Урок литературы в 10 классе на тему Гроза 12-го года настала… (по роману Л.Н.Толстого Война и мир)
Урок литературы в 10 классе.
Тема"Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам)Тип урока – урок усвоения новых знаний
Цели:
показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;
проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;
развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.
Оборудование:
роман Л. Толстого “Война и мир” (3, 4 тома), иллюстрации к роману;
мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;
схема-тезисы “Бородино” содержания 3 тома романа;
карта и схема сражения “Бородинская битва”;
таблицы.
Опережающее задание: работа в группах при составлении таблицы о целях, подготовке и ходе сражения; индивидуальные задания в парах.
Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, заполнение таблицы, работа в группах, индивидуальные задания.
Эпиграф:
Гроза двенадцатого годаНастала – кто тут нам помог?Остервенение народа,Барклай, зима, иль русский Бог?А.С. Пушкин.
Ход урока I. Мобилизующий этап.
1. Слово учителя.
- Мы продолжаем работу над одним из лучших произведений Л.Толстого «Война и мир». На прошлых уроках мы убедились, что круг проблем романа очень широк. В нем освещены психологические, социальные, исторические, нравственные проблемы России 19 века. Здесь и любовь, и предательство, и поиск смысла жизни, и разочарование в ней и многое другое.
2. Выявление проблемы, постановка целей и задач урока. Формулирование темы.
- Я думаю, все, кто прочитал роман полностью, не мог не обратить внимание на его композицию.- Чему посвящены события, описанные в 1 томе?- События 2 тома?- Какому историческому событию посвящены почти два тома романа? (Отечественной войне 1812 года)- Именно об этой войне мы сегодня и будем говорить.
Запись темы урока в тетради.- Странно, но тема войны актуальна для нас и сегодня.- А что для вас означает слово «война»? С какими словами и понятиями ассоциируется? (Ответы уч-ся)- Вернемся к событиям в романе. Между кем была Отечественная война 1812 года?(портреты Александра 1 и Наполеона)- Почему это война названа Отечественной? Отечественная война – это характер войны, когда на защиту родной земли встает все Отечество)А.С.Пушкин писал об этом событии так:
Гроза двенадцатого года Настала. Кто тут нам помог?Остервенение народа,Барклай, зима иль русский Бог?
- Слова великого поэта станут эпиграфом нашего сегодняшнего урока. Запись эпиграфа в тетрадь.
3. Работа с эпиграфом урока
Учитель: А.С. Пушкин события 1812 называет “грозой”. Гроза двенадцатого года настала… Как вы думаете, почему?- Найдите и прочитайте, как Л.Н.Толстой описывает начало войны. (т.3.ч.1 –начало)- Что с точки зрения Толстого явилось причиной свершения этого исторического события? (т.3.ч.1.)- Вернемся к строчкам эпиграфа.
Гроза двенадцатого года настала,Кто тут нам помог?- Как вы понимаете смысл этих строк?
(Русский народ выиграл эту войну. Поэт размышляет, кто помог России одержать победу над французами: патриотизм народа, погодные условия, роль военачальников или божья помощь?)- Проблема выявлена. Задача нашего урока – выяснить (на основании романа), кто же все-таки больше всего помог России одержать победу в этой войне? Поэт предлагает нам 4 версии ответа на поставленный вопрос. Какой версии придерживаетесь вы?(Ответы учащихся)
II. Самоопределение учащихся на основе антиципации.1. Работа в группах. Проверка домашнего задания.
Учитель. – В условиях начавшейся войны для Наполеона стадо неожиданным полное отступление русской армии.- Давайте вспомним, каковы были планы Наполеона?
(12 июня 1812 г. французская армия общей численностью 650 тыс. человек перешла границы России. Ей противостояли 3 русские армии общей численностью 590 тыс. человек. Наполеон был уверен в своей победе. Он хотел навязать русским генеральное сражение вблизи границы и разгромить их. После этого можно было заключить выгодный мир и обратить все силы на борьбу с Англией. Однако план Наполеона сразу же начал давать сбои. Русские армии, не вступая в генеральное сражение, организованно отступали вглубь страны. Они отходили на восток, уничтожая все склады и продовольственные запасы.)Невольно вспоминаются известные строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Мы долго молча отступали, досадно было, Боя ждали …”.
11 августа Кутузов, назначенный главнокомандующим, выехал к войскам. Узнал о падении Смоленска. «Ключ к Москве взят», - отреагировал на это известие полководец. Армия ждала боя, и Кутузов не мог не считаться с этим. Он должен был дать генеральное сражение. Этого «требовали благо государства и честь русского оружия». И оно состоялось. Генеральное сражение войны 1812 года какое? Бородинское.
Много споров существует по поводу целей, подготовки и хода Бородинского сражения. Дома вам было предложено подробно ознакомиться с мнениями историков и мнением Л.Н.Толстого по данному вопросу (гл.19 ч.2. т.3) и отразить их взгляды в таблице.
1.Цели преследуемые
русской армии Обескровить противника, добиться изменения соотношения сил, не допустить к Москве «…не имело ни малейшего смысла…»
2. Подготовка к сражению Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. «Русские не отыскивали лучшей позиции…»;
«…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности
3. Соотношение сил
накануне сражения 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона. 5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов.
4. Ход сражения Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова
5. Итоги сражения,
следствие. Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы-58тыс.человек (43%). Кутузов: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата…»
Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть непобедимыми» «Нравственная сила французской армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими»
Вопрос об итогах битвы также является спорным. Наполеон писал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой… Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех». Александр 1 не видел в оставлении Бородино поражения: 30 августа Кутузову было присвоено звание генерал-фельдмаршала.
2. Вывод: Да, Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чем они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы.
- Найдите и прочитайте заключительные строки о том, что было прямым следствием Бородинского сражения. (т.3.ч.2.гл.39)
-А как вы считаете, кто одержал победу в Бородинском сражении? Чьи взгляды вам ближе?
III. Изучение нового материала. Освободительная война.
1. 1 версия.
- Вернемся к строчкам эпиграфа. Одна из версий А.С.Пушкина – обращение к Богу, божья помощь. В трудную минуту мы всегда обращаемся к Богу. Так уж устроен русский человек.
- Вспомните эпизод перед Бородинским сражением. Как Толстой показал, что не только простые солдаты, но и генералы, и главнокомандующий, - все рассчитывают на то, что Бог не оставит их в эту тяжелое для страны и народа время.
Просмотр отрывка из фильма «Война и мир» 3 серия время – 32.32 – 35.45
Учитель.
2. 2 версия. Закончилось сражение под Бородино. Но не закончилась война. Главной целью Наполеона было овладение Москвой. Но русское командование сорвало стратегический замысел Наполеона.
- Какое решение принимает Кутузов на совете в Филях? (Оставить Москву)
После того как армия Наполеона начинает движение в России, эта война становится народной, освободительной, и в ней принимает участие вся великая страна.
Рассмотрим следующую версию. Пушкин высоко оценивает роль военачальников в этой победе, в частности Барклая-де-Толли. К этому уроку вы получили задание поработать в парах, анализируя отдельные главы и делая соответствующие выводы.
1) Роль военачальников. - Что мы знаем из уроков истории и со страниц романа «Война и мир» о Барклае-де-Толли?
Новый главнокомандующий пользовался плодами победы, дерево которой взрастил Барклай-де-Толли. Нельзя не сказать хороших слов и о Багратионе, и о М.И.Кутузове и о других великих военачальниках и полководцах (Портреты на доске)
- Каким вы представляете себе М.И.Кутузова, читая страницы романа?
Но факт остается фактом. Наполеон подошел к Москве. Долго ждал император Франции ключи от города. И вновь вспоминаются строки Пушкина:Нет, не пошла Москва мояК нему с повинной головою.
3. З версия. Роль простого народа, дворян, партизан.1.) Вся Россия-матушка становится на защиту своей страны: купцы и крестьяне, дворяне и мастеровой люд.
- Какое подтверждение этим словам мы находим в романе?
2) А как показана самоотверженность русского дворянства!
- Давайте вспомним встречу Андрея Болконского и Пьера Безухова перед Бородинским сражением. Какие слова из уст А.Болконского особенно поражают нас? 3) Работа с текстом. Т.3.ч.2.гл.25 (стр.215-217)
Такой видится предстоящая битва А.Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений.Но Бородинское сражение мы видим глазами П.Безухова, человека сугубо штатского, не разбирающегося в военном деле. Какой увидел битву Пьер? Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?
4) Стихийно возникает партизанское движение. - Что мы узнаем о партизанах со страниц романа?
Вывод: За 5 недель после Бородинского сражения армия Наполеона потеряла от действий партизан около 30 тыс. человек.
4. 4 версия.Вернемся к сюжету романа. Занятие Москвы Наполеон воспринял как победу. Однако усиление русской армии, патриотический подъем народа заставили его уйти из охваченной пожарами Москвы. Вскоре отступление французов превратилось в паническое бегство.
- У нас остается последняя версия: это погодные условия. Это предположение обозначено в эпиграфе одним словом – зима. Давайте вспомним, как Наполеону и его армии пришлось «убираться» из России. (т.4 ч.3 гл.16) т.4 гл.6
А ведь Кутузов обещал заставить французов есть лошадиное мясо.
IV. Закрепление материала. Вывод.
- Итак. Все версии рассмотрены. Вернемся к проблеме нашего урока.
Кто тут нам помог?
- Изменилось ли ваше мнение?Наверное, не случайно и Пушкин, показывая последовательность версий при ответе на свой вопрос, патриотизм народа («остервенение») ставит на 1 место.
Теперь понятно, почему Л.Н.Толстой говорит: «И благо тому народу… который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».
Л.Н.Толстой утверждал, что всякое историческое событие происходит только при совпадении интересов и поступков людей. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью, … война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».
V. Рефлексия.- Что нового вы сегодня узнали об Отечественной войне 1812 года?VI. Домашнее задание: подобрать и систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова. (1 вариант – Наполеон; 2 вариант – Кутузов)