Поэтика степного пространства. Символика. Образ гор в поэзии и прозе. 7 класс литература
6059805-1181100030480-3810003048053340 урок
00 урок
6057900-1143007 класс
007 класс
Тема: Поэтика степного пространства. Символика.
Образ гор в поэзии и прозе.
Взаимоотношения человека и мира природы.
Цели: 1) способствовать формированию знаний учащихся о многообразии жизни степи в
художественной литературе /поэзии и фрагменте чеховского рассказа «Степь»/;
формированию знаний об изображении горного пейзажа в поэзии и прозе /раскрыть образ
гор в литературе/
2) способствовать развитию навыков выразительного чтения стихотворений, навыков их
анализа, умению работать с текстом, определять признаки степного и горного пространства
/находить изобразительно–выразительные средства языка/; умения описывать степь, горы /на
основании знаний о видах пейзажа, о ХП;
3) способствовать воспитанию умения видеть красоту природы; интереса к изобразительному
искусству, искусству слова, изображающему степное пространство, горный пейзаж.
Оформление: портреты И. Никитина, И. Сурикова, А. Фета, П. Васильева, В. Высоцкого и
других авторов слова, репродукции картин Левитана, Шишкина, Лермонтова и
других живописцев, изображающих разные виды пейзажа.
Тип урока: комбинированный.
План.
I. Оргмомент. Цели и задачи урока.
II. Повторение изученного.
? Что мы называем пейзажем? Какие виды пейзажа знаете?
/описание неба, солнца, луны, флоры и фауны, морской пейзаж и т. д./? Какие роды литературы знаете?
? Что лежит в основе каждого из них?
? Какое произведение мы называем лирическим?
III. Опрос д/з. / учащиеся рисуют на доске модели «Художественная картина неба в
литературе», «Художественная картина солнца и луны в литературе» и др.
В это же время идёт опрос наизусть стихотворения, изображающего образ моря, грозы, леса.
IV. Поэтика степного пространства. Образ гор в поэзии и прозе.
Взаимоотношения человека и мира природы.
2630805149860 1) составление модели. монотонность ощущений
2687955127000001354455889000Бескрайняя степь символ приволье
2659380889000 нерушимость основ бытия
Степь относится к естественному, реальному, спокойному виду пейзажа. С морем её роднит бесконечность и безбрежность, равномерное колыхание волн растительности, неуловимая изменчивость степного образа.? Какие виды ХП степного пейзажа можете выделить?
/горизонтальное, дальнее, внешнее, открытое, статическое, жизнеподобное макропространство/
2) чтение и анализ стихотворений.
* Дневная степь. И. Никитин, «Весна в степи» и И. Суриков, «Степь», Мет. рук., стр. 109.
Объекты сопоставления
И. Никитин, «Весна в степи»
(весенняя степь) И. Суриков, «Степь»
(степь летом)
приметы суточного цикла небо ясное, золотой венец красного солнца, тёплый день нестерпимая жара
зрительные образы яркая зелень, изумрудная роса, жемчуг росы цепь курганов, переливы ветра в траве
звукообразы песни птиц шум травы
осязательные образы бархат зелени, свежий ветерок воздух пышет жароюобразы флоры цветы, дубрава густая трава, старые ивы
образы фауны птицы кони
* Вечерняя степь. А. Фет, «Степь вечером» и П. Васильев, «Затерян след в степи солончаковой»
Объекты
сопоставления А. Фет,
«Степь вечером» П. Васильев, «Затерян след в степи солончаковой»
приметы суточного цикла сумрак, прохлада, луна, звёзды на небе, Млечный Путь курганная луна
зрительные образы клубятся тучи, алый блеск, роса, луна, скрытая за облаком, золотистая сеть шевровая кладница, резьба стремян, пёстрая юрта, колодец, тяжёлые облака
звукообразы ямщик прозвенел, жук взлетел и прожужжал, коростели скрипят, перепел откликнулся звон подковы, крик верблюда, кони пьют воду
осязательные образы дуновение прохлады -
образы флоры рожь -
образы фауны жук, лунь, перепел, коростели скакун, иноходец, кони, верблюд
различия атрибутами являются золотистая рожь, насекомые и птицы в первую очередь изображает скакуна, ведь для кочевника конь – первый друг и помощник; не встречается растительность - это национальный колорит
русская степь азиатская степь
3) многообразие жизни степи в рассказе Чехова «Степь»
? Укажите ключевые слова, которые помогают понять образ степи в чеховском рассказе.
- «никак не разберёшь, где она начинается и где кончается»
214503085090- работа солнца – свет, тепло, следовательно, «вся широкая степь сбросила с себя
утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой»
- свежесть утра сменяется на унылость в степи от зноя
- многообразие жизни сменяется однообразием, т. к. все спрятались (кроме грачей, которые носятся от нечего делать, и похожи друг на друга), от скуки задумался и коршун.
? Что изменило состояние степи? На какой срок?
? Сравните описание степи у Чехова и Гоголя /»Тарас Бульба»/
4) подведение итогов.
Поэты и писатели в своих произведениях запечатлевали степь, как правило, в весенне – летний период, и это не случайно, т. к. именно в это время проявляются основные характеристики степного пространства: буйное цветение растительности, многообразие живой жизни весной, выжженная, безжизненная плоскость, раскалённый сгусток летом.
36690301066800V. Горный пейзаж в поэзии и прозе.
1) составление модели.Полярная звезда - вход
1316355127635630555895350017640308953500Богив верхний мир
6305556667500
1183005148590Богатства, тайны
0Богатства, тайны
137350543815
7353306858000Люди
9163057048500
основание земли – спуск в нижнее царство
Духи
9163058763000Литература символ вечности, чистоты, совершенство и духовное просветление.
Горы, как и степь, относятся к естественному, реальному, спокойному виду пейзажа. Но в отличие от степи это вертикальное, внутреннее и закрытое пространство.
2) чтение и анализ произведений
* А. Пушкин, «Кавказ»
* М. Лермонтов, «Синие горы Кавказа»
* И. Тургенев, «Разговор»
* В. Высоцкий, «Здесь вам не равнина …»
3) подведение итогов. ХП горного пейзажа.
Пушкин Лермонтов Тургенев Высоцкий
спокойное созерцание восхищение
пейзажем страх перед силами природы упоение
победой
человек и горы равноправны по отношению друг к другу; восхищается красотой гор;
человек смотрит сверху вниз, охватывающий сначала ближнее пространство, затем – всё более дальнее ЛГ восторгается
горным ландшафтом, наслаждаясь его красотой и непорочностью;
взгляд человека снизу вверх, охватывающий вначале дальнее пространство, затем более ближнее природа могущественна и вечна, по сравнению с человеческим родом;
взгляд горных вершин, от имени которых ведётся повествование, сверху вниз, на землю и населяющих её людей нет ничего сильнее упорства и воли человека, покоряющего природу;
взгляд человека, находящегося в горах, вокруг себя
гора - естественный географический ландшафт, описываемый поэтом; не наблюдается символического значения образа горы горы для поэта олицетворяют детство, непорочность, устремлённость к высокому, возвышенному гора - олицетворение оледенелости, смерти всего живого на земле гора - победа человека над силами природы, радость преодоления трудного пути
VI. Д/з. миниатюра «Почему люди покоряют вершины гор?»,
«Почему люди идут в горы?»,
«Чем мне нравится казахстанская степь?»