Конспект внеурочного занятия Будь здоров без докторов!


Гордеева А.В.
Учитель начальных классов МОУ лицей №9,
«Будь здоров без докторов!»
Цели и задачи:
Формирование умений и навыков здорового образа жизни.
Развитие активности познавательной деятельности, привитию интереса к воспринимаемому, расширение кругозора учащихся.
Воспитать целеустремленную, дисциплинированную, организованную, выносливую личность.
Оборудование: компьютер,
проекционный экран,
музыкальный центр,
деревянные ложки, маракасы,
выставка художественных книг,
пословицы о труде, о чистоте, о спорте, о
закаливании,
Плакат: В здоровом теле - здоровый дух!
Планируемые результаты:
Сформировать у детей умения и навыки здорового образа жизни.
Способствовать осознанию ценности своего здоровья.
Стремиться пробудить у детей желание в дальнейшем заниматься спортом, трудом, соблюдать чистоту, закаливать свой организм.
Быть активным пропагандистом здорового образа жизни.
Ход занятия
Учитель: Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет»
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни.
А как заботиться о своем здоровье вы узнаете сегодня. Как вы думаете какова тема нашего занятия? Тема нашего занятия: «Будь здоров без докторов!».
Человек- это сложный живой организм. Он состоит из отдельных органов. Чтобы узнать из каких органов состоит человек, вам необходимо отгадать загадки. Послушайте первую загадку.
Учитель: 1. Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной
Ученики: глаза (на проекционном экране появляется рисунок глаз)
Учитель: 2. Ношу их много лет, а счету им не знаю
Ученики: волосы (на проекционном экране появляется рисунок)
Учитель: 3. Если б не было его, не сказал бы ничего.
Ученики: язык (на проекционном экране появляется рисунок языка)
Учитель: 4. Меж двух светил я в середине один
Ученики: нос (на проекционном экране появляется рисунок)
Учитель: 5. Пять братьев, всем одно имя
Ученики: пальцы (на проекционном экране появляется рисунок)
Учитель: Всю жизнь ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут
Ученики: ноги (на проекционном экране появляется рисунок)
Учитель: Но есть еще и другие органы. Посмотрите на экран, и скажите какие органы вам из них известны? (на проекционном экране появляются легкие, печень, почки и т. д., а ученики хором отвечают)
Учитель: У каждого органа своя работа. Но все органы зависят друг от друга. Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу органов и выполнять правила гигиены – науки о здоровье, то есть знать как охранять укреплять свое здоровье.
Гигиена кожи (на экране)
Учитель: (рассказ учителя сопровождается рисунками на экране)
Жир, пот остаются на поверхности кожи. Пыль, попадая на кожу, загрязняют ее. Поэтому нужно постоянно заботиться о чистоте кожи: не менее одного раза в неделю мыть все тело горячей водой с мылом.
После мытья надо сухо вытереть кожу мягким полотенцем. Нельзя сразу выходить на улицу, особенно в ветреную погоду: кожа быстро высыхает, морщится, начинает шелушиться. Иногда на такой коже образуются трещины. Тогда необходимо применять специальные кремы и лосьоны.

Осанка (на экране)
Учитель: (рассказ учителя сопровождается рисунками на экране)
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, то есть правильным положением тела при стоянии, ходьбе и сидении. Тогда скелет человека будет нормально развиваться и фигура станет стройной и красивой. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
Отчего портится осанка?
Вам приходится носить в школу тяжелые портфели. Они оттягивают руки, выпирают бок, сгибают спину. Часто дети сидят за партой или за столом, нагнувшись или опираясь на край грудью, искривившись в одну какую-нибудь сторону. От этого человек становится сутулым, кособоким, с узкой грудной клеткой.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что надо делать, чтобы осанка не портилась? (выслушиваются ответы учеников).
Учитель: Запомните основные правила посадки за столом: (на экране появляются правила, а учащиеся читают их по порядку)
Сидите прямо, слегка наклонив голову вперед.
Не упирайтесь грудью в край стола. Расстояние между вами и краем стола должно равняться ширине ладони.
Обе ноги ставьте на пол подошвой.
Почувствовав усталость, отдохните. Откиньтесь на спинку парты или стула, заложив обе руки за спину.
Носите книги и тетради в ранце на спине.
Ученики: А. Дорохов «Молодой старичок»
Органы чувств(на экране)
Учитель: (рассказ учителя сопровождается рисунками на экране)
У каждого человека имеется 5 органов чувств. Они сообщают человеку о том, что его окружает и, предупреждают об опасности. Это – глаза, уши, нос, язык, кожа. С помощью глаз мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза позволяют нам читать.
С помощью ушей мы различаем человеческую речь, голоса животных, музыку, звуки, шумы, шорохи.
С помощью носа мы узнаем предметы по запаху.
Языком мы различаем горькую, сладкую, кислую и соленую пищу. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык и мы ощущаем вкус пищи.
При помощи кожи мы ощущаем прикосновение предметов, тепло, холод, боль. Кожу надо содержать в чистоте.
Берегите ваши органы чувств! (на экране)
С помощью их вы можете хорошо учиться и работать, быстро замечать происходящие вокруг явления, вовремя заметить опасность.
Физический труд и физкультура(на экране)
Учитель: (рассказ учителя сопровождается рисунками на экране)
Письменные работы надо чередовать с подвижным отдыхом. Лучше походить, подвигаться, побегать, выполнить несколько гимнастических упражнений. Полезно также чередовать прогулкой, подвижной игрой, Любая работа по домашнему хозяйству помогут вам восстановить силы. Особенно полезен физический труд: работа в саду, на огороде, уборка квартиры. Вы заставляете сокращаться большое количество мышц, не утомляя их.
Физический труд развивает мышцы, и человек становится сильным и ловким. Развитию мышц также способствует спорт. Занимаясь утренней гимнастикой, катаясь на лыжах и коньках, играя волейбол, лапту, вы можете развивать разные группы мышц. При занятии спортом укрепляется здоровье человека и улучшается настроение.
Учитель: Ребята , а какие произведения вы приготовили о спорте? Дадим слово учащимся группы «СПОРТ»
(выслушиваются ответы учеников).

Со здоровым дружен спорт.
И. Семенова.
Стадион, бассейны, корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старания в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
Начинают с физзарядки.
Не играйте с дремой в прятки,
Быстро сбросьте одеяло,
Встали – сна как не бывало.
Учитель: А теперь встали и поиграем с вами музыкальную игру « буги-вуги»
Руку правую вперед,
А потом ее назад.
А потом ее вперед.
Дружно ею потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем круги
И в ладоши хлопаем вот так:
Буги- вуги, окей. ( то же самое проделываем ногами, ушами)
Ученики: О спорте сложено много пословиц. Вот некоторые из них.
Физкультура и труд – здоровье несут.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Учитель: А что могут нам сказать ученики группы «ТРУД»
Ученики: рассказ Е. Пермяка «Смородинка»,
Стихотворение С. Маршака «Важные дела»
Ученики: И о труде сложено немало пословиц и поговорок.
От лени болеют, от труда здоровеют.
Кто труда не боится – того хворь сторонится.
Труд - здоровье, лень – болезнь.
Землю красит солнце, а человека друд.
Учитель: А теперь, ребята послушайте музыку и скажите какие движения можно выполнять по эту музыку?
Слушание музыки С. Сайдашев «Марш Советской Армии»
Учитель: так вы подумали какие движения можно выполнять по эту музыку?
Ученики: Да, под эту музыку можно маршировать.
Учитель: Правильно, ребята. Давайте мы с вами промаршируем и подумаем какие чувства вызывает у вас эта музыка? (слушание)
Ученики: Эта музыка поднимает настроение, вдохновляет.
Учитель: Хорошо. Не только физкультура и труд, но и музыка поднимают человеку настроение и вдохновляет на жизнь, на добрые дела.
Учитель:А теперь продолжим занятие. Посмотрите на экран.
Питание. (на экране)
Учитель: (рассказ учителя сопровождается рисунками на компьютере)В теле человека все время расходуются питательные вещества. Питательные вещества нужны мозгу, мышцам, всем органам тела.
Особенно важно питание для детей. За счет питательных веществ их организм растет и крепнет. Пища должна быть разнообразной. Наряду с хлебом, молочными и мясными продуктами нужно употреблять разные овощи и фрукты. Тогда организм получит все нужные ему вещества. Чтобы пища приносила больше пользы нужно знать и соблюдать правила питания.
Учитель: Как вы думаете, что надо делать, чтобы питание приносило пользу? (выслушиваются ответы учеников).
Учитель: послушайте, и запомните правила поведения за столом (учитель читает сам)
Не разговаривайте и не читайте во время еды. Разговоры и чтение мешают хорошему пережевыванию пищи.
Не раскрывайте широко рот, не чавкайте. Это неприятно для окружающих.
Следите за тем, чтобы остатки еды не падали на стол или пол.
Учитель: Когда вы играете, учите уроки или работаете, вы прикасаетесь к разным предметам. Руки загрязняются , на них оказываются микробы. Во время еды микробы попадают на пищу и с нею в организм. Тут же вы можете проглотить яйца глистов – червей, которые живут в теле человека и животных.
Учитель: К нам сегодня пришел докторша «Чистота» . Послушайте, что она нам посоветует: (Докторша «Чистота» произносит правила)
1. Перед едой мойте мылом руки.
Ешьте только из чистой посуды.
Фрукты и овощи мойте кипяченой водой.
Ешьте 4-5 раз в день в одно и тоже время.
Ужинайте за 2 часа до сна.
После еды полощите рот.
Учитель: А что могут нам сказать ученики группы «чистота»
Ученики: Ю Тувим.
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмицо.:
И прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки или колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище –
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто
До свидания! Ваш Тувим.
И о чистоте сложено немало пословиц и поговорок.
«Чистота – залог здоровья.» « Баня – мать наша:
кости расправишь,
все тело поправишь»
Зубы (на экране)
Учитель: (рассказ учителя сопровождается рисунками на компьютере)
Зубы выполняют важную работу – они измельчают пищу. Зубы – самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты слоем прочной эмали. Она защищает зубы. Внутри зуба находятся нервы и кровеносные сосуды. Кровь приносит к зубам питательные вещества. Но, как ни тверды зубы, они могут разрушаться. Но этого можно избежать при помощи обыкновенной зубной щетки.
Учитель: Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить зубы? (выслушиваются ответы учеников).
Учитель: давайте прочитаем, какие основные правила ухода за зубами: (учащиеся читают правили по порядку)

Полощите рот теплой водой после еды.
Ежедневно утром полощите. А перед сном чистите зубы зубной щеткой с пастой.
Чистите зубы не только справа налево, но и сверху вниз и снизу вверх, с наружной и внутренней сторон.
Щетку после употребления тщательно прополощите.
Никогда не чистите зубы чужой щеткой.
Храните щетку в соляном растворе.
Не грызите зубами орехи, сахар.
Сразу после горячей пищи не пейте холодную воду.
Не ковыряйте в зубах булавкой, вилкой и другими острыми предметами.
Не менее двух раз в год проверяйте состояние своих зубов у врача.
Кто долго жует, тот долго живет. – гласит мудрая народная поговорка.
Органы дыхания (на экране)
Учитель: ( рассказ учителя сопровождается рисунками на компьютере)
Без пищи и воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха не проживет и несколько минут.
Человек дышит всегда – и когда работает, и когда гуляет, и когда спит. Дыхание происходит при помощи целой системы органов дыхания. Органы дыхания проделывают огромную работу. Им можно и нужно помогать в этой важной и трудной работе. Сохранению и укреплению здоровья служит и чистый воздух.
Учитель: Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить органы дыхания? (выслушиваются ответы учеников).
Учитель Давайте посмотрим, какие советы дает нам Доктор «Чистый воздух» (доктор произносит правила)
Не забывайте проветривать комнату и класс. Открывайте форточку перед сном. Сон при свежем воздухе полезен для здоровья.
Больше гуляйте в лесу, на полях, на лугу, в парках и скверах. Человеку полезно попасть в тишину, послушать шум деревьев, голоса птиц. Не надо бояться мороза, жары, дождя. Каждое время года имеет свои прелести.
Не чистите в помещении одежду и обувь.
Чаще мойте полы и стирайте пыль с предметов влажной тряпкой.
Перед входом в комнату тщательно вытирайте ноги.
При кашле и чихании закрывайте рот платком.
Ученики: Не боюсь мороза.
Ш. Галиев.
Палки острые
взлетают -
мчусь я лихо по лыжне.
Зря мороз
меня пугает:
он совсем не страшен мне!
Знаю:
Он меня
Не тронет –
Потому что не догонит!
Как на горке, на горе.
А. Прокофьев
Как на горке, на горе,
На широком на дворе,
Кто на санках,
кто на лыжах,
кто повыше,
кто пониже,
кто потише,
кто с разбегу,
кто по льду,
а кто по снегу.
С горки – ух,
На горки – ух!
Бух!
Захватывает дух!
Тренировка ума и закаливание характера(на экране)
Учитель: Каждый день тебе приходится выполнять много дел, учиться чему-то новому, помогать родителям по дому, готовить уроки, выходить на прогулку, заниматься любимым делом. Но как успевать выполнять всю эту работу? Ответ простой – надо уметь правильно распределять время или выполнять режим дня. Для этого надо соблюдать правила: (учащиеся читают правили по порядку)
Научи себя вставать утром в одно и то же время.
Несмотря ни на что делай утреннюю зарядку.
не смотри долго телевизор.
Работу чередуй с отдыхом.
Вовремя ложись спать.
Строго соблюдай режим дня. Только в этом случае ты сможешь сделать все намеченное и станешь собранным и дисциплинированным, выносливым и целеустремленным.
Важное средство сохранения и укрепления здоровья – закаливание (на экране). Хорошим методом закаливания является обтирание тела водой. Обтирание следует проводить махровой тканью или губкой. В последующем можно перейти к обливанию или прохладному душу. Хорошим способом закаливания является также купание в открытых водоемах. Полезно хождение босиком по песку, по рыхлой земле, по лужам после дождя. Благоприятный эффект оказывает пребывание на солнце. пребывание на солнце надо чередовать с отдыхом в тени.
солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Учитель: А что могут нам сказать ученики группы «ЗАКАЛИВАНИЕ»
И. П. Корнеевич «Детка»,
Учитель: классный час мы закончим стихотворением Ю. Яковлева «Будь здоров без докторов». Постарайтесь его запомнить и выполнять.
Всем, кто хочет быть здоров!
И. Семенова.
Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной.
Утро бег и душ бодрящий.
Как для взрослых, настоящий.!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный,
Вас вовек не одолеет.
Не послушались – болеют.
Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать –
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной.
Погодите! Ой-ой-ой!
Крепким стать нельзя мгновенно
Закаляйтесь постепенно.
ВСЕ ХОРОМ:
ДЕРЖИ ГОЛОВУ В ХОЛОДЕ,ЖИВОТ В ГОЛОДЕ,А НОГИ В ТЕПЛЕ.

Ресурсы:
М. И. Чистякова «Психогимнастика»
З. Клепинина, М. Н. Скаткин «Природоведение»
А. Н. Хузиахметов «Практикум по педагогике»
Русский народный фольклор.
Мировая художественная литература. ( А. Барто, С. Маршак, Ю. Яковлев)
Д. В. Колесов «Физическое воспитание и здоровье школьников»