Урок — викторина по роману Толстого «Война и мир», 10 класс
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им. Е.В.Камышева»,
г.Гагарин, Смоленская область.
Урок – викторина
по роману
Л.Н.Толстого «Война и мир».
Учитель русского языка и литературы Михайлова Елена Владимировна.
2014 год
Цели: проверить знания учащимися содержание романа, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чтению.
Основное содержание урока.
1.Вступительное слово учителя о задачах урока. Класс делится на две команды. За правильный ответ даётся одно очко.
2.Викторина по роману «Война и мир».
Назовите героя и адресата.
А. Он сказал это в такое время, когда она одна могла его слышать. – Вы прелестны с той минуты, когда я увидел вас, я не переставал
она опустила глаза.
- Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого,- проговорила она быстро- Она взглянула на него
- Не говорите мне про это? Что мне за дело?- сказал он.
- Я говорю, что безумно, безумно влюблён в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны?...
Б. «Для того я бы советовал вам.. Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами, приехал сюда. Напротив. Вы знаете мои чувства к вам!»
А.Анатоль Курагин – Наташе Ростовой.
Б. Б.Друбецкой –Жюли.
Определите героя по фрагменту портретного описания.
А. «была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнурённая детьми» (Графиня Ростова)
Б. « был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного лица».
(Борис Друбецкой)
В. « прошёл навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, страшной белизной продолговатого лица Ни у кого он не видео этого спокойствия, самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого не видел такого твёрдого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и влажных глаз, не видел такой твёрдости ничего не значащей улыбки»
(Сперанский)
Г. «был приземистый, ширококостный, жёлтый, морщинистый старик с седыми нависшими бровями над блестящими неопределённого сероватого цвета глазами».
(Базеев)
Д. «..была молодая, хорошенькая немка, на которой доктор женился в Польше».
(Мария Генриховна)
Е. «Её усы и брови необыкновенно шли к ней, все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживлённо- энергическом настроении».
(Соня в сцене ряженых)
Ё. « был теперь пятнадцатилетний худой с вьющимися русыми волосами и прекрасными глазами, болезненный умный мальчик».
(Николенька Болконский)
Ж. «Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно- любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо с распущенными губами было более чем некрасиво, оно было страшно».
(Наташа у постели умирающего Андрея Болконского)
З. «..князь Андрей увидел сорокалетнего человека с длинной талией, с длинной, коротко обстр
·иженной головой и толстыми морщинами, с нахмуренными бровями над каре- зелёными тупыми глазами и висячим красным носом».
(Аракчеев)
И. «Из больших глаз её светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали её болезненное, худое лицо и делали его прекрасным».
(Княжна Марья)
К. «Он был теперь в адъютантском мундире, с одной эполетой и аксельбантом. Он шёл сдержанно, молодецкою походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было такого выражения добродушного довольства и веселья».
(Анатоль Курагин)
Л. «Вся фигура в его подпоясанной верёвкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая».
(Платон Каратаев)
М. « черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка, повязанная белым носовым платком, из- под которого выбивались пряди расчесавшихся волос».
(Наташа в Отрадном)
Определите, кому принадлежат слова.
А. « От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». (Платон Каратаев)
Б. « Моя жена – прекрасная женщина». (А.Болконский)
В. « Нет! – воскликнул он,- он такой герой! Ах, как хорошо, как отлично. Как отлично! Я вас люблю!» (Петя Ростов)
Г. «Нет, покорно благодарю; я дал себе слово, что служить в действующей армии я не буду. И не буду». (А.Болконский)
Д. « что ж, соколик, ведь это не швейня, инструмента настоящего нет; а сказано : без снасти и вша не убьёшь». (Платон Каратаев)
Назвать персонажи.
Кому из персонажей мешал спать безобразный, по его же мнению, живот? (Беременной кн.Лизе)
Кто из героев романа вёл дневник? (Пьер, кн.Марья)
Объяснить термины.
Швейня (мастерская в роте или полку)
Бычок (кабак)
Брандкугель (раскалённое ядро)
Чуйка (верхняя мужская одежда типа кафтана)
Раут (торжественный званый вечер, но без танцев)
Экозес (бальный танец)
«Зелёный ящик» (ящик с порохом и гранатами)
Рассказать, что произошло далее.
Что сделал государь, узнав, что французы перешли Неман? (Приказ – войскам, рескрипт кн.Салтыкову и письмо Наполеону)
Одевшись во французские шинели и кивера, Петя и Долохов (отправились в разведку).
Что произошло с Элен после разрыва с Пьером? (Выбор женихов, смерть)
Ответьте на вопрос.
Кто из знаменитых партизан 1812 года изображён в романе? (Денис Давыдов- Василий Денисов)
Какой «выбор» невест был у Бориса Друбецкого в Москве? (Кн.Марья, Жюли Курагина)
Кто предлагал свой план «кампании» с французами? (Василий Денисов)
Когда после разговора с Пьером мы ещё встречаемся с Рамбалем? (Когда он сдался в плен)
Назовите фамилию генерал –губернатора Москвы? (Растопчин)
Что предлагал Петя Ростов Долохову накануне боя? (Изюм)
15