Статья Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования
Формирование нравственных ценностей
младших школьников средствами
регионализации
математического образования
Учитель начальных классов
Лукьянова Светлана
Александровна
Одной из важнейших проблем духовно-нравственного развития в современных социокультурных условиях является формирование ценностных ориентаций. В связи с модернизацией системы образования произошел резкий рывок в сторону интеллектуализации учебного процесса, развития лидерских качеств, но, к сожалению, уменьшился акцент на духовно-нравственное воспитание личности. Целевая установка современного образования должна быть направлена не только на умственное развитие школьников, развитие их творческих способностей, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять знания, но и на развитие образа мышления, отношений, взглядов, убеждений, чувств. Старшее поколение обязано по заботиться о нравственном и этическом развитии молодежи. Если ХХ в. был эпохой научно-технических и экономических достижений, то XXI в. должен стать эпохой возрождения духовности. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992) говорится о том, что содержание современного образования должно обеспечить «интеграцию личности в системы мировой и национальной куль-
тур» (статья 14), а в «Доктрине образования в Российской Федерации»(2000), в разделе «Основные цели и задачи образования», записано: «Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью»
В специфических условиях России, связанных с ее большой территориальной протяженностью, регионализация – объективная необходимость. Регионология как одно из направлений исторической науки стала складываться в России еще в первой трети XIX в., тогда же появилось понятие «местная история» (К.Н. Лебедев). Проблема изучения зависимости характера образования от региональных условий представлена в педагогическом наследии В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, П.Г. Редкина, К.Д. Ушинского. Она получила отражение в концепции народного воспитания, основу которой составляет опора на родной язык, природное и социальное окружение учащихся.
Под регионализацией образования понимается учет историко-культурных, социально-экономических, этнографических, экологических особенностей в содержании и организации деятельности системы образования. Целенаправленная региональная образовательная политика призвана раскрыть творческий потенциал народностей и наций, их особенности и индивидуальность в общероссийском и мировом образовательном пространстве. Регионализация
образования предполагает:
а) активизацию самосознания растущего человека как россиянина, как представителя общепланетарного сообщества людей вообще и конкретного этноса и жителя определенного региона в частности;
б) развитие образовательной сферы национального региона с учетом культурного богатства не только доминирующего, но и других народов региона; в) воспитание интернационального сообщества на основе мультикультурного образования.
Реализация механизмов совершенствования образовательной системы на основе принципа регионализации создает реальные возможности для построения педагогического процесса в соответствии с природными, хозяйственными, культурными, историческими особенностями региона и жизни народов, населяющих его, обеспечивая передачу подрастающему поколению достижений народа с целью всестороннего развития личности.
Регионализация образования исходит из:
а) своеобразия специфики каждого субъекта страны, обусловливающей в процессе образования адаптацию человека к конкретным условиям быта и труда;
б) целостности российского образовательного пространства, где с учетом условий жизнедеятельности каждого региона обеспечивается единое направление в развитии сферы образования;
в) взаимодействия, диалога культур,определяющих естественное включение человека в область общечеловеческой практики и жизнедеятельности.
Регионализация имеет огромное значение для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Человек формируется как личность и индивидуальность в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой, усвоения социальных норм, культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в обществе. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент обучения, формируется учебная деятельность, на основе которой развиваются такие возрастные новообразования, как произвольность, управляемость психических процессов и поведения, проявляющаяся в умении
ставить цель, находить средства достижения, преодолевать трудности; внутренний план деятельности, проявляющийся в способности к планированию; рефлексия – качество, позволяющее объективно анализировать свои поступки и суждения, а также потребности и мотивы учения. В современных социокультурных условиях необходимо обеспечить усвоение младшими школьнками духовных ценностей этносоциума и общечеловеческой культуры (этнокультуры, общероссийской культуры и культуры мира).
В настоящее время, когда в массовой школе остро стоит проблема внедрения системы нравственного воспитания подрастающего поколения, по мнению В.С. Леднева, необходимо, вопервых, иметь соответствующий общеобразовательный предмет и, вовторых, «вкраплять» его во все другие предметы, во все сферы . Новое содержание обучения открывает новые возможности для воспитания младших школьников, в котором определяющее значение имеет как содержание образования, методика преподавания, личность и профессиональная компетентность первого учителя, так и атмосфера, в которой пребывает ребенок. Формирование нравственности должно происходить на всех уроках, в этом отношении нет главных и второстепенных предметов.
Раскрывая воспитательные возможности уроков математики в начальной школе, подчеркнем, что использование текстовых задач и бесед воспитательной направленности помогает учителю успешно решать проблемы нравственного воспитания младших школьников. Ориентируясь на сюжеты, можно выделить задачи:
а) нацеленные на формирование духовных интересов школьников, воспитывающие способность воспринимать эстетическую красоту, чувство меры, пропорцию, четкость, аккуратность (к такому виду задач, как правило, относятся задачи геометрического характера);
б) воспитывающие уважительное отношение к трудовой деятельности и ее результатам;
в) экологической направленности, в которых отражаются вопросы заботы о среде обитания и ее благоустройства, рационального использования, восстановления и при умножения природных богатств;
г) воспитывающие этические нормы поведения, заботливое отношение к одноклассникам, близким, родным, старшим;
д) воспитание здорового образа жизни, познание своего организма;
е) направленные на воспитание гражданина и патриота своего Отечества.
В фабулах задач последнего вида могут быть отражены вопросы воспитания любви к Родине, раскрытия ее культурных, исторических, географических особенностей, отражены ключевые даты и события жизни страны, биографические события жизни исторических лиц. Также эти задачи могут способствовать воспитанию уважения к историческому прошлому и культурному наследию Родины, ведь в них могут использоваться сведения из истории возникновения древних городов России, даты, связанные с важными событиями в жизни Российского государства (принятие христианства, монгло-татарское иго, Куликовская битва, борьба с немецкими и шведскими рыцарями, покорение Сибири, Северная война, война 1812 г., война 1941–1945 гг. и т.д.) и
достижениями науки и техники (например: «Русский физик А.С. Попов изобрел радиоприемник 7 мая 1895 г. Сколько лет существует радио?» или: «12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин вывел на орбиту космический корабль, который облетел Землю за 108 мин. Сколько лет назад произошло это событие?»).
Духовно-нравственное развитие младших школьников происходит в ходе их приобщения к культурной жизни своего народа. Е.В. Бондаревская отмечает, что «важно обеспечить развитие и обогащение ментальных черт каждого человека на основе национального менталитета с актуализацией наиболее востребованных современностью его элементов». А.П. Лиферов считает, что «взаимодействие национальных и глобальных ценностей в структуре новой российской ментальности, их непротиворечивое, конструктивное соединение в рамках общенациональной образовательно-воспитательной доктрины несет в себе значительный инновационный потенциал».
Существует мнение, что использование национально-регионального материала при обучении точным наукам затруднено. Действительно, содержание гуманитарных предметов дает более широкий простор для внедрения этнокультурного компонента. Следовательно, в современном начальном образовании проблема разработки условий воспитывающего потенциала математики является актуальной. Нами выделены следующие принципиальные положения, которые лежат в основе регионализации математического образования.
1. В современных условиях развития общества возрастает значение возрождения культуры каждого народа.
2. Внедрение в обучение математике широкого пласта фольклорного материала, использование математических знаний и представлений народа обнаруживают их педагогическую и психологическую универсальность.
3. Регионализация математического образования позволяет учитывать национальное мировосприятие, основные традиции, культуру того или иного народа, общественное стремление к расширению сферы функционирования родного языка и в то же время является базой для восприятия общечеловеческих ценностей.
4. Регионализация математического образования обеспечивает в педагогическом процессе учет социокультурной среды учащихся, этнографических и народно-хозяйственных особенностей региона.
5. Основу регионализации математического образования как педагогической
проблемы составляет опора на основные принципы дидактики: обеспечение преемственности меж- и внутрипредметных связей обучения; организация и управление познавательной деятельностью учащихся на основе интеграции; принципы культуросообразности и природосообразности.
Многовековые духовно-нравственныеценностироссиян формировались благодаря таким формам духовной культуры народа, исторические предания, рассказы о народных героях, социально-бытовые, героические сказки, мифы, пословицы, скороговорки, загадки, песни, игры.
Систематическое включение в содержание начального математического образования эмпирических математических представлений и знаний русского народа, использование персонажей русских сказок, задач сказок, национальных игр на смекалку, элементов краеведения, вооружает учителя возможностью использовать активные и нестандартные формы на уроках математики, стимулирует развитие познавательного интереса, логического мышления, пространственного мышления у младших школьников, расширяет сферу функционирования родного языка.
Использование краеведческого материала значительно обогащает процесс обучения, делает его живым, доступным, повышает активность, самостоятельность учащихся. Региональный компонент содержания образования не подменяет федеральный, являясь органической его частью. Он обогащает содержание образования, способствует не только повышению качества знаний,
но и воспитанию любви и уважения к своему народу, бережному отношению к природе родного края, формированию нравственных ценностей и качеств.
Далее мы остановимся на том, как все вышесказанное можно реализовать при изучении отдельных тем на уроках математики в начальной школе.
При изучении темы «Натуральные числа» в ходе проведения математических диктантов можно предлагать ученикам выполнить упражнения с числовыми данными о Белгородской области), используя сведения о ее исторических, географических, климатических и природных условиях.
Формируя понятия отрезок, длина отрезка, многоугольник, можно использовать старинные якутские меры длины, предлагать задания о планировке зимних и летних построек, их конструктивных особенностях, декоративных элементах.
В ходе знакомства со знаками «>», «<» полезно давать примеры на сравнение, ориентируясь на русские сказки, стихи и легенды. Изучая сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел, желательно предлагать младшим школьникам текстовые задачи, отражающие трудовую жизнь населения достижения науки, техники и искусства, проблемы охраны окружающей среды. Знакомству с темой «Площадь фигур» способствуют сведения о старинных русских мерах и способах измерения площадей, практические работы на вычисление площадей, воспитывающие чувство эстетической красоты, понятие пропорциональности, четкость, аккуратность.
Применение национально-регионального компонента требует от учителя творческого подхода, использования активных и нестандартных форм проведения уроков, что делает математику с ее понятиями, законами и свойствами активной помощницей в воспитании духовных ценностей младших школьников.
Задачи с краеведческим содержанием, связанные с фольклором народа, окружающей средой, должны как можно шире, всесторонне обогатить образный мир ребенка, сформировать ценностные ориентации. С этой целью можно использовать:
вводные беседы, направленные на знакомство, разбор и уточнение содержания задач;
групповую работу с совместным анализом, обсуждением и использованием «мозгового штурма»;
составление задач по определенной теме, связанной, например, с особенностями природных условий региона, с традиционной трудовой деятельностью, предметами быта народа, изобретательских задач;
внеклассную работу по математике, которая проводится по мотивам народных сказок, с использованием элементов устного народного счета, народных обрядов, песен, прикладного искусства, развивающих творческие способности;
интеграцию таких предметов, как математика, окружающий мир, изобразительная деятельность, музыка и технология.
Особое значение для духовно-нравственного воспитания учащихся имеет такой вид работы, как составление задач, но прежде, чем дать это задание, необходимо рассказать, что они могут быть на производственную, сельскохозяйственную или бытовую тематику. Учащиеся должны знать, что бывают задачи с недостающими или лишними данными в условии, встречаются
Задачи-рисунки, задачи-загадки, задачи-сказки, задачи-доклады и т.д. При их составлении можно обратиться к справочной литературе: энциклопедиям, журналам, справочникам, использовать сведения и наблюдения из окружающего мира, советы родных, теле- , радиопередачи и другие информационные ресурсы. Составление задач трудоемкое занятие. Чтобы облегчить процесс, можно показать методику составления задач, связанных с фольклором народа, включая этапы: тема фольклорный материал сюжет образ выбор действия составление условия задачи.
Таким образом, начальный курс математики может стать мощным средством духовно-нравственного развития младших школьников. Содержание начального математического образования, рассмотренное в контексте регионализации, способствует преодолению отрыва обучения от жизни, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств, развитию патриотических чувств, любви к Родине, как к малой, где родился, так и к стране в целом. Оно обеспечивает знакомство с особенностями региона и страны, а также приобщает школьников к национальной культуре родного народа, выступает фундаментом для взаимодействия с культурой других народов, мировой культурой. В условиях активных интеграционных процессов содержание образования должно опираться как на общечеловеческие достижения, так и на этнонациональные ценности. Не растратить, сохранить свое «Я», интеллектуальное, национальное, духовное, главнейшая задача отечественного образования.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность воспитания // Педагогика. 2007. № 3.
2. Доктрина образования в Российской Федерации. Всероссийский съезд работников образования. М., 2000.
3. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 6.
4. Лиферов А.П., Воронова О.Е. Новая российская ментальность как инновационный ресурс модернизации образования // Педагогика. 2007. № 2.
МОУ «ГИМНАЗИЯ №18»
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
РЕГИОНАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель начальных классов
Лукьянова С.А.
Г. Старый Оскол
2010г.
15