Растения и животные лугов

Тема: Растения и животные лугов.
Цели: 1. Сформировать представление учащихся о луге.
2. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с экологическими
проблемами лугов нашей местности, со значением лугов для человека.
Развивать внимание, память, логическое мышление и воображение уч-ся.
Развивать познавательную активность уч-ся, расширять кругозор.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе своей местности.
Форма организации урока: урок – научная экспедиция
Оборудование: учебник «Познание мира» (4 кл.), рабочие тетради, аудиозапись «Голоса луга», презентация « Растения и животные луга», оценочный лист, лестница успеха
План.
Ход урока
примечание

1.Оргмомент.
- Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
. 2.Актуализация знаний «Горячий стул»
- Сегодня, ребята, мы отправляемся в научно-исследовательскую экспедицию по родному краю. Отправиться в новую экспедицию сможет лишь тот, кто хорошо усвоил материал прошлого урока
- Ребята, кто желает проверить свои знания по пройденной теме, приглашаю на «горячий стул». Остальные задавайте вопросы, составленные вами дома. Задаем по пять вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, получаете – «5», если ошибетесь один раз – «4», если два раза – «3».
Оценки выставляет оценщик группы
3.Формирование новых знаний
- Итак, знания проверены, можно отправляться в научно-исследовательскую экспедицию по родному краю.
- Давайте попробуем определить тему нашего урока, что же мы будем исследовать?
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты. (И. Суриков.)
Ваши ассоциации к слову «Луг»
- Ребята, а что бы вам еще хотелось узнать о луге? Обсудите это в группе.
- Ответить на некоторые из этих вопросов вам поможет текст учебника.
В нашей научно-исследовательской экспедиции будут работать ботаники, зоологи, экологи (объяснить значение слов)
Желаю вам успехов и новых интересных открытий!
4.Групповая работа. 1 группа Ботаники: Знакомство с растениями луга.(работа по учебнику)
Защита проекта
Просмотр презентации «Растения луга»

-просмотрев внимательно презентацию, что вы нового узнали о растениях луга. (есть ядовитые и лекарственные растения)
-Какие лекарственные растения вы знаете?
Выставление оценок в лист оценивания
5.Викторина «Лекарственные растения наших лугов»
- Луг – это настоящая аптека.
* Какое луговое растение поможет при простуде?
(ромашка лекарственная)
* Какое луговое растение поможет при болезнях
желудка? (тысячелистник)
* Отвар из какого растения освежит и успокоит? (мята)
* Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой)
6.Групповая работа. 2 группа: Зоологи. Знакомство с животными луга. (работа по учебнику)
Защита проекта
- Мы выяснили, что на лугу растут только травянистые растения. Они невысокие. Каким же вы представляете животный мир луга? (животные маленькие)
Просмотр презентации «Животные луга»
Выставление оценок в лист оценивания

7. Игра «Узнай меня».
- Богат луг разнообразием животных. Сейчас вы сами назовете их. Какое животное могло бы о себе так сказать?
* «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (кузнечик)
* Я самое прожорливое животное на планете. (стрекоза)
* Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу - вою,
сяду – землю рою. (жук)
* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед коплю. (пчела)
* Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой. (бабочка)
* Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми
волосками. Кажется, что на мне полосатая шуба. (шмель)
* Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела
(божья коровка)
* Осенью в щель забьюсь, а весной проснусь. (муха)
* Лечу – говорю, сяду – молчу. (оса)
- Как одним словом назвать всех этих животных наших лугов? (Насекомые) Какую помощь они оказывают растениям луга? Какое насекомое является настоящим украшением наших лугов? (Бабочка)
Физкультминутка «Бабочка».
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – водой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
На цветочек тихо села
- Дополнительную информацию о жизни этих удивительных насекомых можно найти в книгах «Насекомые», «Бабочки» и др.
(Учитель демонстрирует литературу по данной теме.)
- К сожалению, эти прекрасные беззащитные животные часто становятся жертвами невоспитанных мальчишек и девчонок. Так, например, редкая бабочка – махаон занесена в Красную книгу. (Учитель демонстрирует картинку с ее изображением.)
б) Доклад ученика о махаоне, оформленный в виде страницы для Красной книги нашего края.

8.Групповая работа.3 группа: Экологи. Охрана лугов

Защита проекта

- Все перечисленные нами растения луга являются ценными кормовыми культурами, поэтому человек использует луга как пастбища для домашних животных, на других заготавливает сено. Чтобы эти растения не исчезли с лугов, работники сельского хозяйства подсевают их семена или оставляют нескошенными часть трав. Вреден для лугов и неумеренный выпас скота. Из-за него исчезают многие растения. Те же участки, где особенно много редких растений, люди берут под охрану.
- У нас стали редкими такие луговые цветковые растения как колокольчик луговой, нивяник.
Выставление оценок в лист успеваемости оценивания

9.Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».
- Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луг. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Прослушайте его. Все ли вам понравилось в их поведении? Сколько ошибок в поведении ребят вы заметили?
* Июньским воскресным днем мы отправились на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

- Сколько ошибок в поведении ребят вы нашли? Какие?
Вывод: Человек не имеет права вмешиваться в жизнь природного сообщества нашего края, чтобы не нарушить природного равновесия. Луга – украшение родного края.

Выставление оценок в лист оценивания
10. Самостоятельная работа в тетрадях.
- Выпишите в тетрадь названия животных луга
по группам ( насекомые, птицы, звери).
Взаимопроверка сам. работы

Формативное оценивание: 2 звезды и 1 пожелание

11. Творческая работа в группах.
- Наша экспедиция по лугам родного края подходит к концу. На память о ней давайте сочиним синквей о луге.
Например: Луг!
Яркий, пестрый.
Цветет, жужжит, поет.
Как красивы наши луга!
Сообщество!
10.Рефлексия. АМО «Лестница успеха»- Определите свою ступень, которую вы достигли на уроке.
- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.
11. Домашнее задание.
пересказ с.50-51, доклады о лекарственных растениях лугов нашего края. Составить синквейн о любом растении или животном.Наша экспедиция подошла к концу. Урок окончен.


Создание коллаборативной среды





- организация урока в форме экспедиции
по родному краю;


Выставление оценок в лист успеваемости









аудиозапись «Голоса луга»





саморегуляция: определение темы и цели урока









Работа в группах

просмотр презентации «Растения луга»

Выставление оценок в лист
оценивания


викторина

-упражнение на развитие познаватель-
ных способностей;



Просмотр презентации «Животные луга»
Выставление оценок в лист оценивания





-дидактическая игра
«Узнай меня»;





















Физкультминутка «Бабочка».

- выставка книг по теме;

книги «Насекомые», «Бабочки» и др.


Доклад ученика о махаоне















Выставление оценок в лист оценивания






Экологическая игра «Найди ошибку в рассказе».

























Формативное оценивание: 2 звезды и 1 пожелание


творческая работа; Творческий стул




АМО «Лестница успеха»
Прием РКМ «Рефлексивный экран»