Конспект урока по познанию мира по темеРастения и животные луга
Тема: Растения и животные луга.
Цели урока:
Обучающие: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о луге как о природном сообществе.
Развивающие: развивать и формировать исследовательские умения младших школьников, ключевые компетенции и универсальные учебные умения, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по окружающему миру.
Воспитывающие: бережное отношение к животным, умение работать в паре, группе.
Ход урока:
1 этап Мотивация
Психологический настрой
— Улыбнитесь друг другу.
Сядьте удобно.
— Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.
А какие качества нам сегодня пригодятся , для того чтобы мы смогли справиться с заданиями? (упорство, трудолюбие, самостоятельность, активность, внимательность , старательность)
Я надеюсь, что все эти качества у вас есть и мы на уроке набьемся успеха.
2 этап Погружение в тему (оглашение темы и задач )- Урок мы начнем с разгадывания кроссворда. Работать будете в паре.
а) Метод «Инфо-угадайка»:
Детям дается кроссворд для разгадывания, где в выделенной строке получается слово луг
- Какое слово получилось в выделенной строке?
Б)«Расселяют» животных по местам обитания:
Рак, рыба, утка, гусь – река,
Лягушка – болото,
Бабочка - ?Куда мы поселим бабочку?
- Ребята, может уже кто-то догадался, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?
-Подумайте и сформулируйте тему урока.
- А что вы хотите узнать на уроке? (Что такое луг? Какие растения растут на лугу?
- Какие животные обитают на лугу?)- Сегодня мы побываем на лугу, и постараемся узнать о нём как можно больше.
- Какова же тема нашего урока?
Итак, тема нашего урока «Луг. Животные и растения луга. Охрана лугов»
Корзина идей
-Ребята назовите свои ассоциации к нашей теме урока «Животные и растения луга»
З этап Получение необходимой информации
- Что такое луг?
Луг – обширные территории с травянистой растительностью. (стр 65 )
Эмоциональная разрядка (разминка) под музыку
«Дождь в лесу».(дети сидят, ладони лежат на коленях.
Предложите представить, что они летом гуляют в лесу. Вдруг начинается мелкий дождичек. Предложите участникам повторять ваши движения: похлопайте ладонями по коленям, потрите ладони, пошуршите щепотями у ушей, слегка взъерошьте волосы, снова похлопайте ладонями по коленям.
Просмотр видеофильма « Жизнь на лугу»
Мы отправимся с вами на луг и узнаем, какие же организмы составляют это сообщество. Но отправимся мы не целым классом, а отдельными отрядами:
«Ботаники», «Зоологи»
- Что изучают ботаники, зоологи,? (Ботаники – растительный мир, зоологи – животный мир)
4 этап Интерактивное задание
Группа Зоологи читает текст на 65-68 странице. Заполняете кластер «Животный мир луга» , готовят ответы на вопросы .Затем поделитесь своими выводамиКакие животные живут на лугах? (Животные должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле. Большинство животных — травоядные. Много насекомых и птиц)Какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов -зелёные, значит: легко остаться незамеченными зелёным жи-вотным; цветы — разноцветные пёстрые — значит: и животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких оттенков)
— На лугу должны быть хищники или нет? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность)
— Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений)
— Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка, и специальный хоботок, при по-мощи которого нектар добывается)
группа Ботаники прорабатывает текст на 65-68странице, составляет кластер и делится выводами.
— Что объединяет растения луга? (Растут на открытой местности. Любят свет и тепло)— Какие растения растут на лугу? (Есть растения, которые любят и едят живот¬ные. Их называют кормовые травы. На лугу много цветущих растений. Есть на лугу и ядовитые растения. (сон-трава, лютик, чисто-тел, дурман). Многие из этих растений являются лекарственными.
Работа в группах.
Давайте вместе выберем, какие растения и животные обитают на лугу.
(у детей карточки с различными растениям и животными надо отобрать растения и животных луга создать свой луг 1 группа и 2 группа)
Защита модулей
1 группа Ботаники — Растительный мир.
Вывод: Мы видим, как богат растительный мир луга. Летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Луговые травы растут ярусами — выше — светолюбивые, ниже — теневыносливые. Растения приспособились к условиям: перепадам температуры зимой и летом, снежная зима, смена дождливых и засушливых дней.
2 группа Зоологи — Животный мир
Вывод: Оказывается Луг, это не только участок суши, покрытый растительностью, это еще и внутри живой организм — дом и стол для насекомых, птиц, грызунов. Объекты неживой природы солнце и вода способствуют развитию живой природы. Объекты внутри природы также связаны между собой цепочкой взаимодействия.
(пока дети работают над текстом, включаю «Звуки луга»)
После выступления первой группы:
- Посмотрите, наш луг преображается, становится краше.
После выступления второй группы:
- Ребята, наш луг ожил. Посмотрите, какая красота!
Дерево решений
Значение луга в жизни животных.
Как вы думаете, какое значение в жизни человека играет луг (Каждая группа обсуждает этот вопрос сначала в паре , потом в группе и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.)
5 этап Подведение итогов
Метод «Ромашка»
(Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока.)
«Корзина знаний»-(возвращаемся на записи сделанные в начале урока, неверные высказывания выясняем, аргументируем)
Оценивание.
Самые красивые обитатели лугов это бабочки. Оцените свою работу на уроке.
Если вы работали, на 5 на модель луга прикрепите бабочку махаон, если на 4 то прикрепите бабочку адмирал, если на 3, то прикрепите бабочку луговой мотылёк.
Домашнее задание на выбор
1)подобрать загадки об обитателях луга;
2) подготовить сообщение о растении или животном луга, занесённом в Красную книгу;
3) Составь памятку «Как вести себя на лугу». К правилам поведения нарисуй условные знаки.