Открытый урок по развитию речи в 6 классе Мой край задумчивый и нежный


Муниципальное казённое образовательное учреждение
Инзенская средняя школа № 2 имени П.И.Бодина
Ульяновской области
Открытый урок
по развитию речи в 6 классе
«Мой край,
задумчивый и нежный»

лирика С.А.Есенина
на уроке русского языка
(к 120-летнему юбилею поэта)
Оформление и оборудование урока: портрет С.А.Есенина, на стенде «Сегодня на уроке» средства выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, анафора, повтор; картина с русской природой средней полосы России, диск с песнями на слова Есенина, сборники стихотворений С.Есенина, фотографии матери и сестры С.Есенина.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «текст», повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики Есенина.
Планируемые результаты: знание средств выразительности, умение определять их в тексте художественного стиля; умение анализировать лирическое произведение; умение определять тип текста, знание особенностей композиции текста; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Самоопределение к деятельности
- Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое текст, а также поговорим о некоторых произведениях (стихотворных текстах) великого русского поэта, которому в этом году исполняется 120 лет. Во многих стихотворениях он воспевает родные рязанские раздолья.
Запишите предложение для синтаксического разбора:
«Я покинул родной дом, голубую оставил Русь»
- Можно ли назвать это предложение текстом?
Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие.
- Итак, записанное вами предложение ещё нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создаёт необыкновенно лиричный, пронизанный щемящей тоскою о покинутой родине текст:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк под прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нём
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.
- Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом в селе Константиново, держа путь на Москву, но навсегда, где потом ни жил он, поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом. Живя в Москве, Петербурге, Есенин возвращался на родину:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Возвращался в «низкий дом с голубыми ставнями», на знакомую деревенскую улицу.
- Запишем в тетради и проанализируем строки:
Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилёг ко плетню.
Держат липы в зелёных лапах
Птичий гомон и щебетню.
- Записанное вами – текст? Чем отличается текст от предложения, от нескольких предложений?
- Этот текст – описание? Рассуждение? Повествование?
- Чем описание отличается от рассуждения и повествования? (Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, более живой и образной.)
- Под пером поэтов и писателей окружающие нас предметы оживают. У Есенина, например, «вызванивают ивы – кроткие монашки» («Край любимый! Сердцу снятся…»); «заря на крыше, как котёнок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»), «ягнёночек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве» («За тёмной прядью перелесица»), «крапива… качаясь шепчет шаловливо: «С добрым утром!» И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях обретают дар речи и цветы, и травы, и деревья…
- Какому замечательному стилистическому приёму обязаны все эти превращения в художественных произведениях?
(Олицетворению)
На доске – определение олицетворения, уже известное ребятам:
Олицетворение – наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью.
- При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку. Например, у Есенина:
Зеленая причёска,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
- Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. Есть ли такие действия неодушевлённых предметов в нашем тексте?
(«Тихо август прилёг ко плетню», «держат липы в зелёных лапах птичий гомон…».
- Именно олицетворение создаёт прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы безошибочно узнаём его стихи. Какие ещё художественные средства использует Есенин, рисуя словами картину родительского дома?
(Метафору)
На доске – определение метафоры, тоже известное детям ранее:
Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объёму, назначению и т.д.)
- Нередко в метафоре совмещаются близость в цвете и форме сопоставляемых предметов. В нашем тексте вы можете найти такую метафору?
(«Проводов голубая солома» - в этой метафоре совмещаются цвет и форма сопоставляемых предметов.)
- Не всегда удаётся чётко определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Наблюдательный глаз художника слова находит общие черты в самых различных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придаёт метафоре особую выразительность.
- Как могут связываться предложения в тексте?
Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами. Сейчас мы это понаблюдаем.
В сборниках стихотворений Есенина найдите стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
- Есенин никогда не был в Персии, но в 1924 – 1925 годах он приезжал на Кавказ, где написал изумительный цикл лирических стихотворений – «Персидские мотвы». Одно стихотворение из этого цикла сейчас перед нами:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне;
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли…
- Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных «рязанских раздольях», к которым он сохранил светлую любовь. Как удается поэту в своём стихотворении сочетать восточный колорит с поэзией русских раздолий? Посмотрите, как связаны предложения в есенинском тексте.
(Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов. Повторяется обращение к восточной девушке: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Несколько раз повторяется фраза «Потому, что я с севера, что ли», что усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, необыкновенную грусть поэта по своей родине.)
- Стихотворение это написано в 1924 году. 13 сентября 1925 года Есенин напишет стихотворение, посвящённое своей сестре Шуре: «Ты запой мне ту песню, что прежде…» В декабре этого года его не станет, а пока Есенин поёт лирический гимн «родному дому», «калитке осеннего сада», «золотистым косам» березки под «родимым окном».
Ласковые материнские песни особенно дороги и памятны. Сестра поэта, Александра Есенина, рассказывала, что «…приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоёт с нами… Песни, которые ему нравились, мы с сестрой часто напевали в Москве. Отсюда и возникло название стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…». Найдите в сборнике это стихотворение.
Ты запой мне ту песню, что прежде
Запевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать…
- Послушайте, подумайте, как Есенин достигает необыкновенной плавности, напевности своего стихотворения?
(Ребята читают про себя текст и слушают на диске есенинское стихотворение в исполнении хора.) После прослушивания песни ребята говорят, что напевность, плавность этого стихотворения достигается автором за счёт повтора слов.
- Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придаёт тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчёркивает важнейшие мысли. Если повторяющиеся элементы стоят в начале стихотворной строки, они называются анафорой.
Далее дети читают стихотворения Есенина.
- Сегодня на уроке мы попытались понять, как в устах великого поэта самое обычное на первый взгляд слово обретает красоту и великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст – не просто «два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически», а яркая, запоминающаяся картина, поэтический образ «рязанских раздолий», которые, по мнению Есенина, всё-таки красивее Шираза.
Надеюсь, что тексты сочинений-миниатюр, которые вы сегодня создадите, будут написаны с такой же любовью к родной земле. А темой вашей творческой работы будет строка из есенинского стихотворения: «Мой край, задумчивый и нежный…».
Рефлексия
Учащиеся пишут сочинение-миниатюру по заданной теме.
ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ
«Мой край, задумчивый и нежный» - эти строки могут быть написаны и о моём крае, таком красивом и таком любимом. Наша Инза – это не только город, а часть нашей русской природы. Наш город окружают лесные массивы, и мне нравится нежная зелёная трава, свежий и чистый воздух. Мне нравится бродить по лесу, лежать на траве, смотреть в небо и слушать, как шумят верхушки деревьев.
Если наша природа не такая яркая, как южная, но она завораживает своей нежностью, спокойствием, задумчивостью. Какое чудо, что есть на свете такой задумчивый и нежный край!