Статья формы работы с родителями в адаптационный период

Формы работы с родителями в адаптационный период
Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в ДОУ в раннем возрасте, и ежегодно мы сталкиваемся с важной задачей адаптации детей к условиям детского сада. К сожалению, в большинстве случаев процесс адаптации протекает довольно сложно, и далеко не все дети проходят его успешно. Готовность ребенка к выходу из семьи во многом определяет успех его адаптации, но не стоит недооценивать роль родителей и педагогов в этом процессе. Согласованность их действий и возможность сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду во многом определяют течение адаптационного периода. Федеральные государственные требования указывают на необходимость сотрудничества, взаимодействия и доверительного отношения между семьей и детским садом. Именно поэтому нами проводится работа с родителями детей раннего возраста в их адаптационный период.
Цель работы – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогом в период адаптации к ДОУ.
Задачи:
- преодолеть стрессовые состояния у родителей детей раннего возраста в период адаптации;
-приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение эффективных форм работы;
- способствовать созданию условий для возникновения дружного родительского коллектива.
В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями в период адаптации, цель которых - установление доверительных отношений, объединение в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В первый раз мы знакомимся с детьми и их родителями в День открытых дверей. Родителям предоставляется возможность выяснить все интересующие их вопросы, связанные с адаптацией ребенка к ДОУ. В ходе беседы они задают вопросы, предлагают свои варианты их решения. Также в форме дискуссии обсуждают общую для них проблему адаптации детей, обмениваются друг с другом опытом семейного воспитания своего ребенка. Мы же, в свою очередь, предлагаем родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ? », содержащую вопросы о поведении ребенка дома, его познавательной и игровой активности. Благодаря анкете мы получаем дополнительную информацию о степени готовности ребенка к поступлению в детский сад.
Далее обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является родительское собрание, проводимое нами в нетрадиционной игровой форме.
· Сначала мы проводим игру «Знакомство»- родители передают по кругу «мягкое солнышко», высказывая при этом свои пожелания для дальнейшей совместной работы с нами. Затем предлагаем родителям вспомнить свое детство и «прожить один день в детском саду». Для создания уютной атмосферы нами подбирается спокойная музыка, которая располагает к неформальному общению, родители общаются друг с другом по имени в уменьшительно - ласкательной форме, которая привычна в обращении с детьми. Родители выполняют упражнения детской утренней гимнастики, участвуют в игровой деятельности, пользуются дидактическим материалом. Посредством таких игр каждый из родителей знакомится с распорядком дня в группе, с играми и игрушками, предназначенными для детей раннего возраста. Все это, конечно же, способствует сплочению дружного родительского коллектива.
С некоторыми родителями мы проводим консультации с целью помочь им в разрешении проблемных вопросов по адаптации ребенка: «Как подготовить ребенка к детскому саду? », «Как избежать осложнений в адаптации? », Режим дня для ребенка» и др.
В своей группе в период адаптации мы создаем родительские уголки, в которые мы помещаем практический материал: советы родителям по адаптационному периоду, информационные листы-памятки «Адаптация. Что это такое? », «Алгоритм прохождения адаптации», а также папки-передвижки «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», «Первые шаги в детском саду».
Наш практический опыт показывает, что использование нетрадиционных форм работы с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями.
Благодаря нашей проведенной работе можно сравнить прохождение адаптационного периода у детей из семей, посещавших наши мероприятия, и семей, не участвующих в них. Наблюдения показывают, что до взаимодействия с родителями процесс адаптации у детей протекал довольно длительно, много времени уходило на организацию совместной деятельности с ребенком, на включение его в новую жизнь ДОУ и группы, на привыкание к распорядку дня, на общение со сверстниками. Дети же, чьи родители участвовали в нашей совместной работе, значительно легче адаптируются к условиям детского сада. Они ведут себя более спокойно, период привыкания сокращается, они быстрее начинают полноценно посещать группу, остаются на дневной сон, активно и с интересом включаются в образовательный процесс.
Мы считаем, что если такая совместная работа с родителями станет доброй традицией, то в лице родителей педагоги будут иметь хороших союзников во всех начинаниях дошкольного учреждения.

Заголовок 115