Театрализованные игры детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №36 «Золотой ключик» Республики Татарстан












«Театрализованные игры детей
дошкольного возраста»
(консультация для педагогов дошкольно-образовательных учреждений)






Подготовили
Гарипова
Диля Фаиловна,
Фатихова
Инсия Мирсаетовна












г. Набережные Челны
2012г.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов, является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
В играх- драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизаций являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, кукольный (бибабо, пальчиковый и т. д.).
В театрализованной деятельности восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и т.д.).
Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного (замысла) сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре- драматизации.
Так как мы работаем по теме «Роль театрализованной деятельности в обучении детей татарскому языку», мы считаем, что, прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые мы показываем, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируем на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Куклы-бибабо, музыкальные мягкие игрушки используем на занятиях. От их лица благодарим и хвалим детей, здороваемся и прощаемся. В ходе занятий включаем фрагменты драматизации, используя атрибуты, меняя голос и интонацию.
Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие:
-игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись; воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
-игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево; мишка шел, земляничку нашел, сел, земляничку съел и дальше пошел);
-игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику; храбрый петушок шагает по дорожке, );
-игра-импровизация под музыку («веселый дождик», «листочки (снежинки) летят по ветру и падают на землю»,);
-игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов;
- ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Куян кызы» А.Алиша и т. д.);
- инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Болтливая утка» А.Алиша, «Что такое весна?» и т. д.);
- сюжетно-ролевые игры и решение проблемных ситуаций («У врача», «В магазине», «Разговор по телефону», «Пригласи и угости своего друга» и т. д.).
В ходе сюжетно-ролевых игр дети, основываясь на знания, полученные на занятиях, сами придумывают диалоги действующих лиц, самостоятельно ищут выразительные особенности для своего героя, используя мимику, позу, жесты. Эти диалоги (мини-пьесы), сочиненные и импровизируемые детьми в процессе творчества, гораздо ближе детскому пониманию. Такие мини-пьесы более нескладны и менее литературны, чем готовые произведения, написанные взрослыми писателями, но они имеют огромное преимущество, заключающееся в том, что они возникают в процессе детского творчества.
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными произведениями.
В своей работе мы широко используем произведения устного народного творчества. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение к старшим, вежливость, дружба и товарищество, патриотизм, правдивость, честность и.т. д.
Педагогическая ценность устного народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству.







Список использованной литературы

1.Дангворт Р.Домашний кукольный театр. – М: Росмэн, 1998

2.Зарипова З.М. НРК в процессе обучения и воспитания. – Набережные . Челны, 2000

3.Караманенко Т.Н., и Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982.

4.Когородский З.Я. Ваш театр. – М: Знание, 1984.

5.Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду./под ред. Ветлугиной Н.А. - М.: Просвещение 1989.

6.Оганесян А.Что такое театр. – М: Линка-пресс. 1997.

15