Технологическая карта урока по истории средних веков в 6 классе- Усиление королевской власти в xv веке во Франции и Англии
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Школа
МБОУ ГОРДЕЕВСКАЯ СОШ
Учитель
МОИСЕЕНКО П.В.
Предмет
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Класс
6Б.
№ урока
№20
Тема урока
УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ
Цели урока
Создать условия для формирования представлений о завершающем этапе образования централизованных государств во Франции и Англии, выявить отличительные особенности этого процесса в каждой из этих стран и обобщить имеющиеся знания по данному вопросу; познакомить с понятием абсолютизм
Задачи урока
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
показать завершающую стадию процесса образования централизованного государства во Франции и в Англии;
сравнить пути завершения процесса объединения;
подвести учащихся к пониманию значения образования централизованного государства во Франции и в Англии
продолжить формировать умение анализировать, сравнивать, высказывать и аргументировать свои мысли;
Развивать интерес к истории, толерантное отношение к истории других народов.
Тип урока
Комбинированный
Основные понятия темы
Завершение объединения Франции. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII. Центролизованное государство. Абсолютизм.
Оборудование урока
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы с карточками для проверки домашнего задания и для закрепления изученного материала « Крестики-нолики», карточки с заданиями для работы на уроке.
Формы и методы обучения
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Планируемый результат
Предметные
Метапредметные
Личностные
знают о крестьянских восстаниях в Англии и Франции, определяют и объясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому, читают историческую карту с опорой на легенду, рассказывают об усилении королевской власти во Франции в конце XV в., указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы, систематизируют исторический материал
Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами, представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты, воспроизводят материал в сокращенном виде, выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, осуществляют итоговый и пошаговый контроль своих действий по результату, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, вступают в речевое общение, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
проявляют положительное отношение к учебной деятельности, соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1. Оргмомент
Здравствуйте, ребята! Рад вас видеть на нашем сегодняшнем уроке! Проверьте, всё ли у вас готово для плодотворной работы на уроке: учебник, тетрадь, ручка, карандаши, дневники и ваши светлые головы. Надеюсь, что сегодня на уроке вас не смутит наличие гостей, и вы будете работать так же активно и плодотворно, как работаете на всех наших уроках.
Приветствуют
учителя. Организуют свое рабочее место
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
2. Проверка д/з
Прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам нужно проверить, как вы усвоили прошлый материал « Крестьянские восстания во Франции и в Англии». Поэтому, я предлагаю вам выполнить тестирование по теме «Крестьянские восстания в Англии и Франции»
Выполняют задания.
Осуществляют взаимную проверку
Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами изложенными в тестах.
3.Постановка цели урока
- На прошлых уроках мы говорили с вами о Франции и Англии. Какие темы мы поднимали? Что у них было общего? Какие схожие процессы происходили во Франции и Англии? А были ли эти процессы завершены? Чем сопровождалось объединение этих стран?
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи. Предлагаю заполнить таблицу «ЗХУ»
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют учебные задачи.
Заполняют 1 и 2 графы таблицы «ЗХУ»
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи
4. Актуализация знаний и практических и умственных умений
Задает вопросы:
– Каковы были итоги Столетней войны? (Столетняя война завершилась в 1453 г. Англичане потеряли все свои владения во Франции кроме порта Кале. Франция смогла сохранить свою независимость. Были созданы предпосылки для окончательной централизации страны.)
Участвуют в диалоге, делают записи в тетрадях
Познавательные: воспроизводят изученный материал в сокращенном виде.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные: вступают в речевое общение
5. Изучение нового материала.
План:
1.Завершение объединения Франции.
2.Франция– централизованное государство.
3.Последствия объединения Франции.
4.Война Алой и Белой розы в Англии.
5.Правление Генриха VII.
Франция одержала победу в этой изнурительной войне, длившейся с перерывами практически столетие, однако победа досталась ей нелегко. Война нанесла тяжелый удар по хозяйству Франции (выделяет последствия войны вместе с учащимися):
– заброшены пахотные земли;
– опустошены города;
– уничтожены деревни;
– нарушены торговые связи.
К XV веку Франции удается преодолеть пагубные последствия военного конфликта, проходившего на ее территории.
Как вы думаете, кто был заинтересован в объединении страны?
А кто выступал против?
В годы правления в Франции короля Людовика XI крупные феодалы объединились в тайный союз, душой которого был герцог Бургундии Карл Смелый.
- Сейчас я предлагаю вам познакомиться поближе с этими двумя людьми. Я вам зачитаю небольшие характеристики, а вы должны будете заполнить такую табличку, куда вносите только черты их личности
Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым продолжалась 12 лет. В открытой войне король потерпел поражение и был вынужден заключить унизительный для себя мир. Тогда Людовик XI натравил на Карла Смелого недовольных им соседей. В войне с ними войско герцога Бургундского было разгромлено, он сам убит. Король затем поодиночке расправился с остальными противниками. Попадавших в его руки, Людовик XI держал по многу лет в железных клетках, где пленники не могли даже выпрямиться в полный рост.
Формулирует вопросы:
– Покажите на карте владения короля Франции к XV в.
– Какие территории были присоединены к Франции? (К Франции были присоединены Прованс с городом Марселем, Дижон, Берри, Пикардия.)
– Какие земли не вошли в состав Франции при Людовике XI? (Независимым осталось герцогство Бретань.)
Помогает учащимся сделать вывод:
к концу XV века владения короля занимали практически всю территорию Франции, объединение страны завершилось.
Предлагаю прочитать, что представляла собой централизованная Франция, и ответить на следующие вопросы:
– Что говорит о том, что объединение страны происходило одновременно с усилением королевской власти? (Об
этом говорят следующие нововведения:
1) создание постоянного наемного вой-
ска вместо отрядов феодалов; 2) введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; 3) управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля.)
– Таким образом, Людовик XI обладал постоянным войском, необходимыми финансами и не нуждался более в Генеральных штатах (за время своего правления он созывал их всего однажды). Он сумел подчинить своей власти крупных феодалов, сохранив свои владения; они же лишились своей независимости, став подданными короля.
Вместе с учащимися формулирует вывод: Франция к концу XV в. была подчинена единой центральной власти – власти короля. Запишем определение:
Централизованным называется государство, которое управляется из одного центра, имеются единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско.
Выделяет последствия объединения Франции .
Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах
Слушают учителя.
Делают записи.
Высказывают предположения.
Заполняют таблицу в рабочих листах.
Людовик XI
Карл Смелый
целеустремлённый,
хитрый, лживый
практичный,
терпеливый,
расчетливый
скупой
льстил людям, которых боялся или ненавидел
натравливал своих врагов друг на друга.
хорошо образованный
упрямый
отважный до безрассудства
любил простоту
жил по законам рыцарской чести
презирал коварство, интриги, притворство
Храбрый
высокомерный
честолюбивый
Слушают учителя.
Изучают карту( с.149 ис.179) работая в парах,отвечают на вопросы, формулируют вывод.
Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы.
Ответ: (Об этом говорят следующие нововведения:
1) создание постоянного наемного войска вместо отрядов феодалов;
2) введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска;
3) управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля.)
Вместе с учителем формулирует вывод: Франция к концу XV в. была подчинена единой центральной власти – власти короля. Записывают определение:
Централизованным называется государство, которое управляется из одного центра, имеются единые органы управления, законы, налоги и постоянное войско.
Слушают учителя, делают записи
в тетрадях
Слушают учителя, делают записи
в тетрадях
Познавательные: воспроизводят изученный материал в сокращенном виде.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные: вступают в речевое общение.
Читают историческую карту с опорой на легенду.
Познавательные: выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала.
Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные: используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале
Познавательные: структурируют знания, используя знаково-символические средства.
Личностные: проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
6. Закрепление материала
- А сейчас мне хочется узнать, как вы внимательно работали на уроке и разобрались ли вы с новым материалом.
- Для закрепления изученного я предлагаю вам игру « Крестики-нолики». Если вы полностью согласны с тем, что я буду говорить – вы ставите «Х», если не согласны «О». Если вы выполнили задание без ошибок, то у вас должна была получиться буква «М», означающая, что вы молодцы.
Выполняют задание
Осуществляют итоговый и пошаговый контроль дея-
тельности по результату
7. Подведение итогов и результатов урока
- Сегодня на уроке я узнал
- Меня заинтересовало
- Я не совсем разобрался
- Я сегодня на уроке работал
Выставление оценок.
Оценивают свою работу, эмоциональное состояние
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя;
8. Задание на дом
Учебник, § 21; записи в тетрадях.
· На основании сведений § 17–21 составить династические схемы «Французские короли XI–XV веков» и «Английские короли XI– XV веков»
Записывают домашнее задание
Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
15