Презентация на тему Преодоление детской и подростковой агрессии
ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ АГРЕССИЯ – ЭТО ЛЮБАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ, ПРИЧИНЯЮЩЕГО УЩЕРБ (ФИЗИЧЕСКИЙ ИЛИ МОРАЛЬНЫЙ) САМОМУ СЕБЕ, ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ОБЩЕСТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.АГРЕССИВНОСТЬ – ЧЕРТА ХАРАКТЕРА, ВЫРАЖАЮЩАЯСЯ ВО ВРАЖДЕБНОМ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА К ЛЮБОМУ ОБЪЕКТУ.АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – НАМЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА НАНЕСЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕДА. Причины проявления агрессивности:1.Стремление привлечь к себе внимание сверстников;2.Стремление получить желанный результат;3.Стремление занять высокий уровень иерархии коллектива;4.Защита и месть;5.Обида. Особенности воспитанников, провоцирующие агрессивное поведение: 1.Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков.2.Сниженный уровень саморегуляции.3.Сниженная самооценка.4.Нарушение в отношении со сверстниками. Если ребёнок агрессивен.Общий алгоритм: 1.Оцените ситуацию.2.Если есть физическая угроза, примите меры, чтобы защитить человека, подвергающегося агрессии. Если это не в ваших силах, зовите на помощь.3.Необходимо вывести ребёнка из того места, где развернулась ситуация, спровоцировавшая агрессию. Прижмите руки ребёнка своими руками и уверенным тоном скажите: «Успокойся, возьми себя в руки!»4.Только после того, как ребёнок успокоится, обсудите случившееся. Правила экстренного вмешательства: 1.Игнорировать незначительную агрессию.2.Сначала успокоить, потом обсудить.3.Акцентировать внимание на поступке, а не на личности ребёнка.4.Контролировать собственные негативные эмоции.5.Не усиливать напряжение ситуации.6.Сохранять положительную репутацию.7.Демонстрировать модели неагрессивного поведения. Правило 1:Игнорировать незначительную агрессию. простое игнорирование реакций ребёнка -выражение понимания чувств ребёнка:« Я понимаю, что тебе обидно» -переключение внимания или предложение какого-либо задания Правило 2:Сначала успокоить, потом обсудить В критический момент важно быстро и решительно остановить агрессивное поведение с минимальным количеством слов. Когда ситуация разрешена, обе стороны должны успокоиться. Сразу после инцидента провести обсуждение. Правило 3:Акцентировать внимание на поступке, а не на личности ребёнка Приёмы установления обратной связи с ребёнком: 1.Констатация факта: «Сейчас ты преступаешь допустимую черту» 2.Расскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?» 3.Раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению: «Мне не нравится, когда со мной говорят таким тоном» 4.Апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило» Правило 4:Контролировать собственные эмоции Если педагог контролирует свои негативные эмоции, тогда он: -не подкрепляет агрессивное поведение детей; -демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией; -сохраняет партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Правило 6:Сохранять положительную репутацию 1.Публично минимизировать вину ребёнка: «Ты не хотел его обидеть». 2.Не требовать полного подчинения, позволить выполнить требования взрослого по-своему( потянуть время, заставить повторить требования несколько раз, построить гримасы и т.д.) 3.Предложить компромисс, договор со взаимными уступками. Правило 7:Демонстрировать модели неагрессивного поведения Приёмы поведения взрослого, альтернативные агрессивному поведению ребёнка: 1.Молчаливое заинтересованное выслушивание. 2.Предоставление возможности ребёнку успокоиться наедине. 3.Внушение спокойствия невербальными средствами (тихий голос, позитивная мимика). 4.Использование юмора( «Ты сейчас круче Шварценеггера!»). 5.Признание чувств и интересов ребёнка, сообщение собственных интересов, апелляция к правилам и т.д. Конкретные упражнения для ознакомления детей с собственной агрессией и способами её выражения: 1.Крикотерапия.2.Гневный человек.3.Рисование гнева.4.Письмо гнева. 5.Рецепт злого ребёнка. Упражнение 1:Крикотерапия Завести в классе «стаканчик гнева». В него можно громко кричать, а потом «выливать» содержимое. Упражнение 2:Гневный человек Попросить детей принять гневную позу. Затем, постепенно снимая напряжение в мышцах, отпустить гнев и принять позу спокойствия. Упражнение 3:Рисование гнева. Пофантазировать, на что похож гнев и нарисовать его. Во время рисования выплеснуть на бумагу все отрицательные эмоции. Затем рисунок можно порвать, помять, выбросить. Упражнение 4:Письмо гнева. Написать письмо тому, на кого ты злишься, описывая свои чувства с преувеличением. Затем это письмо порвать. Упражнение 5:Рецепт злого ребёнка Ребёнок должен сам придумать рецепт, как из хорошего ребёнка можно сделать злого 10 способами. хороший злой Упражнения на сдерживание агрессивной реакции: 1.Скажи себе стоп.2.Досчитай до 10.3.Возьми себя в руки. 4.Почувствуй землю. Упражнение 1:Скажи себе «стоп» Мысленно делаем значок «стоп» и кладём его в кармашек. Как только почувствуем, что не справляемся со своим гневом, дотрагиваемся до кармашка, и сразу успокаиваемся. Упражнение 2:Досчитай до 10 Когда ребёнок злится, ему предлагают научиться считать до 10, а потом проявлять свою злость. Можно сжать 10 раз кулаки или подняться на носках. Упражнение 3:Возьми себя в руки Нужно научить ребёнка буквально брать себя в руки (обнимать, сжимать) : чем больше злишься, тем сильнее сжимаешь. Упражнение 4:Почувствуй землю Когда злишься, постарайся встать всей стопой на пол и представь себя скалой или деревом. Источники: 1.Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними.2. Хекхаузен Х. Агрессия // Мотивация и деятельность. — М., 1986.3. Саймон Д. Кто в овечьей шкуре? Как распознать манипулятора.4. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. — Олма-пресс, 2004.5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 19976. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001.7. Стефан А. Мартин. Гнев как внутренняя трансформация