24 Работа над художественным исполнением репертуара. 1 25 Концертная деятельность 1 26 Музыканты-исполнители. 1 27 Квартет 1 28 Квинтет 1 29 Дуэт 1 30 Трио 1 31 Вокальный ансамбль 1 32 Подготовка к концерту 2 33 Концерт 1 Итого: 35