МАСТЕРСКАЯ САМОПОЗНАНИЯ. МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА» (2-4 классы)
Мельникова Наталья Борисовна
МБОУ гимназия №6
Учитель начальных классов
МАСТЕРСКАЯ САМОПОЗНАНИЯ. МАСТЕРСКАЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА»
Уроки нравственного взросления дают детям нравственные ориентиры, позволяющие сделать достойный самостоятельный выбор поступка, осознать себя носителем нравственного начала, выстраивать на принятых нормах отношения с окружающими, постигать основы самооценки, рефлексии. Безусловно классные часы, этические беседы, часы общения и другие формы по проблемам нравственности являются достаточно важными формами работы. И в контексте заявленной проблемы «Нестандартный классный час», хотелось бы остановиться на одной из форм работы по нравственному воспитанию – мастерская самопознания. Данная форма работы используется с целью: - коррекции отношения к самому себе, к другому человеку; - осознания нравственных ценностей; - познания собственных возможностей в формировании жизненных ценностей. Через мастерскую самопознания можно оказать реальную педагогическую поддержку детям, которым зачастую не к кому идти со своими проблемами и не с кем их обсудить. В цикле данных «мастерских» одно из ведущих мест занимает Мастерская ценностных ориентаций «Спешите делать добрые дела».
ЦЕЛЬ создание условий для формирования ценностного отношения к нравственным качествам человека.
ЗАДАЧИ: 1.Развивать этические представления о доброте, хороших, добрых поступках.
2.Совершенствовать умение сотрудничества, сопереживания.
3.Воспитывать чувство доброты, чуткости, отзывчивости к окружающим, готовность совершать добрые дела.
Ожидаемые результаты: осознание, проживание-переживание нравственных ситуации, категорий ; чувство ответственности за свои поступки; самопроявление , самоутверждение, саморазвитие всех субъектов воспитательного пространства гимназии и класса
«Чтобы поверить в добро - надо начать делать его» Л.Н. Толстой.
Ход работы:
Целевая аудитория учащиеся начальной школы. Дети делятся на группы 5-7 человек.
1. Индуктор. Перед учащимися запись высказывания с пропусками слов. Предлагается восстановить запись и обсудить, почему именно так распределили слова.
ФРАЗА. «Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше и как можно больше » Л.Н. Толстой
«Из всех наук, которые должен знать человек, главная наука есть о том, как жить, делая как можно меньше ЗЛА и как можно больше ДОБРА» Л.Н. Толстой
Очевидно, что тема встречи связана с нравственными понятиями, важностью совершать добрые дела. Тема «Спешите делать добрые дела!»
Культурный аналог. Что такое добро? Доброта? (Подождать ответы участников) Толковый словарь: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Чтение стихотворения и сопоставление своих мыслей с авторскими строками.
Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать,
Подарить его можно иль просто отдать...
Безвозмездно, не требуя денег обратно,
Это все очень просто и очень понятно.
Я сегодня хочу подарить всем добро,
Как вам, люди, на сердце стало тепло?
Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тот час же вернется!
3. Социоконструкция. Социализация. Выберите значимое для вас слово или фразу из стихотворения и объясните, как вы их понимаете. Приведите примыры из вашего опыта. (Участники работают самостоятельно в группах: сначала каждый отдельно, затем обсуждают все вместе и после этого один из группы выступает перед всем классом.)
4. Использование культурного аналога. Участникам предлагаются различные пословицы и поговорки (предоставить подборку пословиц). Подтвердите ваши высказывания меткими народными изречениями пословицами и поговорками. Работа в группах и выступление участников. (Доброта язык, на котором могут говорить немые и который глухие понимают. Доброе дело питает и душу и тело. В добрый час молвить, в дурной промолчать. Кстати промолчать, что доброе слово сказать. Доброе слово лечит, а злое калечит. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая бежит. Доброго чтят, а злого не жалуют. Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя. От вежливых слов язык не отсохнет. Добро помни, а зло забывай. За добро добром плати. Худо тому, кто добра не делает никому. ) Пословицы учат: хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей; шутить по- доброму; не быть любопытным; быть чистосердечным в отношении с собеседником; не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и т. д.
5. Социоконструкция. Социализация. Что побуждает человека поступать хорошо или плохо? Участники работают в группах, выступают со своими предложениями.
6. Использование культурного аналога. Чтение или инсценировка сказки «Звездная страна»
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. “А что же нужно для этого сделать?” - поинтересовались звездочки. “Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. “Что же делать?” - думала Люська. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать.
Мастер: Стоп! Вопросы для учащихся. Согласились бы вы или возразили? 1. Ждать доброго волшебника или действовать прямо сейчас? 2. Сможете ли вы сказать, вы сделали хотя бы одно доброе дело? Какое? Как люди отреагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вм было совершать добрые дела? 3. Предположите, что было дальше? Отчего звездная страна стала превращаться в унылую, безжизненную страну? (Многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича.) Докажите, что имя Пакость Пакостьевич говорящее? (Тот, кто делает пакости, унижает честь и достоинства других, оскорбляет, выискивает у других недостатки). Кто первый опомнился? (Люська). Что делать? Может подождать доброго волшебника? А действовать надо прямо сейчас. Как бы вы стали действовать? ( Стали бы находить хорошие слова. Всех хвалить. Не выискивать в другом человеке недостатки и промахи. Подчеркивать достоинства, лучшие стороны.) А вам интересно, что предприняла Люська? (Дочитать сказку).
Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
7. Социоконструкция. Социализация. (Обсуждение в группах, выступление участников.)
Чему учит сказка? Пригодится ли она в жизни? (Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд; помнить, что в мире есть добро и зло, что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела; бывают в жизни такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять ответственность за изменения ситуации, а порой не торопиться что-то менять, учит терпимее относиться друг к другу и еще очень многому другому
Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Вы живёте среди людей, проверяйте свои сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».
Попытайтесь разработать правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. Участники читают правила, которые они разработали сами. Например. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очнрндь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение к старшим. Будь терпимее к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
Рефлексия Выберите и напишите на лучиках солнца качества доброго человека. Смоделируем одно общее солнышко. Посмотрите, как засияло оно! Душа каждого из нас наполнилась добрыми мыслями и благодарностью за прожитые минуты счастья и радости, за важные открытия в жизни каждого из нас, в сердце каждого из нас.
Доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. .Лучики(выбрать положительные характеристики): аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный, крикливый.
Подумайте, какой опыт вы возьмете в жизнь? Пусть он поможет вам в жизни быть добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе, хорошее, что есть в душе каждого человека.
Мастер. Итак, не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям. СПЕШИТЬ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА, ИДТИ ДОРОГОЮ ДОБРА... (Звучит песня Ю.Энтина «Дорога добра»)
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
ЛИТЕРАТУРА
«Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи г. Воронежа» /до 2015 г./
Величко О.Ю. «Значение диагностики в этическом воспитании школьников» - Ж. «Эстетическое воспитание», №6, 2004.
Герасимова В.А. Классный час играючи. М.:ТЦ Сфера, 2004.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006. (Педагогика. Психология. Управление).
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Т.Л. Белоусова, Н.И. Босанджиева, Н.В. Казачёнок и др./; под.ред. А.Я. Данилюка. - М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам)
Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2008.
Концепция воспитательной деятельности гимназии в рамках ФЭП «Гуманистическая система гимназии – центр воспитательного пространства»;
Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Книга моих размышлений. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2014. (Работаем по новым стандартам)
Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам)
Научно-методический журнал «Классный руководитель», М, 2013. №7
Программа духовно-нравственного развития, воспитания школьников на ступени начального общего образования МБОУ гимназии № 6 города Воронежа.
Программа курса «Азбука нравственного взросления»
Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления// Под ред. Н.Л. Селивановой/ М: Пед. общество России, 2001 г.
Ў:15т:
Обычный (Web)NatanC:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\ВОРОНОВОЙ И.В\мастер 1\В соответствии с программой гимназии.docNatatC:\Documents and Settings\Natasha\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия В соответствии с программой гимназии.asdNatanC:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\ВОРОНОВОЙ И.В\мастер 1\В соответствии с программой гимназии.docNatanC:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\ВОРОНОВОЙ И.В\мастер 1\В соответствии с программой гимназии.docNatanC:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\ВОРОНОВОЙ И.В\мастер 1\В соответствии с программой гимназии.docNatanC:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\ВОРОНОВОЙ И.В\мастер 1\В соответствии с программой гимназии.docNatanC:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\ВОРОНОВОЙ И.В\мастер 1\В соответствии с программой гимназии.docNataZC:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\Мастерская самопознания Мельникова Н.Б..docNataqC:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\ВОРОНОВОЙ И.В\мастер 1\Мастерская самопознания Мельникова Н.Б..docNataqC:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\ВОРОНОВОЙ И.В\мастер 1\Мастерская самопознания Мельникова Н.Б..doc