Конспект «Новогоднее музыкальное представление», 1-2 класс


Внеурочная музыкальная деятельность и ее роль в рамках новых ФГОС.

Учитель музыки I квалификационной категории
Матяж Е.В.
МБОУ СОШ № 9
Г.Ковров Владимирской области
1. Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение Федеральных государственных образовательных стандартов. Особенностью 2011/2012 учебного года является введение ФГОС начального общего образования в 1-х классах, последовательная подготовка к введению утвержденного ФГОС основного общего образования.
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий:
 воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
 ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет цель и основной результат образования.
В начальной школе значительное внимание уделяется развитию эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора успешности образовательного процесса. Музыка как искусство переживания и эмпатии без труда справляется с этой проблемой.
Преподавание музыки надо рассматривать во всем объеме ее существования как вида искусства, включающего в себя все виды музыкально-творческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя, слушателя. Основой преподавания музыки является ее деятельное освоение, на первый план выходит опыт творческой деятельности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным, более того, раздел, связанный с постижением школьниками основ музыкальной культуры и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает собственно музыкальную деятельность в ее различных проявлениях как на уроках музыки, так и в процессе участия в музыкально-художественных событиях класса, школы, общественно-значимых проектах. Значение хорового пения как наиболее доступной формы приобщения детей к музыке не только не умаляется, но и расширяются.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Разрабатывая программу своего кружка, я не могла не опираться еще на один документ, созданный в соответствии с «Законом об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, -Концепцию духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников. Концепция содержит в себе обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.
Исходя из того, что цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, считаю вышеуказанный документ основополагающим для каждого учителя музыки. Опираясь на ключевые моменты Концепции можно проследить те проблемы, темы, области, решение которых возможно в том числе и с помощью внеурочной деятельности по предмету «Музыка». Следует отметить важную роль искусства во всей воспитательно-образовательной системе:
- «Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов…»
- « Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся.… Необходимо говорить не об абстрактном личностно- ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции».
Определяется  современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Вышеперечисленные воспитательные задачи интегрированы в содержание внеурочной деятельности. Базовые ценности отражены в содержании внутришкольных воспитательных мероприятий: праздников, концертов, театрализованных представлений, игр и т.д., — а также в деятельности кружка дополнительного образования « Веселые нотки».
Активное использование в практике ведущих принципов художественной педагогики и современных педагогических технологий (ИКТ; игровые технологии; развивающие интегрированные технологии с привлечением элементов хореографии, пластического интонирования, игры на детских музыкальных инструментах; проектная деятельность; занятия-путешествия; театральные технологии и т.д.) помогают успешно осуществлять педагогическую деятельность.
2. Цель внеклассных музыкальных занятий –
Воспитание высоконравственнной, творческой, инициативной личности, укорененной в духовных и культурных ценностях российского народа.

Задачи:
введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, пробуждение интереса к музыке, музыкальным занятиям;
прививать нормы поведения на сцене, развивать творческий потенциал ребенка, его эмоциональность
развитие чувства ритма,
добиваться чистоты интонирования в вокальном и хоровом исполнении
овладеть простейшими навыками игры на детских, музыкальных инструментах
Содержание работы кружка « Веселые нотки» в условиях группы полного дня:
Учащиеся начальной школы учатся воспринимать музыку и размышлять о ней, воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении хоровых и вокальных произведений, исполнении на музыкальных инструментах; импровизации в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Школьники учатся открыто выражать свое отношение к искусству, проявить ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.
Работа кружка « веселые нотки» строится по трем направлениям:
раскрепощение, развитие и корректировка эмоциональной сферы учащихся
развитие чувства ритма
овладение навыками вокального и хорового пения
Основной педагогической единицей внеурочной деятельности, с точки зрения новой Концепции воспитания российских школьников, является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет  опыт конструктивного, творческого поведения в культуре.
Пример такого культурного события – Проект « Новогоднее представление для учащихся 1 классов».
Состав участников: «Веселые нотки» (параллель первых классов), вокальная группа «Веселые нотки» (2-4, 6 классы), ведущие – ученики 7 в класса.
Виды деятельности: хоровое пение, чтение стихов, игры, отгадывание загадок, музыкально- ритмическая импровизация, танцевальные элементы.Цель проекта – поздравление первоклассников с Новым годом через вовлечение в совместную творческую деятельность.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приглашаем вас на праздничное представление, посвященное предстоящему Новому году и Рождеству. Помогать мне будут ведущие, ученики 7в класса - Арина, Игорь и Денис.
Все мы знаем из сказок, что в Рождественскую и Новогоднюю ночь происходят удивительные чудеса и сбываются самые заветные желания. Но происходит это только с теми, кто смел и честен, не сдается перед трудностями, а также обладает одним важным качеством…. Послушайте стихотворение и назовите это качество характера:
« Нам с нею не бывает тесно,
В любой семье с ней вместе жить чудесно.
Она нужна и маленьким и взрослым,
И даже тем, кто лишь с мизинец ростом.
Она сестренке сказку прочитает.
Она научит улыбаться нас,
Щенка накормит, кошку приласкает,
И у нее расписан каждый час.
Она помирит тех, кто в долгой ссоре,
Обиды все и шалости простит,
Придет на помощь в безутешном горе
И в жарком споре быстро победит.
Скорей сердца ей отворим навстречу,
Откроем окна, двери распахнем,
И только с нею Добрый День начнем,
И с нею вместе встретим Добрый Вечер.
- Какое этот качество?
>Доброта
Вокальная группа « Веселые нотки» ( 4-6 классы) исполняет « Песню о доброте» муз. И сл. Татьяны Мухаметшиной- Ребята, а вы умеете быть добрыми?
>Да!
- Это нам поможет проверить игра.
Игра в мяч « Кто добрый» (проводят ведущие). Первоклассники встают в круг. В центре которого – ведущий с мячом. Тот ребенок, кому он бросает мяч, должен рассказать о добром поступке, который он совершил в последнее время.

Вы замечательно справились с игрой, а теперь давайте исполним песню о доброте, которую знаем сами
Учащиеся первых классов исполняют песню И.Лученка « Доброта»
- Ребята, вы согласитесь с нами, что по- настоящему веселым будет праздник, в котором примут участие друзья. А кого можно назвать настоящим другом?
> Того, кто выручит в беде. Кто не будет обижаться друг на друга, кто разделяет твои интересы.
- а еще друзья все делают вместе
Игра « Барабан». Задача: придумать и показать движения в ходе стихотворения, выполнять их вместе, дружно. Ведущие выполняют вместе с детьми, подсказывают движения.
Барабан мне брат купил, целый день в него я бил.
Брат заткнул от шума уши –бой не мог он больше слушать.
Дудочку принес мне брат, я в нее дудеть был рад.
Только брат не хочет слушать – затыкает снова уши.
Я для брата станцевал, он «спасибо» мне сказал.
Закружились в танце ножки, громко хлопал брат в ладошки.
Вокальная группа (2-4 классы) исполняет «Веселенькую песенку для друзей» из репертуара группы « Барбарики»
Зима – долгожданное время года. Зима - новогодняя елка и свечи, подарки и возможность не спать целую ночь, ожидание Деда мороза и чуда.
Ученики первых классов исполняют песню « Кабы не было зимы»

- Вы у нас и дружные, и добрые, а вот любите ли вы зимние забавы? Спортивные ли вы? Определить это нам помогут загадки:
Не успею сесть верхом, они – с места и бегом…. Эти штуки едут сами , без мотора, без коня. А под горкой эти штуки за сугробом ждут меня.
>Сани
- С клюшками друг против друга стоят в красном и синем команды ребят. В шлемах, как рыцари, но не робей, - бой здесь учебный – играют в> хоккей
- Блестят они, скользят они. Пушистый снег искрится. Шнуруй покрепче их, дружок. Попробуй прокатиться. Не отступай, скользи вперед, лети быстрее птицы. Мороз сердитый отстает от тех, кто не боится.
> коньки
Вокальная группа «Веселые нотки» (2-6 класс) исполняет песню « Про коньки»

Девочки из вокальной группы читают новогодние стихи:
В вихре праздничных забот к нам пришел декабрь- проказник. Наступает новый год – это мой любимый праздник. Лишь закружат за окном снежинки серебристые, гостья к нам стучится в дом – елочка пушистая. За окном снежинки кружат хороводом. Всем желаю счастья ! С веселым Новым годом!!!
Вокальная группа исполняет «Песенку о снежинке» Е.Крылатова
-Ребята, вот и подходит к концу наш праздничный концерт. Вы показали себя добрыми, дружными, спортивными, а вот умеете ли вы быть благодарными?
Стихотворение « Спасибо»: Это слово говорим, за добро благодарим: за подарок, за заботу, за вниманье. За работу. Слово это слух ласкает, теплотою согревает. Тот, кто всех благодарит это слово говорит:
Хором звучит « Спасибо!»
- На этом мы прощаемся с вами.