Кир Булычев. «Путешествие Алисы»


МБОУ «Школа № 68»

Тема урока: Кир Булычев. «Путешествие Алисы»
Цели урока:
познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева;
заинтересовать учащихся его произведениями;
прочитать отрывок из повести «Путешествие Алисы»;
отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;
развивать познавательный интерес, память, смекалку,
прививать интерес к чтению фантастической литературы.
Оборудование: презентация, солнышки, тучки, задания для сам. работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Учитель: Мускатина Любовь ВячеславовнаРязань 2016
Ход урока.
Орг. момент.
Посмотрите все в окно….
Ах, как ка солнце высоко….
Замечательно!
Вот мы к шейке прикоснулись и по шире улыбнулись ….
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
- Перед вами солнышки и тучки предлагаю на солнышках написать свои ожидания от сегодняшнего урока, а опасения на тучках.
Итак, дорогие мои друзья, сегодня у нас не обычный урок, а урок путешествий. (Солнышки тучки, мультфильм 1.38-3
(Внимание на экран)
Кто из вас знаком с этим мультфильмом?
Как зовут его героиню?
Что вы о ней знаете?
(Она из будущего, любит животных, ее папа-космобиолог, директор космического зоопарка- собирает и изучает животных по всей галактике)
Кто из вас смотрел о ней кинофильм
Кто написал историю об Алисе Селезневой
Ребята, определите задачи урока.
Прочитайте название отрывка с которым мы знакомимся.
Вспомните название отрывка, который вы самостоятельно читали дома.
Не показалось ли вам оно странным (о чем это произведение)
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы попасть в страну чудес?
Мы с вами продолжаем путешествовать по стране фантастики, но прежде чем отправляться куда-то, необходимо вспомнить народную мудрость
А заключается она в чем как вы думаете (конечно в пословицах)
Во фразах, почти изложенных научным языком, зашифрованы русские пословицы и поговорки. Вам их нужно узнать и объяснить смысл, они нам пригодятся в пути.
Сильная боязнь имеет большие органы зрения (У страха глаза велики)
Скорость движения обратно пропорциональна пройденному расстоянию. (Тише едешь – дальше будешь)
Работа по теме урока
Расшифруйте, что здесь написано и вы узнаете настоящее имя писателя.
SИWLгGоVIPрSWь WВLSCVсеSGEвоWBIлоLOSдоVGIвиWBWч МWSIожGVеWSйLIкоSL
(Краткий обзор биографии)
Чтение произведения.
Физминутка (музыка)
Закройте, пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха и представьте, что вы попали на незнакомую вам планету. Воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат птицы, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости.
(- Мы с вами выполним упражнение «Четыре стихии». Я буду называть  4 стихии, а вы  выполняете  соответствующие движения -  (вода - руками движения пловцов, воздух – руки поднимаем вверх, огонь – вращательные движения руками, согнутыми в локтях, земля – присесть).
Продолжение работы по теме урока.
О каком приключении Алисы вы прочитали (в.№1-5 с.156)
Работа группами (с.157 в.№6 прием олицетворения) (воплощение чего либо в образе живого существа)
Работа в парах.
А сейчас вы проверите себя, внимательно ли вы читали. Выполните тестовые задания. (Взаимопроверка)
Мы осторожно выкопали … кустов.
А) 8
Б) 5
В) 6
2. Я начал готовит к съемкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся …
А) лечебные цветы
Б) светящиеся цветы
В) удивительные цветы
3. Механика звали …
А) желтый
Б) красный
В) зеленый
4.Чтобы защититься от кустиков, отец Алисы схватил …
А) швабру
Б) щетку
В) метлу
5. Для борьбы с кустиками хотели применить …
А) огнемет
Б) пулемет
В) водомет
6. Кустики победила Алиса при помощи …
А) ведра
Б) лейки
В) шланга
7.Кусты бродили по песку и искали …
А) воду
Б) солнце
В) еду
8. Самый маленький и непоседливый кустик очень любил …
А) чай
Б) морс
В) компот
Обобщение
Вам понравилось произведение
А не попробовать ли нам составить
Синквейн
Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
   На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются два глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Рефлексия
- Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я узнал ….
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел ….
Подведение итога урока.
Что нового узнали на уроке?
К какому литературному жанру относится наше произведение?
А что такое фантастика? (Литературные произведения изображающее невероятное как действительное и действительное как невероятное, поведение человека в невероятных необычных условиях).
Нравится ли вам фантастическая литература? (Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной» литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далекое будущее).
Что из того о чем писал Кир Булычев, уже воплотилось в жизнь?
Захотелось ли прочитать книгу целиком?
Д.З.
Перечитать отрывок, пересказывать, нарисовать иллюстрацию к нему.