Урок по географии Население Зарубежной Европы










Технологическая карта урока учебной дисциплины ОУД.16 «География»
по теме «Население Зарубежной Европы»











Разработала:
Преподаватель географии
БКТиГ
Арсланова Рима Вахитовна


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока
Население Зарубежной Европы

Цели урока:

сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы


Задачи урока
Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету
Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации

Планируемые результаты

Предметные
Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Личностные
развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать о населении стран Зарубежной Европы; формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению


Метапредметные
Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Универсальные учебные действия

Познавательные
самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям воспроизвоство,депопуляция, миграции населения, урбанизация, субурбанизация. характеристику национальному и религиозному составу;структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ, отбор информации,перерабатывать информацию для получения необходимого результата


Коммуникативные
сотрудничество с учителем и одногруппниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли





Тип урока
Изучение нового материала

Методы
Информационно-рецептивный, наглядно-иллюстративный, практический

Методические приемы
коллективная, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, доклад.


Организация образовательного пространства
Учебник географии, атлас по географии для 10-11 классов, политическая карта мира, проектор, презентация учителя, ЦОРы: социальная сеть работников образования nsportal.ru, www.wikipedia.org



СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые умения

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Здравствуйте, ребята. На предыдущем уроке мы начали знакомство со странами Европы.

Тема нашего сегодняшнего урока «Население Зарубежной Европы». (Слайд 1)
Более 40 государств на карте Европы таких разных как сама Европа: древняя и юная, со старыми замками и современными городами, с бушующем морем и спокойной гладью озёр, с цветниками и пастбищами, с населением, говорящем на десятках языков.

Население За этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад. Живут сейчас и будут жить в будущем. Какие понятия, связанные с населением вам уже знакомы?
рождаемость, смертность, плотность, национальный, половой и возрастной состав, миграция, занятость. Всё это облегчит нашу задачу – охарактеризовать население Европы. Сегодня мы должны продемонстрировать свои знания, творческие способности, умение аргументировано высказывать свою точку зрения. (Слайд 2)


Постановка цели урока
Вступление в беседу. Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цель урока – выявить особенности воспроизводства населения, национального, религизного, полового, возрастного состава, миграций Зарубежной Европы.




Регулятивные Коммуникативные

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Давайте вспомним, что мы знаем о Европе.
Какую площадь занимает Европа? (5, 4 млн км 2)
Каковы особенности ЭГП европейских стран


Расположены компактно, большинство стран имеет выход к океану, сильная изрезанность береговой линии, дающая возможность для развития морского транспорта

Познавательные Коммуникативные

Ситуативные задания
Политическая карта Европы за всю историю своего формирования претерпела множество изменений. Как изменилась политическая карта Европы в XX веке?












Сколько государств насчитывается на ПК Европы сегодня?


Каковы природные условия Европы?





Какими природными ресурсами она обладает?











Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона. (страны «большой семёрки»)

Работа с картой .
3 раза: после 1 мировой войны, после 2 мировой войны, в 90 –е годы. После 2 мировой войны – раскол Германии, 90- гг – Чехия и Словакия, из состава Югославии в 1991-1992 гг вышли Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина и Македония, в начале 2006 Югославия распалась на Сербию и Черногорию и фактически перестала существовать, в связи с распадом СССР -26 декабря 1991 г – образовались Украина, Беларусь, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония)
Свыше 40


Большая часть – равнины (60 %) и возвышенности (24%), Высокие горы только на юге (6 %) рельеф и климат позволяют развивать многие отрасли хозяйства, климат умеренный на большей территории
Балтийский щит – рудные, уголь - бассейны Рура, Саара, Йоркшира, Уэльса, Верхней Силезии, нефть и газ – на шельфах Северного и Каспийского морей, в предгорьях Пиренеев, юг Польши – сера, железная руда – Лотарингский бассейн во Франции и Кируна - Швеции, гидроэнергетические и лесные ресурсы – Норвегия, Швеция, Финнляндия;



Великобритания, Германия, Франция, Италия – страны Западной Европы
Познавательные Коммуникативные

Индивидуальные задания двум учащимся - Задание: (проверка в парах)


Какие пары верны:
а) страны – соседи: б) страны – столицы:
Болгария – Румыния Белоруссия – Киев
ФРГ – Словакия Швеция – Осло
Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик
Бельгия – Люксембург
Норвегия – Финляндия Латвия – Рига
Исландия – Дания Польша – Варшава
Испания – Андорра Албания – Тирана
Монако – Франция Словакия – Любляна
Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген
Греция – Венгрия Швейцария – Берн


Приложение1.
Двое учащихся работают в парах
Коммуникативные Познавательные


Какой вывод вы можете сделать о Зарубежной Европе из всего сказанного?
Учащиеся формулируют вывод : Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно – ресурсного потенциала. Этот регион занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. В частности, по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Коммуникативные Познавательные

3.Изучение нового материала
а.Численность населения









б.Возрастной состав


в.Половой состав














г.Воспроизводство населения









д.Национальный состав

























е.Религиозный состав










ж. Плотность и урбанизация
















з. Миграции
1.Население Зарубежной Европы составляет 740 млн. человек. (Слайд3) Этот регион имеет весьма сложную и не очень благоприятную демографическую ситуацию. На мировом фоне он имеет самые низкие показатели рождаемости и естественного прироста. (Слайд4) Такое явление демографы называют демографической зимой. В большинстве стран региона появилась тенденция к снижению рождаемости. В результате по данным 2014 года средний показатель рождаемости составляет 11 человек на 1000 жителей (Россия – 11 с небольшим человек). Причины такого низкого показателя рождаемости разнообразны. Но главными среди них следует считать общие демографические процессы. (Слайд 5) Это увеличение средней продолжительности жизни (76 лет), (в России – 65, женщины – 73, мужчины - 59) резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии. Кроме этого политические, социальные и другие проблемы, которые потрясают современную Европу. Уровень смертности, который в среднем для всего региона составляет 11 человек на 1000 жителей, превышает среднемировой. Результат этого старение населения, нарушение полового состава. (Слайд 6) Но нельзя не учитывать и такие факторы, как производственный травматизм, профессиональные заболевания, несчастные случаи, алкоголизм, наркомания и т. д. На дорогах Европы ежегодно гибнут более 100000 человек и более 2 млн получают увечья. Поскольку в большей мере это относится к мужчинам, то численность мужчин в Европе значительно ниже численности женщин. .
Задание 1. Перед вами лежит таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы». Проанализируйте таблицу. В маршрутной карте укажите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста (1 гр). 2 гр. – укажите страны, имеющие самые низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Постарайтесь сделать вывод. (3мин.) (Слайд7, 8, 9)

2.По национальному составу (Слайд 10) население Европы сравнительно однородно. На территории Европы проживают представители 80 этносов. (карта в конце учебника) Большинство населения относится к индоевропейской языковой семье. Наиболее многочисленные группы – это Славянская (поляки, чехи, сербы, болгары, русские, украинцы, хорваты..), германская (шведы, немцы, англичане, голландцы, исландцы), романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны, португальцы..). В Европе присутствуют языки уральской семьи, на которых говорят финны, эстонцы, венгры и др.
- Вспомните, какие страны называются однонациональными, а какие – многонациональными?
Задание 2.
- Какие из европейских государств относятся к каждой из этих групп? Проанализируйте карту атласа, дополнительную информацию, результаты оформите в виде таблицы в маршрутной карте.  



В Европе немало государств со сложным национальным составом, в которых наблюдается обострение межнациональных отношений. Давайте заслушаем доклад, который приготовил для вас


3.(Слайд 11) В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство. В Южной Европе преобладает католицизм, центр которого находится в Ватикане. В Северной Европе – протестантизм, а в Средней Европе эти конфессии представлены практически поровну. Православие исповедует население Восточной и Юго- Восточной Европы. Это население таких стран, как Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Черногория.
Ислам исповедуют в Боснии и Герцеговине, Албании и частично признанной республике Косово. В последнее время происходит усиление исламского фактора за счет притока мигрантов из исламских стран.
4. (Слайд 12)Зарубежная Европа – один из густонаселённых регионов мира. Средняя плотность населения – 100 человек на 1 км2. Но население распределено неравномерно от 3 чел. на 1 км 2 в Исландии до 406 чел – в Нидерландах.Самая высокая плотность в Монако 15 000 чел. Размещение населения определяется в первую очередь географией городов. Уровень урбанизации в Европе один из самых высоких в мире. В Бельгии он составляет 99 %, в Дании – 87%, во Франции – 78%. Общее количество городов достигает несколько тысяч, они размещены компактно и образуют агломерации.
- С помощью карты атласа, (стр 15 атласа) дополнительной информации распределите страны Европы на сильно -, средне – и сильноурбанизированные. Результаты оформите в виде схемы в маршрутной карте. (индивидуально) (5 мин). (Слайд 13,14,15,16,17,18)


5. Зарубежная Европа со времён Великих географических открытий была главным поставщиком мигрантов за океан.(Слайд19 В настоящее время Европа является основным центром притяжения рабочей силы. В конце 90 –х годов количество мигрантов только в странах Европейского Союза по некоторым данным превысило 20 млн человек, а доля Европы в общем объёме мировых миграций увеличилась до 20 %. В это число входят мигранты по разным причинам, Но основную массу пришлых людей составляют трудовые мигранты, так называемые гастарбайтеры. Приток мигрантов привёл к обострению многих социальных противоречий, как на рынке рабочей силы, так и в общем демографическом плане, что связано с гораздо большим естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении.
- Проследите направления миграций, результаты отразите в виде таблицы в маршрутной карте.  



Вступают в беседу, вспоминают численность населения Зарубежной Европы.
Записи в тетрадь.









Определяют, используя диаграммы в учебнике возрастной и половой состав Европы.














Приложение2.
Анализируют таблицу, делают выводы о самых неблагополучных странах в плане воспроизводства. Все страны Зарубежной Европы относятся к I типу воспроизводства населения, кроме Албании. Причины высокого естественного прироста в Албании – влияние ислама.




Вспоминают языковые семьи и группы.
Записи в тетрадь











Приложение 3.
Заполняют таблицу.
Делают выводы.




Доклад учащихся






Вспоминают направления христианства.Определяют принадлежность к ним разных народов.








Приложение 3.
Учащиеся по атласу выявляют сильноурбанизированные , среднеурбанизированные и слабоурбанизированные страны, результаты записывают в маршрутную карту.
Делают выводы, что довольно невысокий уровень урбанизации в странах Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).




Дают определение миграции, виды , причины миграций.














Учащиеся заполняют таблицу по миграциям в приложении и делают выводы о том, что что существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. Страны эмиграции страны бывшие колонии, страны иммиграции страны метрополии. Приложение 3.



Познавательные
Коммуникативные











Познавательные
Коммуникативные
















Познавательные
Коммуникативные










Познавательные
Коммуникативные













Познавательные
Коммуникативные




Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные




Коммуникативные
Познавательные










Коммуникативные
Познавательные














Познавательные
Коммуникативные














Познавательные
Коммуникативные

4.Закрепление
Предлагает тест для закрепления. 1. Численность населения Европы в  млн. человек  по данным 2014 года?
A) 390      B) 620     C) 540       D) 740     E) 850
2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:
A) Македония     B) Италия  C) Финнляндия   D) Эстония  E) Албания
3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):
А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.
4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?
A) 69       B) 89       C) 93      D) 58     E)  78.  
5. Европа – главный центр распространения:
А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.

Работа с тестом.
Приложение 4.
Коммуникативные Познавательные

5. Рефлексия
Что при изучении темы вам показалось сложным?
Для чего мы изучаем эту тему?
Какой вклад каждый из вас может внести для нормального взаимодействия разных национальностей?
Ответы учащихся
Коммуникативные

6. Домашнее задание. Оценки
Изучить параграф 17, на контурных картах отметить страны Европы и их столицы.
Записывают домашнее задание.



Литература и сайты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Максаковский В.П. М.: Просвещение. 2007.
5. Материалы сайта:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Документы и материалы деятельности Федерального агентства по образованию // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Единое окно доступа к образовательным ресурсам // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- социальная сеть работников образования nsportal.ru, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












Приложение 1
Задание: (проверка в парах)
Какие пары верны:
а) страны – соседи: б) страны – столицы:
Болгария – Румыния Белоруссия – Киев
ФРГ – Словакия Швеция – Осло
Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик
Бельгия – Люксембург Португалия – Рим
Норвегия – Финляндия Латвия – Рига
Исландия – Дания Польша – Варшава
Испания – Андорра Албания – Тирана
Монако – Франция Словакия – Любляна
Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген
Греция – Венгрия Швейцария – Берн



Приложение 2
Воспроизводство населения
Страны
Рождаемость
Смертность
Естественный прирост

Австрия
12
10,6
1,4

Албания
26
6,0
20,0

Бельгия
12,6
10,6
2,0

Босния
15,7
6,2
9,5

Герцеговина
10,7
12,2
-1,5

Болгария
13,9
11,2
2,7

Великобритания
12,2
13,7
-1,5

Венгрия
10,1
9,3
0,8

Греция
12,4
11,9
0,5

Дания
19,0
9,0
10,0

Ирландия
9,8
9,4
0,4

Италия
19,0
7,0
12,0

Исландия
10,4
8,3
2,1

Испания
14,1
13,0
1,1

Латвия
15,3
10,7
4,6

Литва
19,0
7,2
11,8

Македония
13,2
8,6
4,6

Нидерланды
14,3
10,7
3,6

Норвегия
14,0
11,0
3,0

Польша
16,0
10,0
6,0

Португалия
13,6
10,7
2,9

Румыния
17,1
10,3
6,8

Словакия
13,8
10,4
3,4

Словения
13,2
10,1
3,1

Финляндия
13,5
9,3
4,2

Франция
10,1
11,1
-1

ФРГ
13
14
-1

Хорватия
13,6
13,1
0,5

Чехия
12,3
9,3
3,0

Швейцария
14,5
11,1
3,4

Швеция
14,1
12,3
1,8

Эстония
15,0
8,0
6,0

 
Приложение 3
Маршрутная карта
Задание 1.
Страны с низкой рождаемостью
Страны с низкой смертностью
Страны с низким естественным приростом






Задание 2.
Однонациональные страны Европы
Двунациональные страны Европы
Многонациональные страны Европы







Задание 3.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15151515

Задание 4.
Страны с массовой иммиграцией
Страны с массовой эмиграцией

 
 













Приложение 4
Тест для закрепления урока.

1. Численность населения Европы в  млн. человек  по данным 2014 года?
A) 390      B) 620     C) 540       D) 740     E) 850
2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:
A) Македония     B) Италия  C) Финнляндия   D) Эстония  E) Албания
3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):
А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.
4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?
A) 69       B) 89       C) 93      D) 58     E)  78.  
5. Европа – главный центр распространения:
А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.









13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 315