Технологическая карта по литературе к уроку по басням И.А.Крылова
Учитель русского языка и литературы Краснопёров Виталий Иванович МОУ «Закутчанская СОШ Вейделевского района Белгородской области»
«И. А. Крылов. Краткое сообщение о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне
«Свинья под дубом».
(5 класс)
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Материалы к уроку: Иллюстрации к данной басне. Портрет великого баснописца И.А.Крылова . Презентация со слайдами.
Тема урока: «И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».
Цели урока: 1)Знакомство с краткой биографией И.А. Крылова, жанровыми признаками
произведения на примеребасни «Свинья под дубом».
2)Воспитание интереса к личности русского баснописца; воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям.
3) Развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра.
Планируемые результаты:
Предметные:совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимисястремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.
План урока Методы обучения Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока Словесный, метод мотивации учебной деятельности личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция Психологический настрой детей на урок.
-Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок! Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Дети достали «карту успеха», в которой после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Сквозной элемент урока Индивидуальная работа, парная, коллективная регулятивные: саморегуляция Скажем про себя несколько раз:
Прозвенел для нас звонок, начинается урок! Подготовка речевого аппарата к говорению
2.Мотивация к учебной деятельности Проблемный, метод фронтальной организации учащихся познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями России.
регулятивные УУД: целеполагание Проблемный вопрос:
Перед вами слайд, на котором написаны слова Михаила Васильевича Исаковского. Мы поработаем над ними. Вначале прочтем их про себя.(слайд 2)
А теперь подумайте, какие слова надо вставить на месте пропусков?
А теперь мы совершим небольшую экскурсию в один из прекраснейших городов мира – Санкт-Петербург. (Слайд № 3, 4) Мы пройдем по его улицам и окажемся в Летнем саду. Прогулявшись по его аллейкам, подойдем к памятнику.
Виртуальная экскурсия.
Проблемный вопрос: Случайно ли мы оказались рядом с именно этим памятником? Опишем его.
Для чего автор создал этот памятник? А кто автор памятника?(слайд 3)
Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.
Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Словарная работа. Проблемный, метод фронтальной организации учащихся познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание Задание:Обратим внимание на слайды. Кто изображен на них? Кому поставлен памятник? А есть ли эти животные на барельефе памятника?
Что такое барельеф?(Слайд 8)
Целеполагание. Мы не случайно говорим об И.А. Крылове.
Попробуем сформулировать тему нашего урока.
Отвечают на вопросы.
Отвечает ученик, которому было дано домашнее заданиесоздать толковый словарик для работы класса на уроке. Барельеф, невежда, невежа, мораль, басня, аллегория
Определяют тему урока, записывают в тетрадь.Постановка учебной задачи на этот урок
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1. Проверка домашнего задания
Словесный, познавательный, эвристический
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; соблюдение правил общения.
личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? »
регулятивные УУД:прогнозирование и получение конкретного результата.
Проверка заполнения маркировочной таблицы “ЗУХ”
(Учащимся дано задание дома вспомнить известные сведения о жизни И.А Крылова, заполнить 1 и 2 колонки)
Беседа по статье.(Слайд 7)
-Когда, где и в какой семье родился Крылов?
-Где и как он получил образование?
-Где и в связи с чем начал свою трудовую деятельность И. А. Крылов?
–Какие факты свидетельствуют об одаренности Крылова и его тщательной работе над собой?
-Какие события в его жизни предшествовали этому?
-Каким был первый литературный опыт Крылова?
-Что такое басня? (Тема прошлого урока)
Чтение таблицы «ЗУХ»,2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.»
2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни.
3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца.
(1-2 колонки «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли дома).
Отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемый ответ:
Басня — это краткий стихотворный или
прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, или аллегорический, смысл.
2.Работа с литературоведческими понятиями.
«Карта жанра»
Вам было дано задание выписать в тетрадь по литературе определение басни
– Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.
Составление кластера( направляющий вектор – слайд № 9) Работа в команде. (Каждой группе даны задания заранее)
Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни. ( Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается кластер.
Предполагаемая запись:
Басня-небольшой рассказ – диалог
Часто стихотворный, 2 части; используется просторечная лексика; отличается краткостью (лаконизмом); мораль(нравоучение), сатирическое изображение; герои – чаще всего животные; особый басенный стих (строчки разной длины); разговорная речь, олицетворение.
3.Мини-исследование в группе.
- А что такое аллегория?
Задание. Чтобы узнать значение слова, надо воспользоваться… Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории:осел – глупый человек, заяц – трусливый.
-А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?
Волк? Медведь? Лиса? Обезьяна? Собака? Слон?
Басня построена на аллегории, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. Исследовательская работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Предполагаемый ответ:
Аллегория — иносказательное изображение
предмета, явления для того, чтобы наглядно
показать его главные черты.
Отвечает один из членов команды.
Физ. минутка (пауза релаксации) личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД:умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. Физ.минутка. Физорг класса организует разминку. Выполняется несколько упражнений под музыку.
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
Работа с текстом басни.
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Беседа:
- Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Свинья под дубом».
-Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ свинье? А каким вы представляете себе дуб?
-Давайте проверим, действительно ли свинья такова? Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя
Два хорошо подготовленных ученика читают басню.
1. Слушаниевыразительного чтения учеников.
Беседа по прослушанному.
-Понравилось ли вам чтение басни Крылова?
- Подтвердилось ли ваше предположение о характере главной героини?
- Кому из ребят удалось лучше передать характерные черты персонажей басни?
–Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление?
- Можно ли его описать аллегорически?Многие басни служат уроком. А эта басня может нас чему-то научить??
Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя.
Работа с чтением басни про себя (для последующего творческого задания)
2.Выразительное чтение учащимися. Формирование артистических способностей через творческое задание;оценка выступлений. Выполняет роль консультанта.
- Какой группе удалось точнее изобразить происходящее? Чтение басни по ролям (3-4 группы)
Такой же вопрос задается и классу. Дети дают обоснованный ответ.
3. Словесное рисование.
Метод словесного рисования
-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали? Словесное рисование.
Самостоятельное создание микротекста на заданную тему
4. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова Наглядный, частично-поисковый Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему?
Посмотрим на иллюстрации на слайде. Автором является Г. Куприянов. (Слайды 10, 11) Дают развёрнутый ответ на вопросы.
-Изменилось ли ваше восприятие басни?
Мораль. Что это такое? Дают развёрнутый ответ на вопросы.
Этап 5. Закрепление полученных знаний
Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.
Работа в группах и выступление перед аудиторией. личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.
регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.
познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. Групповая работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Самостоятельный анализ басни.
1 Задание.
1 группа.
1.Над какими пороками человека смеется автор. Почему Свинья названа невежей?
3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Согласны ли вы с этим утверждением?
2 группа.
1. Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Свинью?
2. Какие глаголы характеризуют главную героиню?
3 группа.
1. Что можно сказать о втором герое басни?Какой смысл вкладывает автор в слово «вековой»?
2.Как же ведет себя Дуб? Почему он называет Свинью неблагодарной?
(Эта басня - правда о человеческой неблагодарности, невежественности)
Этап 6. Подведение итогов урока
1.Обобщение Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
Личностные:соотношение своей части работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.
Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
Самостоятельное написание мини-ответа «Третий герой басни, о котором не говорили. Каков он?»
Афиширование.
2.Самооценка Самоанализ Анализ работы учащихся. Самооценка работы на уроке.
3.Домашнее задание
Словесный, наглядный Дифференцированное домашнее задание.
1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Свинья под Дубом»
2. Инсценировка басни (чтение наизусть).
Запись задания в дневники.
4.Рефлексия
Метод контроля,
познавательно-рефлексивный регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий. Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Карту успеха»