Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе Путешествие в королевство кривых зеркал



Открытое занятие по математике в подготовительной группеТема: «Путешествие в Королевство зеркал»
Программное содержание:
Расширять пространственное представление детей, закреплять понятия о геометрических фигурах, упражнять в счёте в пределах 10. Формировать элементы логического мышления. тренировать в длительном удержании внимания. развивать мелкую моторику рук.
Методические приемы:
Вопросно-ответная беседа, задание на логическое мышление, физкультминутка, упражнение на внимание.
Демонстрационный материал:
Круг диаметром 50 см, вырезанный из картона, расчерченный на восемь секторов; кукла с зеркалом; цифры от 1 до 9, наклеенные на картонные «камни»; картинки с изображением домика, составленного из различных геометрических фигур; карточки с изображением геометрических фигур; квадратный лист бумаги.
Раздаточный материал:
Карточки с изображением геометрических фигур; квадратный лист бумаги; лист бумаги с прочерченной осью симметрии и деталями изображений слева от оси; шарик резиновый; ручка; коробка с геометрическими фигурами

Ход занятия:
- Ребята, сейчас у нас занятие математика и мы отправимся с вами в путешествие по Королевству зеркал. (Выставляю на стол куклу)
Итак, жила-была девочка Оля! Она очень любила смотреть на себя в зеркало. А когда она смотрела в зеркало, кого она там видела? Конечно, себя. Но однажды она взглянула в зеркало…. И себя не увидела. «Куда же делось мое отражение? Где его искать?» - спросила себя Оля. И, подумав, ответила: «Ну, конечно, оно в Королевстве зеркал!». И отправилась Оля в путешествие по этому Королевству. А мы вместе с ней. В пути нам будет помогать волшебное зеркало. (Выставляю вырезанный из картона круг, на один из его секторов наклеены «камни» с цифрами от 1 до 9)
Воспитатель: Посмотрите, наша дорога завалена камнями. Чтобы пройти дальше, вам надо их разобрать. Для этого выполните задание, готовы?
1. Сначала надо снять камень с цифрой обозначающей самое маленькое число (1).
2. Снять камень с цифрой, которая стоит после цифры 5 (6).
3. Камень с цифрой, которая стоит перед цифрой 4 (3).
4. Следующий камень с цифрой, стоящей между цифрами 7 и 9 (8).
5. Теперь камень с цифрой, которая стоит после цифры 4 (5).
6. Снять камень с цифрой, обозначающей самое большое число (9).
7. С какой цифрой остался последний камень? (2).
(Дети называют цифры и убирают из круга соответствующий «камень»)
- Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим заданием.
Воспитатель: Отправились дальше. Ребята, на дороге стоит зеркало, в нем отражена часть дорожки. Какая? (левая)
На карточке с левой стороны от оси симметрии выложены геометрические фигуры
У каждого ребенка на столе, находится такая же карточка с этими же геометрическими фигурами с левой стороны от оси симметрии.
- Ребята, какие геометрические фигуры повстречались на нашем пути? Дети называют треугольник, круг, квадрат.
- А теперь на своих карточках продолжим такую же дорожку в зеркальном отражении. Работа детей.
- Какую часть дорожки мы с вами выложили (правую). Пробежали пальчиками по своей дорожке. Теперь обратно. А сейчас нужно проложить дорожки из верхнего левого угла в нижний угол. Дети выполняют задание.
- Идем мы по дорожке дальше. на небе появились сказочные звезды.. а вот ещё одно зеркало у нас на пути. В нём отражается кусочек звездного неба (Прикрепляем на четвертый сектор круга лист бумаги, расчерченный на девять одинаковых частей с нарисованными фишками)
- Ребята, запомните расположение фишек – «звёзд» (Убирает лист)
- Расставьте «звёзды» на своей карточке (в зеркальном изображении). Тогда по звёздам мы сможем продолжить путь

• • (Дети выполняют задание)
Теперь физкультминутка «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед, шея не устает.
Отдохнули?
Давайте покажем Оле, что мы можем быть зеркалами.
(Прикрепляю к пятому сектору символические изображения человека и зеркало)
Встаньте парами, повернуться лицом друг к другу. Один из вас будет зеркалом. Другой будет в это зеркало смотреться и выполнять все мои команды, а зеркало – повторять их. Будьте внимательны!
1. Подопри щеку левой рукой.
2. Причешитесь правой рукой.
3. Помаши левой рукой
4.Поговори по телефону, держа трубку в правой руке.
5. Повернись налево.
6. Высунь язык вправо.
Поменяйтесь ролями!
Идет Оля дальше, а мы за ней. Снова у нас на пути зеркало. Нарисуйте зеркальное изображение картинок, которые художник забыл дорисовать. (Прикрепляю к шестому сектору круга незаконченный рисунок)
Дети дорисовывают изображение на картинках. По окончании работы, объясняют, какие изображения у них получились.
Воспитатель: Оля предлагает поиграть. Она будет называть слова, а вы продолжите ряды слов. (Рисую на седьмом секторе круга шарик)
- Красный (дает шарик ребёнку, он продолжает цепочку слов – синий, желтый и т.д.)
- Квадрат (овал, круг, треугольник и т.д.)
- Идём дальше. Вдруг Оля кричит: «Ура!». Она видит свой дом, откуда отправилась в путешествие по Королевству зеркал. (Прикрепляю к последнему сектору круга картинку с изображение дома). Но войти в дом она не может, забыла код замка. Давайте поможем девочке.
1. Первая цифра кода обозначает количество точек на рисунке (7).
2. Следующая цифра обозначает количество квадратов (4).
3. За ней идет цифра, обозначающая количество кругов (1).
4. Следующая цифра – количество треугольников (6).
5. Последняя цифра обозначает количество прямоугольников (5).
(Записываем в секторе круга цифры одну за другой). Какой код получился? (Ответы детей) Правильно, 74165.
Наконец-то Оля вернулась домой. Она посмотрелась я в зеркало и увидела себя. Молодцы! Оля благодарит вас за участие в путешествии по Королевству зеркал.
Анализ
Занятие прошло удачно, детям очень понравилась форма проведения, не было проблем с дисциплиной, все задания выполнили правильно.