Презентация к уроку в 7 классе Абрамцевский кружок (творческая мастерская)
«Абрамцевский кружок»(творческая мастерская) « Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» (В.М. Васнецов) Цель: развивать кругозор учащихся, их художественные и творческие способности и задатки, воспитывать любовь к творческому наследию нашего народа и устойчивый интерес к русской культуре, формировать эстетические убеждения, вкусы учащихся. Словарная работа Меценат – богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.Майолика – 1. собир. Керамические изделия, покрытые непрозрачной глазурью. 2. Искусство изготовления таких изделий.Изразец – плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.Клирос – в церкви: место для певчих на возвышении по обеим сторонам перед алтарём. Сегодня мы впервые прикоснемся к удивительной, многогранной культуре века, который позднее получил название «Серебряный». Мы попытаемся увидеть его в единстве многообразия видов искусства. Единство искусства Серебряного века - в парадоксальном сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося (конец 19 - начало 20 вв.).Речь сегодня пойдет о синтезе искусств – музыке, живописи, скульптуре, народном искусстве. И это очень важно, т.к. эти виды искусства подчас призваны дополнять друг друга: литература – мысль, живопись – образ, музыка – настроение, - по которым мы можем определить мысль и воссоздать образ.Говорят, искусство – лучшее зеркало эпохи. Что не передаст документ и не воспроизведет историк, доносят до потомков художники, музыканты (эмоциональный тон эпохи, ее настроение).В эпоху Серебряного века возникают художественные объединения, такие как «Мир искусства», Абрамцевский кружок, позже «Союз русских художников» и т.д. Одним из таких объединений был Абрамцевский кружок, получивший свое название от названия усадьбы. Что же эта за усадьба, где она располагалась? Оформление кабинета Мамонтовское Абрамцево 30 лет (1870 – 1900 гг.) усадьба принадлежала Савве Ивановичу Мамонтову. Мамонтов собрал все художественные сливки общества у себя в Абрамцеве. В этот период в усадьбе бывали и работали многие художники и артисты, музыканты, скульпторы – Поленов, Васнецов, Серов, Репин, Нестеров, Врубель, Шаляпин, Ермолова. Художники, музыканты, собравшиеся в Абрамцеве, составили «Мамонтовский», или «Абрамцевский» кружок. Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918) – потомственный купец, выросший в промышленника, меценат, деятель в области русского искусства. Отец Саввы из 10 детей своим приемником выбрал Савву. Мамонтов – человек очень мощной энергетики. Он ярок и противоречив. Коммерческий ум и талант – с одной стороны. С другой – музыкальные и художественные способности, незаурядный вкус, остроумие, благородство. Он притягивал к себе талантливых людей, а природная магия Абрамцево ему в этом помогала. Чтобы талантливые живописцы, музыканты не заботились о быте, Мамонтов построил здесь «Культурный поселок», состоявший из деревянных домов – мастерских. Кроме хозяина, стержнем дома Саввы Ивановича, душой Абрамцева, была хозяйка, его жена – Елизавета Григорьевна Мамонтова. А цветами - их дети – Сережа, Андрей, Верушка, Всеволод и Александр. У Мамонтова было 5 детей. И здесь Савва Иванович гениален – первые буквы имен детей составляют его имя. Жизнь в Абрамцево била ключом. С утра художники работали. За обедом кипели разговоры обо всем на свете. Вечером – музицирование, спектакли, поставленные силами хозяев и гостей. Васнецов Виктор и Васнецов Апполинарий По признанию всех, попадавших в Абрамцево, невозможно было здесь не лепить, не рисовать, не сочинять. Доказательством этому является творчество братьев Васнецовых. В 1881 году братья Васнецовы впервые приехали в Абрамцево. Виктор – старший брат – в Абрамцеве создал лучшие картины. Апполинарий, составляя позднее его библиографию, писал: «Итак, в Абрамцеве Виктор Михайлович за время 1881 – 1885 годов прожил пять летних сезонов. За этот период времени написаны «Поле битвы», «Аленушка», эскизы декораций и костюмов к «Снегурочке», рисунки церкви и образа для нее… начаты «Богатыри».Апполинарий тоже стал художником, как его старший брат. Его излюбленная тема – русская старина, древняя Москва. Младший Васнецов любил Абрамцево, но не участвовал в летних абрамцевских развлечениях кружка. Он чувствовал себя среди всех остальных младшим или просто был более застенчив, во всяком случае, он остался наблюдателем веселых затей и домашних спектаклей, слушателем в чтениях. Михаил Врубель Есть такое выражение «врубелевские глаза». «Царевна-Лебедь» – один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству. Всему хорошему в своей жизни Врубель обязан Савве Мамонтову. Мамонтов его вытащил из нищей и безденежной жизни в Киеве. В Абрамцеве Врубель обрёл понимание и душевный покой, получил возможность спокойно работать. В кабинете Мамонтова художник пишет «Демона». Поленов Василий Поленовы брат и сестра – Василий и Елена. Поленовы и Абрамцево – неразделимы. Василий был здесь знаковой фигурой. Он старший из членов абрамцевского художественного кружка. В Абрамцеве он жил, писал, сочинял музыку. Здесь он встретил свою первую любовь. В Абрамцеве у художника проходила усталость, появлялось хорошее расположение духа, работоспособность, и один за другим писались пейзажи:«Березовая аллея», «Река Воря», «Верхний пруд в Абрамцеве». Церковь Спаса Нерукотворного Василий Поленов – главный архитектор, художник, строитель церкви Спаса Нерукотворного. Поленов сделал первый рисунок проекта церкви, когда её решили строить в Абрамцеве. Идея соорудить, была Елизаветы Мамонтовой (жены Саввы Мамонтова), человека глубоко религиозного. Было получено разрешение на строительство от патриарха.Во время строительства церкви Поленов превращался и в каменщика – вместе с Васнецовым и Мамонтовым он высекал арки на тройные окна, делал проекты и шаблон купола; и занимался интерьером – он сочинил рисунок решеток, сделал эскиз иконостаса, подсвечников др. Это уже были не просто строители, не просто хозяева, не просто художники, а абрамцевская малая художественная семья. Строительство церкви велось на волне художественного порыва творчества. Елена Поленова(1850 – 1898) Елена Поленова одна из первых русских художниц – иллюстраторов, график, живописец, мастер декоративно-прикладного искусства. Серьезно занималась изучением и иллюстрированием русских народных сказок. Некоторые её идеи оформления и подхода к книге впоследствии были развиты художниками объединения «Мир искусства», а такие мастера, как И.Билибин, С.Малютин, Д. Митрохин, считали себя её учениками и последователями». Здесь в Абрамцеве она всё больше увлекалась русским народным искусством, и вместе с Елизаветой Мамонтовой начала создавать в Абрамцеве музей народного искусства, собирая по деревням предметы крестьянского быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты. Чтобы пополнить коллекцию, они даже ездили в специальные экспедиции за редкими старинными экземплярами по Ярославской, Владимирской и Ростовской губерниям. Помимо этого, Елена Поленова вместе с Мамонтовой, создала ремесленную школу и столярную мастерскую с бесплатным трехгодичным циклом обучения. Стасов писал о ней: «Какой талант!! Какой необыкновенный, какой оригинальный талант, какая необычайная способность к русскому стилю, никем у нас не поощряемому и даже скорее всего презираемому и затаптываемому в грязь!! И это всё делает кто – женщина, у которой нашлось вдруг и необычайное знание, и необычайная творческая фантазия, и необычайная любовь, даже страсть к нашему национальному складу, формам, краскам… всё это делает женщина!!!!!». В 1884 г. в имении Абрамцево при школе грамотности, основанной женой Саввы Мамонтова, была организована столярная мастерская для крестьянских детей из соседних деревень, которую возглавила Елена Поленова. Обучение в мастерской продолжалось 3 года, оно было бесплатным, после окончания выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. Среди выпускников был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла Василий Петрович Ворносков. Пройдя курс обучения, молодой мастер открыл свою мастерскую в деревне Кудрино. Так возникла абрамцево-кудринская резьба. Художественные бытовые деревянные изделия с плоско-рельефной резьбой (ковшы, декоративные блюда, тарелки для хлеба). В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы. Абрамцево-кудринская резьба Абрамцевская гончарная мастерская Широко известна деятельность абрамцевской гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым. В ней работали обученные гончарному делу юноши, выполнявшие в основном печные изразцы и художественные изделия по эскизам членов абрамцевского кружка. Савва Иванович увлечется майоликой так серьезно, что поставит работу своей гончарной мастерской на промышленный уровень – превратит ее в небольшой гончарный завод и перевезет его в Москву. Этот небольшой завод Мамонтов назовет Абрамцевым. Практическая работа Класс разбит на 5 мастерских (1- мастерская художников; 2 – гончарная мастерская; 3 – мастерская по изготовлению скульптур; 4 – мастерская декораторов; 5 – мастерская по художественной резьбе).Ученики каждой мастерской выполняют задания (проекты) по своему направлению и в конце занятия защищают творческие проекты. мастерская декораторов гончарная мастерская мастерская по изготовлению скульптур Работа в творческих мастерских Наглядно видна магическая сила искусства, которая за короткое время смогла сотворить волшебство, заставить нас почувствовать, переживать, мыслить вместе о множестве различных образов и красок, которыми была наполнена наша встреча в творческой мастерской. Спасибо за работу, за то, что вы не постеснялись раскрепоститься, дали возможность проявиться вашим ощущениям, настроению. Спасибо за внимание! Л.Н. Подосинникова МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 г. Йошкар-Олы»