Исследовательская работа Дорогами Отечествав номинации Земляки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА АРКАУЛОВО ИМЕНИ БАИКА АЙДАРА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САЛАВАТСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Районный конкурс краеведческих исследовательских работ
«Дорогами Отечества – 2017»
Номинация «Земляки»
Подготовила:
Роднина Есения, ученица 8б класса
МОБУ СОШ с.Аркаулово имени Баика Айдара
Руководитель:
Латыпова Самария Радиковна учительница русского языка и литературы
2017 год
Содержание:
1.Введение_________________________________1
2.Глава 1. Сказительство______________________2-3
3.Глава 2. Баик Айдар_________________________4-9
4. Заключение _______________________________10
5. Литература_______________________________11
Введение
Актуальность темы – в своей работе я хотела бы показать значение творчества Баика Айдара.
Объект исследования – творчество Баика Айдара.
Цель – определить значение творчества Баика Айдара как земляка.
В соответствии с поставленной целью в исследовании были определены следующие задачи:
изучить и проанализировать творчество сэсэна-земляка;
на основе изучения творчества сэсэна, определить значение творчества Баика Айдара
Практическая значимость работы – данная работа может быть интересна преподавателям в курсе башкирского языка и литературы, истории и культуры Башкортостана в школах; обучающимся и широкому кругу читателей.
Методы исследования:
исследование статей, монографий, очерков;
анализ творчества сэсэна.
Безусловно, поэзия — занятие творческое. Однако, чтобы быть хорошим сэсэном, недостаточно иметь только талант. Сэсэн сочетает в себе множество различных черт. Пожалуй, важнейшими качествами сэсэна будут являться трудолюбие и терпение. Слава приходит не сразу, а совершенствовать свое мастерство необходимо постоянно. Чтобы не отчаяться и не впасть в уныние, сэсэну также необходима неуклонная вера в себя, в свой талант.
Сэсэн должен обладать достаточно широким кругозором, быть грамотным и всесторонне развитым. Сэсэн должен быть патриотом своей Родины. Он должен хорошо знать и понимать историю своего Отечества, отражать в произведениях те радости и горести, которые выпали на долю народа. Они способны чувствовать и сопереживать боли, страдания и беды.
Глава1. Сказительство.
С древнейших времен культура, история многих народов обозначена устно-поэтическим творчеством, важную часть которого представляет феномен сказительства.
Башкирское сказительство представляют йырау, сэсэны, в своем искусстве соединяющие и поэтическое импровизаторство, и исполнение известных жанров народного творчества. На более древние истоки происхождения слова указывает тот факт, что дедушку-основоположника сасанидской династии Бабакана Ардашира (224—651 гг. д.н.э.) — великого жреца звали Сасан. Возможно, память о выдающихся способностях великого мага, провидца и мастера слова запечатлелась в назывании башкирских поэтов-импровизаторов сэсэнами.
Слушающий певца-сказителя переживал огромное чувство психологического, эстетического удовлетворения и приобретал новые потенциалы воли и духовного обновления. Русский писатель Ф.Д.Нефедов, который "слушал пожилого башкира-кураиста" и записал эпическое сказание "Ушкуль", писал: "он поет, возбуждая в слушателях благоговейное внимание и сочувствие…. Вызывает у слушателей или улыбку и радость, или безграничную печаль и нередко слезу". Незабываемое впечатление оказало речитативное пение (основной стиль кубаира) байгуша-старика на Д.Н.Мамина-Сибиряка: "Меня поразило это пение. В нем сказывалось такое отчаяние, такая безысходная тоска… Кажется, кругом все плакало…". Башкирские сэсэны, сказители сочиняли и исполняли в основном эпический жанр — кубаир — героико-патетические, напевно-речитативные, гимнические песнопения, сопровождая телодвижением, игрой на курае, жестикулируя и т.д.
Сэсэн "не будет защищать зло", "в защите справедливости равного ему нет", "его язык — это язык народа", "его глаза — это глаза страны" — так определяется его личность в изречениях, пословицах. История духа башкирского народа и история его выживания неразрывно связаны с именами и феноменальной самоотверженной деятельностью философов, дипломатов, поэтов и воинов — сэсэнов.
Творческие откровения, сочинения многих сэсэнов затеряны в истории. Имена этих служителей народа и певцов о народе восстанавливаются по произведениям народного творчества (предания, эпосы, легенды, песни), историческим хроникам, шежере . Мастеров слова, которые более всего одарены не в сочинительстве, а в передаче исполнения жанров народного творчества, также звали йырау-сэсэн.
Башкирский сэсэн-сказитель — не только мастер слова, но и личность, в даровании которого обозначены качества мудреца, идеолога, целителя, провидца, жреца и патриота своего народа. Феномен сказительства маркирует историю и культуру только коренных народов, живущих на своей земле и защищавших ее много веков, также свои обычаи и традиции. Эпос, кубаиры, созданные сэсэнами, являются поэтико-философскими свидетельствами о народе, языке, культуре и истории. Сказительство пережило многие изменения, трансформации, но не исчезало из духовной и творческой практики: служение народу и справедливости определяло главный принцип башкирских сэсэнов. Прежде всего, сэсэн — правдивый слуга чести, выразитель идей, чаяний народа, пламенный патриот, "не имеющий в древности ни постоянного места жительства, ни времени, ни расчета заниматься хозяйством. Всю жизнь он посвящал творчеству, общественно-политической деятельности — служению народу".
Глава 2. Баик Айдар.
Баик Айдар (башк. Байыҡ Айҙар) родился 1 декабря 1710 года в деревне Махмутово Салаватского района. Выдающийся башкирский поэт-импровизатор, сэсэн, певец, танцор, воин, борец за справедливость и свободу башкирского народа. Родился в деревне Махмутово Мурзаларской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии. В тех же местах, где сделал первые шаги по земле Салават Юлаев, которого он хорошо знал. Сын тархана Байназара Айдар Баик принимал участие в башкирских восстаниях 1735-1740-х годов и 1755-1756-х годов. Преследуемый царскими карателями, он скрывался в казахских степях. Но к началу Крестьянской войны вернулся на родину. Разъезжая по аулам, он выступал со своими песнями, в которых зажигательным поэтическим словом призывал земляков примкнуть к повстанцам, к их предводителям Емельяну Пугачеву и Салавату Юлаеву. Дожил сэсэн и до Отечественной войны 1812 года. И снова звучали его песни, его пламенные стихи. Теперь он напутствовал полки башкирских батыров, отправлявшихся на поля сражений с армией Наполеона. А когда те вернулись после окончания войны, встретил победителей песней, прославляющей их подвиг. Впоследствии эта песня стала называться «Байык».
Из дошедшего до нас его поэтического наследия наиболее известны «Айтыш (состязание) Баик-сэсэна с казахским акыном Бухаром» («Байыҡ сәсәндең ҡаҙаҡ аkыны Бохар менән әйтеше»), «Обращение Баик-сэсэна к батыру Салавату» («Байыҡ сәсәндең Салауат батырға әйткәне»), поэтическое обращение «К башкирским воинам-защитникам» («Ил hаҡлаусы башҡорт яугирҙәренә»), а также народные песни «Юрюзань» («Йүрүҙәнкәй»), «Уҡтар аттым», «Песня Баик-сэсэна» («Байыҡ-сәсән йыры»).
Баик Айдар – сын тархана Байназара, выдающийся поэт-импровизатор, певец, танцор, воин, меткий стрелок, прославленный дипломат, борец за справедливость и свободу башкирского народа. Участник башкирского восстания 1735-1740-х годов и 1755-1756-х годов. Преследуемый царскими карателями, он скрывался в казахских степях. По возвращении призывал башкир к участию в Крестьянской войне 1773-1775 годов. К началу Отечественной войны 1812 года ему было 102 года (по народным легендам), он своими стихами напутствовал батыров, отправлявшихся на защиту России от армии Наполеона. По окончании войны на родине Баик Айдар встретил победителей прославляющей песней. Впоследствии это песня стала называться « HYPERLINK "http://ufa.bezformata.ru/word/bajik/180606/" \o "Байык" Байык». Из поэтического наследия Баика Айдара до нас дошли «Айтыш Баик сэсэна с казахским акыном Бухаром», «К башкирским войнам – защитникам», «Обращение Баика-сэсэна к батыру Салавату», а также народные песни «Уктар аттым», «Байык сэсэн йыры». Баик Айдар является автором популярного танца « HYPERLINK "http://ufa.bezformata.ru/word/bajik/180606/" \o "Байык" Байык». Это старинный башкирский танец, первоначально исполнявшийся во время эпических представлений. Ныне существует несколько вариантов танца, но обязательно исполняют его пожилые башкиры (а если молодые – то подражают старикам, имитируют их). В танце « HYPERLINK "http://ufa.bezformata.ru/word/baik/183247/" \o "Баик" Баик» создан образ бывалого человека, не утратившего оптимизма.
Баик Айдар — славный сэсэн XVIII века, благословляет батыров на Отечественную войну 1812 года.. Герои легенд, преданий, реальные батыры, полководцы выстроились под воззвания легендарного Баика Айдара, произнося клятвы. Иронично предстает царь Александр, который "Словно трава, побитая заморозком, поник, Трясется, будто на ветру желтый лист: плачет, словно ребенок, просящий грудь", — так он себя ведет, пока не услышал от Баика Айдара о том, что есть такая сила против врага, как свой народ. Узнав об этой спасительной силе, царь пожимает руку сэсэну и на вопрос, как отблагодарить его, слышит достойное слово сэсэна:
Когда будет большой той,
После победы славной той,
Батыры выстроятся в ряд —
Тому подарку буду рад,
Одна на всех победа будет,
Подарком это будет, вот!
Баик Айдар саркастично обрисовывает французов:
Тот, кто против вас идет,
Тонконогий, барчук он белый,
С сердцем маленьким, с головой куриной,
С длинными пальцами, щекою впалой,
На коне держаться не умеет — такой
Враг будет стоять пред тобой!
Баик Айдар благословляет батыров на битву. Жизненный пример реальных батыров и могучий дар сэсэна, слившись воедино, играли важную роль в поддерживании духа народа и патриотического подвижничества в период войны. Военный клич, относящийся ко времени французской войны, был созвучен времени Великой Отечественной войны. Баик сэсэн верил в свой народ, который не знал уныния и поражений.
Заключение.
Творчество сэсэнов являет собой ценное художественное наследие, объективно отразившее реалии исторического периода, сыгравшее важную подвижническую, консолидирующую, воспитательную роль. Продолжая лучшие традиции сказителей, башкирские поэты-импровизаторы сыграли важную роль в поддержании духовно-психологической стойкости, самоотверженности масс, вдохновенно-ораторским словом и пером высекая и произнося животворный, благословляющий клич Сэсэна.
Таким образом, изучив жизнь и творчество великого сэсэна , земляка Баика Айдара, я пришла к такому выводу, мой земляк был не только отличным сэсэном, но и выдающимся поэтом-импровизатором, певцом, танцором, воином, метким стрелком, прославленным дипломатом, борцом за справедливость и свободу башкирского народа. Я горжусь, что учусь именно в той школе, которая носит имя прославленного сэсэна Баика Айдара.
Литература
«Башкирское народное творчество: Эпос» 3-я книга. Уфа, 1982;
«Башҡорт әҙәбиәт тарихы», 6 томов, 1 том. Уфа, 1990;
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА АРКАУЛОВО ИМЕНИ БАИКА АЙДАРА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САЛАВАТСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Районный конкурс краеведческих исследовательских работ
«Дорогами Отечества – 2017»
Номинация «Летопись родного края»
Тема:
История села в названиях улиц
Подготовила:
Гайфуллина Альмира, ученица 5 класса
МОБУ СОШ с.Аркаулово имени Баика Айдара
Руководитель:
Латыпова Самария Радиковна учительница русского языка и литературы
2017 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение___________________________________________________3
Глава I.
История и топонимика села Аркаулово__________________________5
Глава II.
О чем могут рассказать названия улиц _______________________ ___7
Заключение __________________________________________________13
Литература _________________________________________________ 14
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность моего исследования заключается в том, что каждый человек должен знать историю, ведь без прошлого нет будущего. И изучение истории стоит начинать со знакомства с реальной историей места, то есть с Малой Родины, в котором мы родились и живем.
Многие из наших земляков вписали яркие страницы в историю нашего села, в историю района. Своими подвигами они дали себе вторую жизнь - жизнь в памяти потомков. Еще одно воплощение находят их имена, увековеченные в названиях улиц.
И я предположила, что изучив названия улиц, узнаю больше фактов об истории своего села. Это стала гипотезой моей исследовательской работы.
Цель исследовательской работы: узнать интересующие меня сведения об истории села Аркаулово в названиях улиц.
Задачи, которые я буду решать в ходе исследования:
1) изучить название улиц села;
2) формировать опыт исследовательской деятельности;
3) находить полезную информацию;
4) научиться работать с дополнительной литературой;
5) учиться анализировать и делать выводы;
Объект изучения: окружающий мир
Предмет изучения: история моего села
Методы исследования: поисковый, исследовательский. Изучая данную тему, я обратилась к материалам школьного краеведческого музея, сельской библиотеки и большую роль в работе оказали рассказы старшего поколения.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И ТОПОНИМИКА СЕЛА АРКАУЛОВО.
По архивным материалам в XVIII- XIX в. на карте Башкирии села Аркаулово не было, была деревня Мунаево. В исторических справках о ней пишется, что «В 1795 году в ней в 15 дворах было 101 человек, в 1834 году в 28 дворах — 316. В 1816 году 9 из 27 семей (33,3%) были полигамными» . А в начале XX века говорится о «44-дворной с 228 жителями, стоявшей в одной версте от центра Мурзаларской волости» деревни Аркаул. И через некоторое время «оба селения слились в одно под названием Аркаул».
В ревизских материалах 1816 года, 1834 года зафиксированы имена сыновей и внуков первопоселенца Муная: Кулуш Мунаев, 1756 года рождения, есаул Асвар (Спар, Аспар) Мунаев (1769—1846, его сыновья Абдулагзям, Башир), Исмагил Мунаев, 1773 года рождения, и 24-летний Музафар Мунаев, служивший хорунжим. В вышеупомянутом «Сборнике статистических сведений по Уфимскому уезду Уфимской губернии» за 1895— 1896 годов дано местоположение д. Мунаево («Аркаул тоже») с описанием ее хозяйства. Она находилась на правом берегу реки Юрюзань в 150 верстах от города Уфа. При селении протекает ручей Термень-Елга. В этнически смешанном селении башкиры-вотчинники составляли 122 двора с 231 душой м.п. по X ревизии 1859 года.
Другую часть жителей представляли русские и татары, переселившиеся из Казанской губернии, а также из Красноуфимского, Осинского уездов Пермской губернии и Уфимского уезда на землю, арендованную у башкир. Жители занимались всеми видами хозяйства.
Зимой возили дрова на ближайшие базары заводов и сел. В деревне была мечеть .В Мунаево в 1877 году была открыта русско-башкирская школа. Школа (начальная, затем при советской власти — семилетняя, с 1937 года — средняя) имеет свои давние и славные традиции.
Исходя из этих исторических данных наше село имеет богатое историческое прошлое.
Изучаю историю нашего села, я обратила внимание на топонимику.
Наше село так назвали, потому что она располагается на высокой, крутой и в то же время вытянутой вдоль берега реки Юрюзань, горе. Как будто какой-то невиданный огромный зверь уснул, да так и не проснулся, а на спине выросла деревня. Ведь «арка» – в переводе с башкирского – «спина», а «аул» – «деревня». Вот и получилось, что Аркаул - это «деревня на спине».
Глава II. О ЧЕМ МОГУТ РАССКАЗАТЬ НАЗВАНИЯ УЛИЦ
По рассказам жителей старшего поколения когда-то наше село было маленькой деревней в несколько улиц. Называли их все по-разному. Улицу, где было больше домов, стояли административные здания называли Центральной, улицу у берега реки Юрюзань – Береговой, так как они находились на берегу реки Юрюзань.
Сейчас я живу в селе с богатым историческим прошлым, и горжусь его историей. В ней отражена судьба легендарных земляков, внесших незначительный вклад в историю родного края. Знать историю своей малой родины важно для современного человека. Ведь без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее.
А ведь есть в нашем селе улицы, получившие свои названия благодаря собственной «уличной жизни», есть отражающие в своих именах биографию всей России или несущие в себе память героического прошлого.
Попробуем изучить историю села изучая название его улиц.
Много славных сыновей и дочерей подарило миру наше село. Это и герои Великой Отечественной войны, писатели, спортсмены, кандидаты наук. И их имена увековечены в названиях улиц села Аркаулово.
Одним из таких является участник Первой мировой войны – Хайрулла Яруллинович Яруллин, в честь которого названа одна из улиц села, где расположена моя школа. Хайрулла Яруллин., участвовал в первой мировой войне, в 1917 году вступил в ряды Коммунистической партии. В 1917 году , вернувшись в родное село , стал участником установления советской власти. Уроженцы села Аркаулово , не жалея себя сражались и в Великой Отечественной войне.Великая Отечественная война оставила глубокий след каждого человека на этой земле. И нет, наверное , ни одной семьи, которой не коснулась ее тень. И каждый житель нашего села был готов отдать все свои силы, жизнь за свободу страны. Поэтому Победа над фашизмом принесла радость каждому дому. И не удивительно, если мы встретим улицу Победы или улицу Мира в каждом уголке страны. Так и в нашем селе есть улицы Победы и Мира.
Победа далась нам нелегко. Столько человеческих жертв, разрушений, слезы, героизмы людей привели к победе. Сражаясь не покладая рук, не жалея себя, увековечили свои имена наши односельчане. И сейчас их имени носят наши улицы.
Одна из улиц нашего села названа в честь участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Абдрахмана Зайнулловича Гайфуллина . За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Гайфуллину Абдрахману Зайнулловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Еще одна улица носит имя героя Советского Союза. Это улица Головина . Головин с достоинством и честью выполняет свой воинский долг перед Родиной и своим личным примером храбрости и стойкости увлекает всех бойцов на полный разгром врага. За боевые заслуги Головину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Есть в нашем селе еще одна улица – улица Фарруха Харисова.
Фаррух Харисович Харисов тоже участник Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы, командир отделения разведки 559-го артиллерийского полка, старший сержант. Именем одного из них названа одна из улиц находящихся на самом краю села – улица Егора Габова, в народе эту улицу еще называют Габовкой . Егор Тимофеевич Габов был участником Гражданской войны. Несмотря на то, что прошло много лет, дом, который построил Е.Т.Габов до сих пор украшает улицу. И каждый житель проходя мимо этого дома вспоминает отвагу и героизм наших земляков. Наша малая Родина расположилось на таком живописном месте, что невозможно не сочинять про него песни и стихи. А красоту родного села и его окрестностей воспевал в своих стихотворениях народный поэт Башкирии Рами Гарипов,чьим именем названа одна из улиц села.. На улице Рами Гарипова есть дом-музей поэта, установлен бюст. В Аркаулово родился еще один писатель, в честь которого названа одна из улиц нашего села. Это - Чингиз Ханов . Погиб на фронте. Читателям известны его произведения «Каратау партизандары», «Яппар», «Фатима», «Комиссар Зыков», которые посвящены подвигам партизан во время гражданской войны. Наше село расположено на земле легендарного батыра - Салавата Юлаева. Имя легендарного батыра носит одна из улиц нашего села, где расположена администрация сельского поселения, почтовое отделение, сельская участковая больница .Еще один наш знаменитый земляк Юсупов Харис Мунасипович . Его именем названа еще одна улица нашего села. Его называют национальным героем Башкортостана. Профессор-консультант кафедры борьбы Уральского государственного университета физической культуры , кавалер высшего ордена Республики Башкортостан — ордена Салавата Юлаева. Он построил мечеть в нашем селе. За охрану общественного порядка в селе отвечает участковый. Одним из преданных своему труду был участковый Рахимов Салават Абдрахманович - участковый инспектор милиции Салаватского РОВД, старший лейтенант милиции, в честь которого названа одна из улиц. Он погиб в 1983 году в деревне Аркаулово от ножевых ран, полученных при задержании ранее судимого преступника.Еще в нашем селе есть улица Молодежная, где в 90-ые годы на домах ,построенных Аркауловским ЛПУ заселилась молодежь села. Самая крайняя улица села, за которой начинается небольшой лес, называется Лесной. Сейчас наше село растет, развивается, появляются новые улицы - и они будут носить славные имена тех, кто оставил свой яркий след в истории села.
Заканчивая свое выступление, хочется сказать,что изучая данную тему в своей работе, я узнала очень много интересных фактов о нашем селе. И сделала вывод, что большинство улиц нашего села названы в честь знаменитых, прославленных людей нашего села.
Историю великой страны пишут по крупицам. Отдельно взятая судьба человека – тоже история. А история улицы – история многих поколений. Из истории улиц, сел, городов пишется история страны. В результате такой работы постепенно складывается архив материалов по краеведению, который представляет интерес для краеведческого музея школы, района.
Подводя итоги по проделанной работе можно сказать, что поставленные задачи выполнены.
1. Установила, что название каждой улицы выбрано не случайно и имеет подробное, развернутое объяснение.
2. Названия каждой из улиц очень много значат для всех жителей нашего села, так как в них продолжает жить память о близких и великих людях, о дорогих сердцу местах, о величии малой Родины.
3. В определении названий улицам принимали участие все жители села.
4. Гипотеза, которая была выдвинута, подтвердилась, так как изучая названия улиц ,я узнала больше фактов об историю своего села
5. Появление и определение названий улицам не случайно, а закреплено документально.
Материалы, показанные в работе, могут быть отправной точкой для дальнейших исследований, докладов, статей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асфандияров А. 3. История сел и деревень Башкортостана и
сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. — 744 с.
2. Земля салаватская, земля батыра. Автор-составитель
Сабирьянова С.Г. – Уфа, 2010.
3. Салаватский район Республики Башкортостан. Население.
Населенные пункты. XVIII-XXI вв. – Уфа, 2010.
4. http://pomnipro.ru Электронный мемориал «ПомниПро»
5. http://ufagen.ru/places/salavatskiy/munaevo.html Мунаево (Аркаул)
6. Материалы историко-этнографического музея МОБУ СОШ
с.Аркаулово имени Баика Айдара
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Гайфуллин Абдрахман Зайнуллович (06.09.1908 - 17.04.1945) участник Великой отечественной войны, Герой Советского Союза
Улица Абдрахмана Гайфуллина.
Приложение 2. Головин Алексей Степанович (01.01.1912 - 05.05.1981)
– участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза
Улица Головина
Приложение 3. Харисов Фаррух Харисович (1918 - 13.01.1945 )
полный Кавалер ордена Славы
Улица Фаруха Харисова
Приложение 5. Рами Гарипов
Дом-музей Рами Гарипова.
Улица Рами Гарипова.
Приложение 6. Улица Салавата Юлаева. Приложение 7. Юсупов Харис Мунасипович
Приложение 8. Рахимов Салават Абдрахманович (1946-1983)
Участковый инспектор милиции Салаватского РОВД, старший лейтенант
милиции. Погиб в 1983 году в д. Аркулово от ножевых ран, полученных при задержании ранее судимого преступника, убившего женщину.
Улица Салавата Рахимова.