Разработка урока в истории в 9 классе Российская империя на рубеже XIX — XX веков.


Тема: Российская империя на рубеже XIX - XX веков.
Тип урока - урок изучения нового материала.
Цели:
Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России XIX века.
Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале XX века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.
Продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.
Учебное оборудование: учебники: АЛ. Данилов, JI. Г. Косулина, А. В. Пыжиков «История России. XX— н. XXI века». — М., 2012, Карта «Российская империя в начале XX века».
Основные понятия: индустриальное общество, модернизация, автономия, меценатство.
Ход урокаОрганизационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному.
материалу восьмого класса (история отечества XIX век)
Беседа с учащимися.
Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе?
Как называлось наше государство в XIX веке?
Какие исторические события из истории нашего государства XIX века вы помните?
Какие императоры управляли Российской империей в XIX веке?
Кто из великих деятелей культуры жил в XIX веке?
Какой период развития культуры XIX века вошел в историю как «Золотой век»? Почему?
Кого называли декабристами, народниками, передвижниками, западниками, славянофилами?
Дайте определения понятиям: монархия, народничество, либерализм, марксизм, крепостничество?
Изучение новой темы.
Рассказ учителя:
Территория Российской империи и административное деление в начале XX века.
Население и его образование.
Структура государственного аппарата России в начале XX века.

Промышленность России в начале XX века.
Работа по карте и беседа с учащимися:
Каким цветом на карте обозначена граница Российской империи к началу XX века?
Какие территории входили в состав Российской империи к началу XX века, кроме Великороссии?
Какие территории находились в зависимости от России?
Какая территория в 1914 году была принята под протекторат России?
На какие административные единицы делилась территория Российской империи в начале XX века?
Переход России к индустриальному обществу или модернизации страны. Рассказ учителя (в объеме учебника).
Закрепление изученного на уроке.
Ответить на вопросы:
Какое место в мире занимала по численности?
— Какое количество народов и народностей проживало на территории Российской империи?
Какая религия являлась официальной религией государства?
Какие еще религии исповедовало население Российской империи?
Каким был уровень образования населения Российской империи?
Опишите структуру государственного аппарата Российской империи при Николае Втором.
2. Работа с картой.
V. Подведение итогов урока Домашнее задание
Прочитать § 1 учебника 1,2,3.
Подготовить устный развернутый ответ на вопрос:
Каковы особенности развития России в начале XX века?