Мастер-класс: «Творческая мастерская «Яблочный микс»»
Бушуева Марина Владимировна, мастер производственного обучения по профессии «Закройщик» ГБОУ СПО «Коми-пермяцкий политехнический техникум»
Тема : «Творческая мастерская «Яблочный микс»»
Цели :
1) Создать условия для профессионального самосовершенствования учителя;
2) Передать свой опыт использования приёмов развития творческого воображения у учащихся на уроках профессиональных дисциплин
Задачи:
Показать приёмы работы образно-ассоциативным методом
Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога
Систематизированию знаний педагогов об активных методах обучения
Оборудование :
1) Презентация мультимедийная к занятию;
2) эскизы, бумага, ножницы, канцелярские принадлежности;
3) Ножницы, клей ПВА, карандаши разных цветов, линейка, лекало.
Представление.
Каждому участнику предлагается выбрать из корзины яблоко.
Рассаживание по местам.
1 Добрый день! Я рада вас видеть в своей творческой мастерской «Яблочный микс»
II. Презентация педагогического опыта.
2 Мой опыт работы я бы хотела показать на теме развития творческого воображения учащихся на предметах профессионального цикла.
3 Профессия «Закройщик» связана неотъемлемо с творчеством, т.к процесс создания одежды начинается с замысла проектируемой модели иначе говоря с дизайна. Дизайн является, несомненно, инновационной деятельностью, но в отличие от открытия и изобретения имеет точно определённую цель, которая формулируется в виде проектной задачи. Метод проектов, конечно, наиболее приемлем в данном виде деятельности.
4. Работа над проектами, ведётся у учащихся с первых курсов, начиная с небольших учебных мини-проектов по творческим работам,
5. заканчивая проектами по разработке авторских коллекций на 4 курсе, когда уже сформированы умения проектной деятельности. Самый, пожалуй, сложный этап в создании коллекции, это его творческая часть, поиск лучшего, создания нового. Для нахождения новых идей для разработки коллекций на уроках я использую различные методы творческого проектирования. Подробнее я остановлюсь на образно-ассоциативном методе.
С чем вы связываете слово «Ассоциация»?
6. АССОЦИАЦИЯ (от лат.соединение) связь двух или нескольких психический явлений, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Ассоциация может быть связью чувств, представлений, идей и т. п.
На примере слова «Звезда»
7. Звезла-планета; звезда-блистать; звезда-знамнитость
Ассоциация по смежности образуются, например, при заучивании иностранных слов, стихов, при запоминании расположения предметов, последовательности приемов и действий.
8. Ассоциация по сходству имеют место, например, при сравнении разных видов растений.
Ассоциация по контрасту при противопоставлении маленького большому, шума тишине, белого черному.
И так Метод ассоциаций - метод формирования идеи.
Он может дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение учащегося обращается к разным идеям окружающей действительности.
9. На занятиях они учатся внимательно всматриваться в окружающий мир, не только «смотреть», но и, главное,- «видеть». Нужный образ тогда можно найти буквально под ногами: в узоре упавших осенних листьев, в любом предмете окружающего нас мира. Не обязательно полностью переносить увиденное в изделие, достаточно, оттолкнувшись от него, развить идею или образ.
10. При изучении источника творчества, учащиеся должны выбрать для себя те характерные черты, которые присутствуют у данного предмета, т.е. создаётся ассоциативный ряд: форма - цвет - фактура - характерный узор - ритм и т.д .
11. Например, перед учащимися ставится задача - создать новую модель, источником творчества для которой является национальный костюм.
Составляется ассоциативный ряд: отличительные детали в костюме, коми-пермяцкий узор в отделке, цветовая гамма, этнический образ.
Давайте рассмотрим на примере разработанных коллекций.
12. При разработке коллекции «Хозяйка Пармы»,
13. источником творчества послужили глиняные расписные игрушки: обтекаемая форма, узкая талия, пышная юбка национальный колорит.
14. Разрабатывая коллекцию «Иньвушка»,
15. девушки обратились к легенде о рождении реки Иньва, что в переводе с коми-пермяцкого означает - женская вода или женские слёзы.
16. В основе ассоциативного ряда вошли: Женский образ- Цветовая гамма- Река- Сюжет показа коллекции.
17. Мы рассмотрели 2 разные коллекции-источником творчества, для которых послужил один объект коми-пермяцкая культура
18. Анализ полученных наблюдений позволил собрать интересные факты: учащиеся, обладающие развитым воображением, быстрее осваивают новые технологии. При сборе нужных сведений работают только с качественным информационным материалом. Выполненные ими задания отличаются вариантностью и оригинальностью.
19. Повышение уровня творческого воображения можно проследить и по результатам выпускного квалификационного экзамена, который на протяжении последних лет стабилен высокими показателями процента учащихся с повышенным разрядом.
20. Высокие результаты показывают и на Олимпиадах профессионального мастерства.
21. И конечно такой творческий человек находит себя в профессии, наши бывшие ученики сейчас имеют свой бизнес, только в нашем городе большую часть ателье, это ателье наших выпускниц.
22. Театр мод «Колорит»,
23. руководителем которого я являюсь, выступает на различных площадках городского, краевого, российского и международного уровня, где показывает высокие результаты.
24. Ежегодно учащиеся профессии «Закройщик» принимают участие в научно-практической конференциях и имеют публикации своих работ в сборниках.
25. Мой опыт работы был обобщен и изложен в публикациях сборника научно-практической конференции
26. в сборнике докладов Интернет-педсовета, в публикации брошюры «Развитие творческих спосбностей..»
27 . Практическая часть
3.Занятие
С теоретической основы перейдем к практической части мастер-класса.
Уважаемые коллеги! Позвольте мне вернуть сейчас вас на несколько минут назад. При входе на мастер-класс, каждый из вас выбрал яблоко. Наверно каждый сразу же составил целую цепочку ассоциаций? Чтобы вспомнить давайте снова возьмём яблоко в руки. Какие у вас возникли ассоциации?
Яблоко раздора
Искушение, соблазнение
Плод знаний
Символ движения
Эта была ещё не осознанная ассоциация, которая ждёт своего результата продолжения деятельности мысли.
А теперь на примере этого плода научимся создавать одежду.
Для этого включите во внимание все ваши органы чувств, вы можете понюхать, надкусить яблоко, ещё раз возьмите его в руки.
Вместе создадим ассоциативный ряд, но работая уже на цель. Ваша цель создать модель одежды, источник творчества яблоко.
(На доске написать ассоциативный ряд)
Форма (Круг, а если его надкусить?) – цвет (зелёный, красный, жёлтый) - фактура (гладкая, шероховатая) – запах лета, свежесть весны
Сейчас я покажу на своём примере. Мы будем работать в технике коллаж, т.е аппликация.
Показ примера.
А теперь попробуйте и вы себя в роли дизайнера.
Практическое задание. (5-7 мин)
Рефлексия.
На своих уроках мы выставляем вернисаж наших работ, давайте и мы покажем, что у нас получилось. Когда вещи объединятся одним источником творчества, со схожими характерными признаками это называется коллекция.
Я вас приглашаю за круглый стол.
Круглый стол это символ–ассоциации и с яблоком, т.к форма круг и объединением, т.е «Ассоциацией коллег». Давайте вместе проведём анализ нашей совместной деятельности. Кому то может яблоко показалось кислым, кому приторно сладким, а кто - то может ещё бы попробовал его на вкус? Кто-то может уже взял для своей сферы деятельности данный метод?
Давайте разольём, этот прекрасный яблочный сок и каждый из вас может поделиться своими впечатлениями!
Начну с себя для меня яблоко послужило источником творчества для разработки этого мастер-класса, и я насладилась его вкусом!
Спасибо за работу!
Памятка участника мастер-класса
«Творческая мастерская «Яблочный микс»»
1 . Получи удовольствие!
2. Позволь себе быть свободным!
3. Доброжелательность к себе и другим.
4. Постарайся не мыслить стереотипно
5. Избегай оценок и суждений
6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
И всё получится!
15