урок по окружающему миру Зеркала
Окружающий мир 2 класс.
Тема: « Зеркала».
Тип урока : открытие нового знания.
Формы работы учащихся : индивидуальная ,групповая , работа в парах.
Цель:
а)-познакомить с особенностями отражения света в зеркале , его свойствами, применением , историей возникновения.
б)-сформировать у учащихся опыт УУД на основе метода рефлексивной самоорганизации в учебной деятельности.
в)-тренировать мыслительные операции анализа, сравнения , синтеза, умение наблюдать ,обобщать внимание, память ,мышление ,речь коммуникативные качества .познавательный интерес.
г)-воспитывать любовь ближнему , родному краю ,самому себе.
Оборудование : самовар . ведро с водой , ковш , кастрюля . поднос.
Ход урока.
Орг. момент.
Психологический настрой ребят.
Добрый день, ребята! Здравствуйте, гости! Ребята, давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им, и почувствуем, как они улыбнутся вам в ответ. А теперь подарите свои улыбки друг другу.
-Я хочу чтобы ваше хорошее настроение сохранилось на весь день.
Создание ситуации успеха.
-Чтобы пополнить свой багаж знаний и умений ,- сегодня на уроке вы должны быть дисциплинированными, наблюдательными и конечно же дружными.
-А вот чтобы убедиться в вашей дружбе, поработаем в парах.
Проверка домашнего задания.
-Работа в парах.
-У вас на партах карточки и кружочки красного и зелёного цвета.
а) зелёный –
1.раздели предметы на 2 группы:
источник света не источник света
б) красный-
1.раздели предметы на 2 группы:
источник света не источник света
2. найди и покажи среди предметов 2 группы лишний предмет
источник света не источник света
солнце тумбочка
свеча аквариум
фонарь лопата
луна цветок
-Проверим как вы справились с работой?(слайд)
1 гр. -Почему? (все они излучают свет )
2 гр. –Почему? (тумбочка, цветок ,лопата непрозрачные предметы, а аквариум прозрачный )
-Каким свойством обладают прозрачные предметы ?( легко пропускают лучи света, можно видеть что находится за ним )-Молодцы!
-Какое время года мы видим за окном ?(зима)
-Кто расскажет нам о погоде сегодняшнего дня? (Батарина Даша)
-О чём позабыла сказать нам Даша ? (тем. водуха )
-Об этом вы узнаете позже , если будите внимательными.
-Можно ли увидеть температуру воздуха ? (да, узоры на стекле)
-Молодец?
-А каким свойством обладают непрозрачные предметы?(отражают свет)
-Почему (свет всегда распространяется по прямой, если на пути встречает непрозрачный предмет ,то отражается от него )
-Какие предметы хорошо отражают свет?
- Какой вывод можно сделать ?
-Дополните предложение.
( Все блестящие предметы _______ отражают свет.)
_-Какой предмет лучше всех отражает свет ?-Чтобы узнать об этом ,поработаем в группах.
-Работа в группах.
-Чтобы убедиться в этом поработаем в группах.
-При работе будьте сплочёнными, уважайте мнение другого, соблюдайте порядок?
-а)-назначим главного в группе
-б)-следуем плану выполнения работы
1.-рассмотрите предметы внимательно
2.-отметте в табличке их свойства ( слайд )
3.-сделай вывод
-Запишем его в карточку помощницу.
(-Лучше всех отражает свет зеркало.)
-Почему?
Работа по учебнику.
-Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр.18.
-Читаем(Карлина А.)
Сообщение нового материала.
-О чём же сегодня мы будем говорить на уроке?
-Прочитаем тему урока.( «Зеркала» )
-Сегодня мы поговорим о зеркалах и узнаем о них много нового и интересного.
-Внимание!
-Из какого произведения эти строчки?
- « Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи…..»( «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин
-Какое свойство имело в этой сказке зеркальце?
(«Свойство зеркальце имелоГоворить оно умело…»)-А в жизни зеркало может говорить? (нет)
-Но поверьте , у зеркала есть ряд волшебных свойств.
-Хотите о них узнать?
-Работаем коллективно под моим руководством.
Коллективная работа.
1.- Поставьте зеркало вдоль линии рисунка, не отступая от нее.
- Что увидели в зеркале?
(вторые половинки)
- Сравните изображение в зеркале и рисунок.
(они одинаковы)
- Какое чудесное свойство зеркала открыли для себя?
(изображение в зеркале и предмет, – симметричны)
2. - Положите на стол ручку, выше – карандаш
- Что лежит сейчас к вам ближе? (ручка)
- Что дальше? (карандаш)
-. Посмотрите, а что в зеркале к вам лежит ближе, что дальше?
-О каком интересном свойстве вы узнали?
(верхнее стало нижним, дальнее ближним)-Используя это свойство предложение в учебнике на стр.19
-Как понимаете эту пословицу ?(ваши знания отразятся пригодятся в вашей жизни)
- Используя это свойство узнайте сколько градусов сегодня?
-А если вы это число уменьшите_ на _______, то узнаете прогноз погоды на завтра.
.- Хотите еще поэкспериментировать с зеркалом?
3.- Поставьте зеркало вертикально по отношению к своим глазкам
- Подмигните правым глазом. А отражением в зеркале какой глаз подмигивает?
- Потрогайте за левое ушко, а отражение в зеркале за какое ушко трогает?
- Какую большую тайну зеркала вы открыли для себя?
(левое в зеркале станет правым , а правое левым)
(записываем свойства зеркала в карточку помощницу)
Работа в тетради.
-Зная это свойство зеркала выполним задание в тетради стр.Нарисуйте стрелки у часов.
Физ.- минутка.
Я буду зеркалом ,а вы моим отражением.
-Внимание!
-Какое свойство зеркала вы применяли?
Повторение пройденного.
-Ребята ,а для чего людям нужно знать свойства зеркала?
а ) -Как вы думаете , люди каких профессий применяют зеркало и его замечательные свойства?(слайд)
-Какие приборы они используют?(слайд)
-Всегда ли пользу может приносить зеркало?
-Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр.18 (читает ученица)
-Вывод. О чём вы всегда должны помнить если у вас в руках зеркало?
(беречь здоровье окружающих ,аккуратно обращаться с ним чтобы не разбить зеркало. не порезаться им)
-А ещё?
б )-Послушайте стихотворение . К.И.Чуковского (рассказывает ученица)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя увидел неряху лохматого.
(нужно следить за своим внешним видом, быть всегда опрятным, чтобы видеть своё отражение в зеркале красивым)
История создания зеркала.
в)-Как вы думаете, всегда ли люди пользовались зеркалом чтобы увидеть своё отражение?(нет)
-(посмотрите внимательно сюжет из любимого мульт.о Крошке –еноте и скажите .(слайд)
-Что послужило зеркалом Крошке-еноту?(вода)
-А ещё во что могли смотреться люди в давние времена?(медные тазы, ковши, вёдра, самовары )
-Каким они видели своё отражение? Проверим. ( ученик у доски) (искажённым, нечёткими )
-Верно, вот поэтому люди придумали вещь более удобную в применении.
-Урок наш к сожалению приближается к концу.
Да, как прекрасны зеркала
Но, помните ,что их начало ,
Сама природа нам дала
Как в зеркале всё отражала.
Так берегите зеркала!
Природу нашу берегите!
И наши здешние места
Красивыми вы отразите! (слайд )-Знаком ли вам этот лес?( да, это отображение леса в Устимском пруду )
-Берегите природу ,ведь как приятно посмотреть на её красивое отражение в воде!
Самостоятельная работа (тесты )- Мы много сегодня говорили о зеркалах.
-Много нового интересного узнали ,а ещё больше предстоит узнать.
-А вот как вы усвоили материал с которым познакомились сегодня узнаем выполнив тестовую работу.
-Внимание!
-1.-Согласен ли ты, что все блестящие предметы хорошо отражают свет.
а) да
б) нет
-2.-Лучше всего отражает свет.
а) ёлочная игрушка
б) зеркало
в) мамина кастрюля
-3.-Согласен ли ты, что зеркале правая и левая стороны не меняются местами? а) нет
б) да
-4.-Люди какой профессии используют зеркала?
а) дворник
б) библиотекарь
в) парикмахер
-5.-В каком приборе используются зеркала?
а) пылесос
б) утюг
в) фотоаппарат
-6-Что послужило первым зеркалом человеку?
а) земля
б) вода
в) горы
-1.-Согласен ли ты, что все блестящие предметы хорошо отражают свет.
а) да
б) нет
-2.-Лучше всего отражает свет.
а) ёлочная игрушка
б) зеркало
в) мамина кастрюля
-3.-Согласен ли ты, что зеркале правая и левая стороны не меняются местами? а) нет
б) да
-4.-Люди какой профессии используют зеркала?
а) дворник
б) библиотекарь
в) парикмахер
-5.-В каком приборе используются зеркала?
а) пылесос
б) утюг
в) фотоаппарат
-6-Что послужило первым зеркалом человеку?
а) земля
б) вода
в) горы
Проверим .(а, б, а, в, в, б )
-Кто получил «4», «5» я поставлю вам в дневник , а остальные закрепят новый материал дома.
-Урок наш к сожалению приближается к концу.
-И глядя на эту красоту природы . хочется сказать.
Да, как прекрасны зеркала
Но, помните что их начало
Сама природа нам дала
Как в зеркале всё отражала.
Так берегите зеркала!
Природу нашу берегите!
И наши здешние места
Красивыми вы отразите! (слайд )-Знаком ли вам этот лес?( да, это отражение леса в Устимском пруду )
-Берегите природу ,ведь как приятно посмотреть на её красивое отражение в воде!
-Итог урока.
-Вот и подошёл концу наш урок.
-Вам понравился урок.
-Что больше всего понравилось на уроке?
-А понравилось ли вам , как вы работали на уроке? (показывают веер настроения)
-Ваше настроение мне понятно, ведь оно отразилось в нашем зеркале.
-Сегодня вы мне очень понравились.
- Вы настоящие (Молодцы!)
-Особенно хочу отметить за активную работу на уроке ----------им оценка «5».
-Домашнее задание.
-4гр.-Данил, Таня, Серёжа, Лера, Настя. (стр. 18-19 чит. ,отвечать на вопросы)
-Алёна и Даша подготовят проект на тему « Какие бывают зеркала».
-Остальные –стр.18-19 читать ,пересказывать ,нарисовать зеркало ,фамилию зашифровать при помощи зеркала.
- Мама Вики тоже работает с зеркалами.
-Посмотрите какой огромный здесь выбор зеркал.
-И сегодня она нам и нашим гостям дарит эти зеркала, а ещё приглашает нас на экскурсию в магазин « Зеркала»,где мы можем посмотреть какой формы бывают зеркала и как они изготавливаются .
_Пусть эти зеркала приносят вам пользу, а не вред.
-Всем спасибо за урок.
Несомненно .первым зеркалом человеку послужила вода .Потом люди увидели своё отражение на отполированном металле- так появились первые зеркала. Они появились в 3 тысячелетии до нашей эры ,но они быстро тускнели на воздухе и искажали изображение. Потом появилось стекло, и пластину полированного металла скрепляли со стеклянной .А в 16 веке на стекло стали наносить специальный сплав ,в который входила ртуть. Так зеркала приобрели вид близкий к современному.
-Человек должен быть красив не только лицом, но и умом.