Открытый урок по теме: Квантовые свойства света. Гипотеза М.Планка. Световые кванты. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме
«Квантовые свойства света. Гипотеза М.Планка. Световые кванты. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта ».
Дисциплина «Физика»
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Физика» по теме «Квантовые свойства света. Гипотеза М.Планка. Световые кванты. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта ». Подготовила преподаватель Ю.В.Уколова: ГМК, 2012. - 22с.
Изложена методика проведения лекционного занятия в форме лекция с применением ЭВМ и ТСО и элементами опережающего обучения, направленного на усвоение и практическое закрепление знаний по теме «Квантовые свойства света. Гипотеза М.Планка. Световые кванты. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта» темы «Элементы квантовой физики.
№ СОДЕРЖАНИЕ Стр.
1 План занятия 4
2 Ход занятия 5
3 Основной теоретический материал лекции 6
4 Приложение А. Задание для индивидуального тестирования при актуализации знаний 13
5 Коды правильных ответов 18
6 Критерии оценивания тестовых заданий 19
7 Приложение Б. Задания для фронтального опроса во время закрепления знаний 20
8 Таблица оценивания студентов 21
9 Список литературы 22
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
4655820195580(дата заняття)
00(дата заняття)
428244019558000469328519558000 « » 20__ р.
Группа: 11-Т
Специальность: 5.05050302
Тема занятия: Квантовые свойства света. Гипотеза М.Планка. Световые кванты. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта.
Цели занятия:
Методическая - совершенствование методики проведения лекционного занятия с применением ЭВМ и ТСО.
Учебная - ознакомить с квантовыми свойствами света в процессе изучения явления фотоэффекта, научить различать понятия внутреннего и внешнего фотоэффекта, способствовать усвоению студентами законов фотоэффекта.
Воспитательная - развивать изобретательность, логическое мышление, память; воспитывать самостоятельность, коллективность, умение делать выводы и обобщения; способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики.
Вид занятия: лекция - беседа
Форма проведения занятия: лекция с применением ЭВМ и ТСО и элементами опережающего обучения.
Межпредметные связи:
Обеспечивая - математика, химия.
Обеспечиваемые - ТКМ, Основы обработки материалов и инструмент, ТММ, общая электротехника с основами электроники.
Методическое обеспечение: опорный конспект, портреты ученых
Технические средства обучения: (кодоскоп, компьютер и т.д.): компьютер, интерактивная доска.
Литература:
1. Барьяхтар В.Г. Физика. 10 класс. Академический уровень: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. Х .: Издательство «Ранок», 2010.-256 с.: Ил .
2. Гладкова Р.А. и др., Сборник задач и вопросов по физике для средних Специальных учебных заведений: Учебное пособие-пятых изд., Перераб.- М .: Наука, 1980.-320 с.
3. Гончаренко С.У.Физика: Учебник. для 11 кл. сред. загальноосв. шк. - М.: Просвещение, 2005. -319 с.
4. Дмитриева В.Ф. Физика: учеб. пособие. - М .: Техника, 2008. - 648 с .: ил
5. Коршак Е. В. и ин..Физика, 10 кл .: Учебник. для общеобразоват. учеб. закл. - К .; Ирпень: ВТФ «Перун», 2003. -312 с .: ил ..- Рос. языке.
6. Коршак Е. В. и ин..Физика, 11 кл .: Учебник. для общеобразоват. учеб. закл. - К .; Ирпень: ВТФ «Перун», 2004. -288 с .: ил ..- Рос. языке.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент 2 мин.
1.1. Приветствие студентов
1.2. Подготовка аудитории к занятию, проверка наличия студентов
2. Ознакомление студентов с темой и учебными целями занятия (план занятия) Квантовые свойства света. Гипотеза М.Планка. Световые кванты. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта 2 мин
3. Мотивация обучения осуществляется вступительным словом преподавателя по значимости явления фотоэффекта.
Явление фотоэлектрического эффекта нашло широкое применение в науке и технике для непосредственного преобразования энергии света в энергию электрического тока, для превращения световых сигналов в электрические, и послужило основой для создания многих фотоэлектронных приборов, используемых для автоматического регулирования технологических процессов.3 мин.4. Актуализация опорных знаний
Актуализация знаний проводится в виде тестирования с целью проверки теоретических знаний студентов по теме «Волновая оптика» (Приложение А - презентация) 20 мин
5. Комментарий ответов и работ студентов
Анализируются ответы студентов, акцентируется внимание на сделанных ошибках, указываются пути их устранения. 5 мин.
6. Изучение нового материала (лекция)
Изложения теоретического материала лекции проводится с использованием детального опорного конспекта, просмотром видеодемонстраций и коллективным решением типовых задач. (Программа электронного учебника «Физика 11 класс») 35 мин
7. Запись плана лекции: (тезисы и конспект лекции)
План лекции:
1. Квантовые свойства света. Гипотеза М.Планка. Световые кванты.
2. Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта.
3. Применение фотоэффекта (опережающее домашнее задание)
8. Закрепление знаний студентов
Осуществляется как фронтальный опрос по основным вопросам темы (Приложение Б) 10 мин
9. Комментарий работы студентов - Комментируются ответы студентов. объявляются оценки
10. Итог занятий - Подведение общих итогов занятия2 мин.
11. Домашнее задание: (4) §68-70; (7) §57-60 1 мин.
ОСНОВНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ЛЕКЦИИ
1. Квантовые свойства света. Гипотеза М.Планка. Световые кванты
В разное время, объясняя природу света, ученые придерживались разных взглядов. Одни считали свет электромагнитной волной и обоснованно доказывали это, ссылаясь на явление интерференции, дифракции и поляризации света. Другие сторонники корпускулярной теории, представляли свет как поток частиц и также имели веские аргументы в подтверждение. Так, на основании корпускулярных представлений И. Ньютон объяснил прямолинейное распространение света и дисперсию света.
В то же время, в конце XIX в .. благодаря исследованиям Т. Юнг и О.Ж.Френеля, а также объяснению природы света с помощью электромагнитной теории Дж. Максвелла в физике сложилось убеждение, что волновая теория способна объяснить любое световое явление. Поэтому, когда А.Эйнштейн распространил идею квантования энергии, высказанную М.Планком относительно теплового излучения, на световые явления, это было воспринято неоднозначно.
К тому времени ограниченный характер волновой теории света подтверждали также опыты Герца и результатом изучения явления фотоэффекта О.Г.Столетовим. Позднее, в 1922 квантовая природа светового излучения была экспериментально доказана А. Комптоном при наблюдении рассеяния рентгеновского излучения в веществе.
Дуализм элементарных частиц.
Итак, многочисленные исследования световых явлений демонстрируют неоднозначное проявление свойств света: в одних случаях они свидетельствуют волновую природу света, в других - отчетливее проявляется его корпускулярная природа.
317436520193023996652019303274695723011000Природа света
Корпускулярная Волновая
Свету свойственен корпускулярно-волновой дуализм - он имеет как непрерывные, волновые свойства, так и дискретные, корпускулярные.
В общем корпускулярно-волновой дуализм присущ не только свеу, но и всем микрочастицам. Так, поток электронов, падающий на кристалл, образует дифракционную картинку, которую можно объяснить только на основе волновых представлений. Так электроны, которые являются элементарными частицами, корпускулами, при определенных условиях проявляют волновые свойства. Такие представления о материи лежит в основе квантовой теории. Она, в частности, предполагает, что каждой подвижной микрочастице, соответствует волна де Бройля:
р – импульс тела, h – постоянная Планка.
Понятие светового кванта и его свойства.
Корпускулярную природу света в современной физике отображает понятие светового кванта, содержание которого описал А.Эйнштейн, распространив гипотезу Планка на световое излучение. По его формулировке, световой квант - это минимальная порция световой энергии, локализованная в частице, которая названа фотоном. Итак, свет с точки зрения квантовой теории - это поток световых квантов - фотонов, движущихся со скоростью света.
Фотону, как кванту излучения по гипотезе Планка соответствует энергия ε = hν. Как элементарная частица он имеет импульс р = mс. С учетом формулы взаимосвязи массы и энергии ε = mс2, его импульс равен:
Фотон - особенная элементарная частица. Он не имеет массы покоя (m0 = 0), то есть его нельзя остановить. Действительно, если бы была такая система отсчета, в которой он не двигался бы, то в такой системе теряет смысл само понятие света, ведь не происходит его распространение.
Масса фотона зависит от длины волны электромагнитного излучения:
Так, для видимого света (λ = 6·10-7 м) его масса равна 3,7 • 10-36 кг, а для рентгеновского излучения (λ = 10-9 м) -2,2 • 10-33 кг
2. Фотоэффект. Уравнение фотоэффекта. Применение фотоэффекта
В 1887 году Герц наблюдал явление, которое впоследствии стало толчком в развитии квантовых явлений о природе света. Во время облучения ультрафиолетовым светом отрицательно заряженной пластинки произошел более сильный электрический разряд, чем при отсутствии такого облучения. Как выяснилось позже, это было проявлением явления фотоэффекта - выхода электронов из тела в другую среду или вакуум под действием электромагнитного излучения. Этот вид фотоэффекта называют внешним, или фотоэлектронной эмиссией.
Фотоэффект является результатом трех последовательных процессов: поглощение фотона, в результате чего энергия одного электрона становится больше средней; движения этого электрона к поверхности тела выхода его за пределы тела в другую среду через поверхность раздела.
В 1888-1889 г. это явление подробно изучил русский ученый О. Столетов (1839-1896). Он изготовил конденсатор, одна из обкладок которого С была сетчатой, и включил его в электрическую цепь с гальванометром. Когда на отрицательно заряженную цинковую обкладку Р падает ультрафиолетовый свет, в кругу возникает ток, который фиксирует гальванометр. Если источник тока Е включить противоположно (обкладку Р присоединить к положительному полюсу), то тока в цепи не будет. С помощью потенциометра R напряжение на конденсаторе можно менять.
Позже были установлены такие законы фотоэффекта:
- Число электронов, вылетающих с поверхности тела под действием электромагнитного излучения, пропорциональное его интенсивности;
- Для каждого вещества в зависимости от ее температуры и состояния поверхности существует минимальная частота света;
- Максимальная кинетическая энергия фотоэлектронов зависит от частоты облучения и не зависит от его интенсивности.
При объяснении этих выводов на основе волновой теории возникли противоречия между ее положениями и полученными результатами. Это заставило ученых искать другое толкование механизма поглощения светового излучения. С этой целью А Эйнштейн применил квантовые представления о природе света и на их основе вывел уравнение фотоэффекта.
Как известно, для того чтобы электрон покинул твердое тело или жидкость, он должен выполнить работу выхода А0, то есть преодолеть энергетический барьер взаимодействия с атомами и молекулами, которые удерживают его внутри тела. По квантовой теории поглощения света, это передача фотонам всей своей энергии микрочастицам вещества.
Фотоэффект может произойти только при условии, что фотон имеет энергию превышающую работу выхода (hν> A0) если hν <A0, то фотоэффект невозможен.
Если энергия фотона, передана электрону в результате поглощения света, больше работы выхода, то электрон приобретает кинетическую энергию.
По закону сохранения энергии:
Это соотношение называют уравнением Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. За объяснение законов внешнего фотоэффекта Эйнштейн в 1922 был удостоен Нобелевской премии.
Итак, обоснование явления фотоэффекта на основе квантовых представлений о природе света стало убедительным доказательством корпускулярных свойств электромагнитного излучения и начало развитие квантовой физики.
Пример. Произойдет ли фотоэффект в случае облучения цинковой пластинки ультрафиолетовым светом длиной волны 200 нм? Какую максимальную скорость могут иметь фотоэлектроны при этом. Работа выхода электрона для цинка равна 4,24 эВ.
Дано:
А0 = 4,24 еВ,
λ = 200 нмНайти:
υmax -?
Решение
, ,
Таким образом, фотоэффект произойдет. Из уравнения Эйнштейна:
отсюда
Ответ:
С помощью уравнения Эйнштейна можно объяснить все три закона фотоэффекта Действительно, интенсивность монохроматического излучения пропорциональна числу фотонов, падающих на поверхность за 1 с: I ~ Nф. В свою очередь, от числа фотонов зависит число выбитых с поверхности тела электронов Nе. Итак, Nе ~ И.
Границу фотоэффекта называют «красной», так как в случае смещения длины волны в сторону красного света фотоэффект не происходит.
При граничных условий красной границы фотоэффекта кинетическая энергия электрона равна нулю. Поэтому красная граница фотоэффекта определяется только работой выхода и зависит от химической природы металла, наличия примесей и состояния его поверхности:
3. Применение фотоэффекта (опережающее домашнее задание)
Доклад студента «Фотодатчики»
Фотодатчики - предназначены для автоматизации технологических процессов.
Рис.1. Фотодатчик
Принцип работы: Важнейшей функциональным отличием фотодатчиков является бесконтактный принцип и цифровой выход, используемый для создания бесконтактных фотовыключателей, они решают многие задачи на любой технологической линии с предоставлением исходной информации: подсчет, нахождения и др. Фотодатчики могут излучать лучи в инфрокрасная, красном или зеленом цветных диапазонах видимого спектра. Выходной управляющий сигнал передает логическое «да» или «нет». Задача датчика - выявить объект на расстоянии.
Применение: Спектр применения очень большой и включает практически все отрасли промышленности, где необходима автоматизация процессов. Например используются для подсчета, обнаружения и позиционирования объектов. Бесконтактные выключатели с успехом применяются в машиностроении, пищевой промышленности, металлургии, станкостроении, деревообработке и др.
Доклад студента «Фотореле»
Рис. 2. Фотореле.
Фотореле - электротехническое устройство, коммутационный аппарат, автоматически управляющий нагрузкой (лампами электроосвещения) в зависимости от уровня освещенности, включая электрические светильники в темное время суток и выключая их в светлое время. Он состоит из печатной платы, с расположенными на ней микроэлектронными элементами.
Принцип работы фотореле.
Принцип работы фотореле основан на контроле уровня освещенности фотодатчиком (встроенным или выносным). Порог включения фотореле можно изменять потенциометром. Поворот в сторону солнца - освещение включится раньше, поворот в сторону месяца - позже. Фотореле оснащены схемой Защита от ложных срабатываний при случайном освещении или затемнении фотодатчика.
Применение фотореле.
Область применения фотореле довольно широка - освещение улиц, многоквартирных и частных дворов, площадей, витрин магазинов, реклам, автостоянок, остановочных пунктов, строений, колледжей, архитектурных сооружений и т. Д. Их использование позволяет значительно сократить потребление электроэнергии.
В машиностроении для считывания информации.
Доклад студента «Фоторезистор»
Рис. 3. Фоторезистор
Фоторезистор - элемент электрической цепи, который изменяет свое сопротивление при освещении.
Принцип действия фоторезистора
Принцип действия фоторезистора основан на явлении фотопроводимости - уменьшении сопротивления полупроводника при возбуждении носителей заряда светом. Светочувствительный элемент в некоторых типах фоторезисторов выполнен в виде круглой или прямоугольной таблетки, спрессованной из порошкообразного сульфида или селениду кадмию, в других он представляет собой тонкий слой полупроводника, нанесенного на стеклянную основу. В зависимости от назначения, фоторезисторы имеют совершенно различное конструктивное оформление. Иногда это просто пластина полупроводника на стеклянной основе, в других случаях фоторезистор имеет пластмассовый корпус с жесткими штырьками.
Применение фоторезистора.
Основной областью применения фоторезисторов является автоматика, где они в некоторых случаях с успехом заменяют вакуумные и газонаполненные фотоэлементы. Обладая повышенной допустимой мощностью рассеивания по сравнению с некоторыми типами фотоэлементов, фоторезисторы позволяют создавать простые и надежные фотореле без усилителей тока. Такие фотореле незаменимы в устройствах для телеуправления, контроля и регулирования, в автоматах для разбраковки, при сортировке и счета готовой продукции, для контроля качества и готовности самых разных деталей.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЗАДАЧИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
I ВАРИАНТ
1) Укажите формулу для определения абсолютного показателя преломления.
А.
Б.
В.
II ВАРИАНТ
1) Укажите формулу, по которой определяется относительный показатель преломления.
А.
Б.
В.
I ВАРИАНТ
2) Явление усиления колебаний в одних точках пространства и ослабление в других в результате наложения двух или нескольких волн, называют ...
А. Дифракцией.
Б. Интерференцией
С. Дисперсией
II ВАРИАНТ
2) Явление огибания волнами краев препятствий и отклонения их от прямолинейного распространения называется ..
А. Дифракцией.
Б. Интерференцией
С. Дисперсией
I ВАРИАНТ
3) Какое из наблюдаемых явлений обусловлено дифракцией света? Добавить правильный ответ.
А. Излучение света лампой накаливания
Б. Радужное окраски компакт-дисков.
В. Получение изображения на киноэкране.
II ВАРИАНТ
3) В ясную погоду заходящее солнце, окрашенное в красные тона. Добавить правильное утверждение.
А. Это объясняется отражением света от облаков.
Б. Это объясняется поляризацией света.
В. Это объясняется рассеянием света в атмосфере.
I ВАРИАНТ
4) Какое условие является необходимым для наблюдения дифракционной картины?
А. Размеры препятствия гораздо больше длины волны.
Б. Размеры препятствия сравнению с длиной волны.
В. Размеры препятствия намного больше амплитуду волны.
II ВАРИАНТ
4) Какое условие необходимо для наблюдения интерференции света.
А. Интерференционная картина может наблюдаться только в случае добавления когерентных волн.
Б. Интерференционная картина может наблюдаться для любых световых волн.
В. Интерференционная картина может наблюдаться только в случае добавления поляризованных волн.
I ВАРИАНТ
5) При каких условиях наблюдается минимум интерференционной картины? Добавить все правильные ответы.
А. Источники волн когерентные, разность хода Δ = (2k + 1) · λ / 2
Б. Источники волн когерентные, разность хода может быть любой.
В. Источники волн когерентные, разность хода Δ = 2k · λ / 2
II ВАРИАНТ
5) Какой из следующих выражений является условием наблюдения главных максимумов в спектре дифракционной решетки с периодом d под углом φ?
А.d sin φ = kλБ. d cos φ = kλ.
В. sin φ = k λ / d
I ВАРИАНТ
6) Среди перечисленных ниже выберите пару таких явлений, в которых наиболее ярко проявляются волновые свойства света. Добавить все правильные ответы.
А. Отражение и дисперсия.
Б. Преломление и поляризация.
В. Дифракция и интерференция света.
II ВАРИАНТ
6) Какое явление связано с разницей скорости распространения света в веществе? Добавить все правильные ответы.
А. Дисперсия.
Б. Интерференция.
В. Дифракция.
I ВАРИАНТ
7) Закончите предложения "Дисперсией называют зависимость показателя преломления от .."
А. угла падения лучей;
Б. частоты световой волны;
В. от оптической плотности среды.
II ВАРИАНТ
7) Укажите название явления, которое наблюдал Исаак Ньютон, пропуская свет через плоско-выпуклую линзу, плотно прижатую к плоскопараллельной пластинки:
А. дисперсия света
Б. поляризация света
В. кольца Ньютона
I ВАРИАНТ
8) Определите период дифракционной решетки, имеющий 100 штрихов на 1 мм.
А. 1 мм
Б. 0,01 мм
В. 0,001 мм
II ВАРИАНТ
8) Определите период дифракционной решетки, что имеет 1000 штрихов на 1 мм.
А. 1 мм
Б. 0,01 мм
В. 0,001 мм
I ВАРИАНТ
9) Определите частоту колебаний, которая соответствует фиолетовым лучам с длиной волны 400 нм.
А. 1,7 · 1014
Б. 1,2 · 1014
В. 7,5 · 1014
II ВАРИАНТ
9) Определите частоту колебаний, которая соответствует красным лучам с длиной волны 800 нм.
А. 3,75 · 1014
Б. 5,65 · 1014
В. 4,75 · 1014
I ВАРИАНТ
10) Длина волны красного света в воздухе 750 нм. Определите частоту этой волны в воде.
А. 5 · 1 014
Б. 6 · 1 014
В. 7,5 · 1014
II ВАРИАНТ
10) Длина волны фиолетового света в воздухе 400 нм. Определите частоту этой волны в воде.
А. 5 · 1 014
Б. 10 · 1 014
В. 1 · 1 014
I ВАРИАНТ
11) Дифракционная решетка имеет 50 штрихов на 1 мм. Под какими углами видно максимум первого порядка монохроматического излучения с длиной волны 400 нм?
А.α = 10
Б. α = 40
В. α = 100
II ВАРИАНТ
11) Дифракционная решетка имеет 100 штрихов на 1 мм. Под какими углами видно максимум второго порядка монохроматического излучения с длиной волны 750 нм?
А. α = 10
Б. α = 90
В. α = 100
I ВАРИАНТ
12) Дифракционная решетка, период которой 0,01 мм, освещается светом с длиной волны 500 нм. Определить расстояние между максимумами нулевого и первого порядка на экране, что удаленный от решетки на 3 м.
А.20 см
Б.15 см
В. 10 см
II ВАРИАНТ
12) Дифракционная решетка, период которой 0,01 мм, освещается светом с длиной волны 750 нм. Определить расстояние между максимумами нулевого и первого порядка на экране, что удаленный от решетки на 4 м.
А. 30 см
Б. 20 см
В. 15 см
КОДЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
I ВАРИАНТ
1) В
2) Б
3) Б
4) Б
5) А
6) В
7) Б
8) Б
9) В
10) А
11) А
12) Б
ІІ ВАРІАНТ
1) Б
2) А
3) В
4) А
5) А
6) А
7) В
8) В
9) А
10) Б
11) Б
12) А
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Тест состоит из двух вариантов, в каждом из которых 12 заданий и оценивается по 12-ти бальной системе. При выполнении каждого задания студент может получить определенное количество баллов, шкалу оценивания приведены ниже в таблице.
Номер задания Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 1
8 1
9 1
10 1,5
11 1,5
12 3
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
1. Какие два учения о природе света существуют в физике? Какие световые явления подтверждают их?
2. В чем заключается суть гипотезы Планка?
3. Что такое корпускулярно-волновой дуализм света?
4. В чем заключается суть квантования электромагнитного излучения?
5. Охарактеризуйте фотон как световой квант.
6. В чем заключается суть явления фотоэффекта?
7. Последовательностью которых процессов является фотоэффект?
8. Почему явление фотоэффекта наблюдается лишь при определенном присоединения источника тока?
9. Объясните суть каждого из законов фотоэффекта.
10. При каких условиях может происходить фотоэффект?
11. Почему красная граница фотоэффекта зависит от химической природы металла?
ТАБЛИЦА ОЦЕНИВАНИЯ СТУДЕНТОВ
№ Фамилия,
имя студента Количество баллов
актуализация знаний изучение новой темы опережающее домашнее задание закрепление знаний (фронтальный опрос)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гончаренко С.У.Физика: Учебник. для 11 кл. сред. загальноосв. шк. - М.: Просвещение, 2005. -319 с.
2. Дмитриева В.Ф. Физика: учеб. пособие. - М .: Техника, 2008. - 648 с .: ил
3. Коршак Е. В. и ин..Физика, 11 кл .: Учебник. для общеобразоват. учеб. закл. - К .; Ирпень: ВТФ «Перун», 2004. -288 с .: ил ..- Рос. языке.
4. Интернет ресурсы