Урок-мастерская по русскому языку Мастерская слова…


Тема урока: « Мастерская слова», 6 класс.
Форма урока: урок – мастерская с использованием групповой работы на основе ТПА.
Цель:
Задачи:
Ход урока (этапы).
I. Вступительное слово учителя (может быть или не быть)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? Я желаю вам так трудиться на уроке, что бы все получили удовольствие от выполненной работы и от общения друг с другом, настроение в конце урока было хорошим. Я надеюсь, что у нас с вами всё получится и урок будет интересным, познавательным, добрым.
Запишите тему урока так, как это вы видите на доске: Мастерская слова…
На ваших столах лежат варианты сочинений-эссе. Какое слово не понятно? «Эссе».
Проведем словарную работу и выясним лексическое значение этого слова. (Словарь Ожегова).
Прочитайте варианты сочинений в своей группе.
Подумайте, чем оно отличается от других сочинений, которые мы с вами писали?
Вывод: сочинения небольшие по объему, свободная композиция, авторы высказывают собственную точку зрения, чувства схожие, но разные.
Посмотрите видеосюжет (золотая осень). Запишите каждый свои впечатления (передать чувства, настроение) после просмотра сравнить их в группе. Выработать общее и защитить его.
II. Индукция (определение темы, первичное представление о предмете, ассоциации)
Какое же слово мы должны записать в тетради вместо многоточия? Слово «осень». Дайте лексическое значение этого слова (время года, следующее за летом)
На слайде две картинки осени.
Вывод: Осень бывает разной. Ранней и поздней.
III Конструирование – создание творческого продукта
Задание: каждый из вас должен написать по одному предложению об осени на листочке, который вы пустите по кругу. Вы должны получить связный текст. Вместе отредактируйте. Спикеры презентуют ваше коллективное творчество.
Работа в группах. Презентация.
IV. Деконструкция (новое представление о предмете)
На слайде 3 иллюстрации:
а) пейзаж; б) расстроенный ребенок; в) старый человек.
- Почему они (иллюстрации) оказались вместе?
- Какое слово их объединяет?
- Как их можно подписать?
Обсуждение. Презентация ответов.
На слайде строчки из стихотворений. Найдите ключевое слово к слову « осень»
Я не ищу гармонии в природе
Разумность соразмерности начал…
Все, что было в душе,
Все как будто опять потерялось…
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей…
- В каком словосочетании слово « осень» имеет прямое значение, а где переносное?
Задание: 2) обсудите, что значит « осень души». Обратите внимание на то, что это ребенок. Его глаза должны гореть от радости. Детство – счастливая пора. Подумайте, что стало причиной осени души? Ощущали ли вы осень души? Запишите свой ответ, обсудите, выберите понравившиеся мысли, озвучьте.
Презентация ответов.
Задание: 3) рассмотрите иллюстрации, пополните выставку « Осень души».
Изобразите « Осень души».
Задание: обсудите, что значит « осень жизни». В помощь иллюстрация « Плоды и цветы». Кто или что скрашивает «осень жизни»? Запишите в тетрадях свое понимание этого выражения. Зачитайте в своей группе.. Выберите одно. Презентация.
Выберите иллюстрации для выставки « Осень жизни», какой она бывает? Разной.
V. Творческий продукт.Переходим к самому главному заданию. Вам дается время написать эссе по группам:
1 группа – « Осень природы»
2 группа – « Осень души»
3 группа – « Осень жизни»
Пишет каждый, зачитываете в группе свои работы. Выбирайте самое интересное.Представляйте свои работы. Пишем с удовольствием, легко.
Написание эссе. Обсуждение. Выбор наиболее удачного.
Итог урока. Что нового вы узнали в нашей творческой мастерской? Что нового было для тебя? Какая работа тебя увлекла?
VI РефлексияКомфортно ли я чувствовал себя на уроке?
Какое открытие я совершил на уроке?
Какая работа в мастерской меня увлекла?
Урок окончен. Оценки. Спасибо за ваш труд.