Урок по биологии 11 класс
Глобальная проблема современности: "парниковый эффект"
Цели
образовательная – создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс. Обеспечить понимание причин и сущности глобальной экологической проблемы парникового эффекта, осмысление последствий данной проблемы путем собственных представлений;
развивающая – развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, используя прием “знаю, хочу знать, узнал”, “чтение с пометками”, прием “дебаты”;воспитательная – способствовать развитию умения работать в группе, развивать взаимоуважение между партнерами, понимание и взаимодействие между обучающимися.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).
Методы обучения: интерактивный, исследовательский, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход занятия
Этапы урока Деятельность педагога Деятельность обучающихсяОргмоментПриветствие , проверка готовности рабочих мест обучающихся Приветствие , проверка готовности рабочего места, настраивание на учебную деятельность
Актуализация, целеполагание, мотивация
(Вызов) Обращает внимание обучающихся на рисунок и предлагает определить какую экологическую проблему он иллюстрирует?
(Приложение №1)Записывает тему на доске.
Предлагает обучающимся:
1. Вспомнить, что им известно об этой проблеме.
2. Начинает заполнять таблицу ЗХУ графу “знаю”.
3. Предлагает обсудить вопрос: Что на занятии вы бы хотели узнать об этой проблеме? Продолжает заполнять таблицу на доске графу “хочу знать”
4. Определяет цели занятия Рассматривают рисунок и называют экологическую проблему
Записывают тему в тетрадь
Работают в тетради, заполняют графу “знаю”
Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, заполняют графу “хочу знать”
Вместе с педагогом определяют цели и задачи занятия
Изучение нового материала (осмысление) С помощью инструктивной карточки предлагает двум обучающимся создать модель, показывающую механизм парникового эффекта (Приложение №2)
Группа из двух человек работает по созданию модели парникового эффекта, измеряет температуру, заполняет таблицу, строит график
Используя прием “чтение с пометками”, организует самостоятельную работу с текстом по определению причин парникового эффекта (Приложение №3, абзац 1,2)Читают информацию, выясняют причины возникновения парникового эффекта
Предлагает проблему
“Парниковый эффект: Кто против? А кто - нет?”
Организует самостоятельную работу с текстом (Приложение №3):1. Делит обучающихся на две группы: утверждающая команда и отрицающая, объясняет действия членов команды. Вникают в формулировку проблемы, начинают работу с текстом.
Каждая команда представляет аргументы соответственно в пользу либо в отрицание последствий парникового эффекта, приводит доказательства выдвинутых аргументов, формулирует общую линию своей команды, формулируют вопросы противоположной команде, записывают в тетрадь, готовят выступление.
Организует дебаты, в ходе которых команды отстаивают свою точку зрения.
Педагог должен подвести обучающихся к выводу, что несмотря на положительные последствия парникового эффекта, только одна проблема – подъем уровня Мирового океана может отрицательно повлиять на жизнь населения 30 стран, поэтому деятельность различных международных организаций направлена на предотвращение глобального потепления климата. Выступления команд, ответы на вопросы противоположной команды
Формулируют вывод.
Предлагает прослушать результаты исследовательской работы Двое обучающихся представляют результаты своей работы по моделированию парникового эффекта, демонстрируют график
Предлагает обучающимся определить меры по снижению влияния парникового эффекта (мозговой штурм) Предлагают пути решения проблемы
Подведение итогов занятия
(Рефлексия) 1. Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали об экологической проблеме парникового эффекта?
2. Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ графа “узнал” на доске (Приложение №4)3. Подводит итоги занятия Анализируют записи в тетради
заканчивают заполнение таблицы ЗХУ графа “узнал”, формулируют выводы
Домашнее задание 1. Прочитать записи в тетради
2. В какой зависимости находится температура и цвет почвенного покрова? Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии педагога
Литература.
Большая энциклопедия природы. Вода и воздух. Том 10. М.: ООО “Мир книги”, 2002
Вронский В.А. Прикладная экология: учебное пособие. Ростов-на-Дону.: изд-во “Феникс”, 1996
Биология в школе. Научно-методический журнал №2/2004
Приложение №3.
Глобальные проблемы: парниковый эффект.
В настоящее время все более актуальным становится вопрос об изменении климата в результате воздействия хозяйственной деятельности человека. Особую тревогу вызывает увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере и антропогенных примесей (диоксида углерода, метана, оксида азота, озона, фреонов), которые, пропуская солнечные лучи, препятствуют тепловому излучению с земной поверхности. Часть этого поглощенного теплового излучения атмосферы излучается обратно к земной поверхности, создавая парниковый или тепличный эффект. Основным источником СО2 является сжигание ископаемого топлива (уголь, газ, нефть и др.). В последнее время стало отмечаться постепенное возрастание в атмосфере содержания метана. Это связано как с природными факторами (болота), так и с антропогенными причинами (сжигание биомассы, рисовые поля, крупный рогатый скот и др.). Значительное количество метана поставляет горное производство, например: угольная промышленность. Применение азотных удобрений в сельском хозяйстве ведет к возрастанию содержания в атмосфере оксида азота. Фреоны (хлорфторуглероды) широко применяются в промышленности, и выбросы их достигают значительных объемов.
Увеличение концентрации парниковых газов привело к тому, что по сравнению с доиндустриальным периодом (конец XIX столетия) средняя глобальная температура воздуха повысилась на 0,5 – 0,6°С. К 2025 г. может достигнуть 2,2 – 2,5ºС (Будыко, 1989).
Среди приоритетных глобальных проблем особо выделяется повышение уровня Мирового океана в условиях потепления климата нашей планеты. Основные причины: таяние материковых и горных ледников, морских льдов, поэтому во многих странах проводят работы по моделированию экологических последствий повышения уровня океана. В настоящее время повышение уровня моря достигает примерно 25 см. за 100 лет. Все это приведет к возникновению затопления приморских равнин, потеря наиболее плодородных площадей, обострение продовольственной проблемы, ухудшению водоснабжения приморских городов. В России, где почти 50% территории занято вечной мерзлотой произойдет увеличение сезонного протаивания грунта, что создаст угрозу дорогам, строениям, заболачивание, ухудшение состояния лесных массивов на вечной мерзлоте и др.
Однако, при глобальном потеплении климата будет отмечаться увеличение испарение с поверхности океана и связанное с ним возрастание увлажнения климата, особенно важное для аридных областей. Повышение концентрации СО2 в атмосфере может увеличить интенсивность фотосинтеза и, значит, способствовать увеличению продуктивности как естественных экосистем, так и культурных растений. Установлено, что при увеличении концентрации СО2 у многих растений уменьшается величина транспирации (испарения воды листьями), увеличивается листовая поверхность, возрастает биомасса,а самое главное – увеличивается урожайность основных сельскохозяйственных культур. Значит, в целом парниковый эффект будет иметь положительный момент для развития сельского хозяйства, что поможет решить продовольственную проблему. Хотя в некоторых районах России это может привести к аридизации климата, а значит к ухудшению условий выращивания с/х культур.
По линии ЮНЕСКО, ФАО, ЮНЕП действует Межправительственный комитет по предотвращению глобального потепления климата, который проводит оценку ущерба при затоплении прибрежных территорий, при ухудшении качества водных ресурсов, ведет поиск экологически чистых альтернативных источников энергии и т.д. у многих растений уменьшается величина транспирации (испарения
Приложение №2
Моделирование механизма «парникового эффекта»
Оборудование: прозрачная пластмассовая банка (2 шт.), прозрачная крышка, почва, пульверизатор с водой, термометр (2 шт.), песочные часы, лампа.Ход работы.
1. Насыпать на дно банок почву слоем 2-3 см. Увлажнить из пульверизатора.
2. Установить термометры в грунт шариком вверх. Накрыть олну банку прозрачной крышкой, а вторую оставить открытой. Дать температуре установиться на уровне комнатной, отметить t°С. Включить лампу. Фиксировать t по термометру каждую минуту в течение 20 мин.
3. Результаты занести в таблицу.
время,
мин. температура
без крышки с крышкой
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
... 4. Построить график.
t Время, мин.
Сделать вывод.
Приложение №4.
Записи в тетради учащихся и на доске (образец).
Знаю
Хочу знать Узнал
Парниковый эффект – глобальная проблема
Причина – накопление углекислого газа в атмосфере
Произойдет потепление климата, повышение уровня Мирового океана Какие еще парниковые газы и примеси вызывают парниковый эффект?
Что является их источниками?
Каков механизм парникового эффекта?
К каким положительным и отрицательным последствиям приведет?
Парниковые газы и примеси: СО2, метан, оксид азота, фреоны.
Источники – сжигание топлива, промышленность, сельское хозяйство, добыча угля и др.
Повышение уровня Мирового океана
Повышение продуктивности с/х культур
Средства обучения:
1) “Большая энциклопедия природы” том 10, Мир книги, Современная педагогика – Москва, 2002.
2) Вронский В.А. Прикладная экология: учебное пособие. Ростов-на-Дону.: изд-во “Феникс”, 1996.
3) Дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся
4) Инструктивная карточка и оборудование для моделирования механизма “парникового эффекта” (2 прозрачные банки, 1 прозрачная крышка, 2 термометра, песочные часы, пульверизатор с водой, лампа).