Методическая разработка открытого классного часа на тему:Сила России в единстве народов

ГОУ СПО «Краснобаковский лесхоз-техникум»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого классного часа
на тему: «СИЛА РОССИИ В ЕДИНСТВЕ НАРОДОВ»




Разработана
преподавателем
Игнатенко О.Ю.







р.п.Красные Баки
Методическая разработка обсуждена
на заседании методического объединения
классных руководителей и рекомендована
к использованиюв работе классных
руководителей
Протокол № ____ от ______________
Зам. директора
по воспитательной работе __________В.Н.Малышева










Автор: Преподаватель О.Ю.Игнатенко





Рецензент:С.Н. Комракова – заведующая библиотекой
ГОУ СПО «Краснобаковский лесхоз-техникум»












Классный час на тему:
«Сила России в единстве народов»

Цель:
способствовать формированию и развитию чувства патриотизма, осознанному восприятию исторического и гражданского содержания Дня народного единства, празднуемого 4 ноября

Задачи:
- формировать гражданское самосознание, патриотизм, нравственные и культурные ценности;
- способствовать социализации личности, формированию толерантности;
- развивать интерес к истории, историческим личностям.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронная презентация,
музыкальное сопровождение, костюмы для актеров-студентов, плакат с
названием темы классного часа.


Ход классного часа:


Преподаватель:
4 ноября 2005 года впервые в России праздновался «День народного единства» ( слайды 1,2.) Сегодня мы собрались, чтобы поговорить и увидеть суть и идейное содержание этого праздника. Какую цель преследовало правительство, официально утверждая этот праздник. Т. Маколей сказал: «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами». Цель этого праздничного дня – желание еще раз обратить внимание на то, что сила государства в сплоченности, единстве всего многонационального народа. Все беды и невзгоды можно преодолеть сообща. И только в одиночестве мы бессильны и уязвимы.

“В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений”
В.П. Максаковский
“Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный”
Н.А. Добролюбов
Россия – многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов (см. таблицу). (слайд № 3).
Народы, входящие в состав Российской Федерации

народы
численность


В тыс.человек
В % ко всему населению

Русские
113522
82,61

Татары
5011
3,65

Украинцы
3658
2,66

Чуваши
1690
1,23

Народности Дагестана
1402
1,02

Башкиры
1291
0,94

Мордва
1111
0,81

Белорусы
1052
0,77

Немцы
791
0,58

Чеченцы
712
0,52

Евреи
701
0,51

Удмурты
686
0,50

Марийцы
600
0,44

Казахи
518
0,38

Коми и коми-пермяки
466
0,34

Армяне
365
0,27

Осетины
352
0,26

Буряты
350
0,25

Якуты
327
0,24

Кабардинцы
319
0,23

Другие
2487,6
1,81

Всего
137411,6
100,0

Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. На протяжении своей многовековой истории, Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.
В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Все это свидетельствует о жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения – гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.

Студент:
Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение таких понятий, как “нация”, “национальность” и “национализм”. Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему.
НАЦИЯ (карточка с термином размещается на доске) – (от лат. natio племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей. (слайд № 4).
“Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям”. (Уильям Индж).
Вопрос: что такое национальность и как ее определить? (слайд № 5).
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (карточка с термином размещается на доске) – принадлежность к той или иной нации – не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился.
Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность – раз и навсегда. Причем лозунгом всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.
Вопрос: что такое патриотизм? (слайд № 6).
ПАТРИОТИЗМ (карточка с термином размещается на доске) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes соотечественник, patris родина) – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства
Ведущий 1: В жизни большинства народов есть такие моменты, когда речь идет о самом их существовании. О существовании даже не как государства, а как самостоятельной нации.
У русского народа таким переломным моментом было начало XVII века, которое вошло в нашу историю под названием Смутного времени.
Те, кто высказывают какие-то сомнения относительно уместности нового праздника, недостаточно осознают смысл произошедшего тогда на Руси.
Дело в том, что Смутное время вовсе не сводится к польско-шведской интервенции. Это было время, когда расшатались устои государственной и национальной жизни.
На экране - картина "Смутное время" (слайд № 7,8,9).
Ведущий 2: Череда бедствий, жестокая засуха, чудовищный голод, эпидемия чумы - совпали с полным расстройством управления. Когда Русь пришла в состояние не только крайней нищеты и раздробленности, но и полной криминализации - бесчисленные разбойничьи шайки практически захватили тогда всю территорию. Конечно, все это происходило не само по себе, одна проблема влекла за собой другую. Так, из-за бушевавшего повсеместно голода помещики выгоняли холопов, чтобы их не кормить, а те сбивались в шайки и начинали добывать пропитание разбоем. Природные катаклизмы оборачивались экономическими, за ними шли социальные, политические, которые усугубляли друг друга. Как говорят в народе, беда не приходит одна.
Ведущий 1: Если вспоминать те события, то становится очевидно: главной бедой того времени была утрата нравственных и религиозных устоев. Начало Смуты можно определить одним словом - предательство. Ради своих шкурных интересов существовавшие тогда боярские группировки (сегодня их можно назвать элитой) готовы были на любое предательство, на признание любой лжи. Ведь вспомните, что происходило, когда Лжедмитрий уже приближался к Москве.
Ведущий 2: Армии, целые боярские роды переходили на его сторону, признавали его законным наследником. Тогда было странное смешение в умах, когда одновременно обвиняли Годунова в убийстве Дмитрия и признавали Дмитрием самозванца. И может быть, самым страшным был эпизод, когда Самозванец вошел в Москву, а все бояре, дьяки, в том числе и дьяк Щелкалов, который проводил расследование убийства, признали его царевичем Дмитрием Ивановичем. Даже мать убитого отрока, и та признала его сыном. И вот в этот момент только Патриарх Иов, обычно изображаемый человеком слабым, только он, которого избивали в Успенском соборе, оплевывали, изгнали, только он не уставал повторять: не царевич Дмитрий это, а вор и расстрига Гришка Отрепьев. Его не слушали. Но очень важно, что в этот момент, как и на протяжении всей Смуты, Русская церковь неустанно свидетельствовала об истине. И ни Патриарх Иов, человек мягкий, ни твердый, как кремень, Патриарх Гермоген не были сломлены.
Ведущий 2: И этот страшный период длился годами. Разрасталась настоящая национальная катастрофа. И, наверное, у многих современников тогда уже не было никакой надежды на возрождение. Разрушительные процессы казались необратимыми. Трудно было даже представить, что такое разложившееся общество сможет не то что дать отпор интервенции, но просто сохраниться, встать на ноги, если бы даже и не было никакой внешней угрозы.
Ведущий 1: И, тем не менее, нашлись здоровые силы - и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, спасли, сохранили страну, сделали возможным ее будущее возрождение. Ведь уже к середине XVII века Русь снова была сильной державой, причем не только в военном, политическом, экономическом отношениях. Вернулось национальное самосознание. Укрепились духовные, патриотические начала.
Ведущий 2: "Именно поэтому мы празднуем эту дату как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа - его бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть".Это цитата нынешнего патриарха Всея Руси Алексия II.
На экране - фото Алексея II
Ведущий 1: Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны! Причем не от интервенции польской, а от внутреннего разложения.
музыкальная фонограмма
1 куплет песни из к/ф "Офицеры".
На экране - портреты Минина, Пожарского, патриарха Гермогена, Сусанина (слайд № 11,12,13,14).




Включается фонограмма: Д.Верди - фрагмент из увертюры к опере "Сила судьбы", М.Мусоргский симфоническая фантазия "Ночь на Лысой горе".
Под звучание тревожной мелодии участники читают
поэму Т.Павлюченко "Русская смута"
I участник:
Опять над Родиной пожаров дым, Опять война, разруха, голод И вражье поругание святынь... ...казалось: русский дух расколот.
II участник:
Народ расколот. Сильной власти нет. Род, Рюриком зачатый, канул в лету. Царь Годунов хотел спасти от бед Страну, предателей призвать к ответу. Но... умер неожиданно
III участник:
Лжедмитрий - бывший русский инок, Что веру православную предал, Наверно, всё же богом был покинут, Коль душу церкви католической отдал.
I участник:
Лжецарь - в Москве, в Москве - поляки, Пришедшие всю Русь прибрать к рукам, На церкви русские начав атаки: Святых иконы - в грязь, к своим ногам.
 II участник:
В год жуткий вновь нет единенья Среди бояр, средь именитых казаков. Когда ж в народе кончится терпенье? Когда ж он будет к битве с ворогом готов?
III участник:
Лжедмитрий уж убит. Но та же Смута. Боярин Шуйский быстро занял трон. Зовет на помощь шведов он. Покуда Второй Лжедмитрий под Москвой. Кто ж он?
I участник:
Он - новый претендент на царство. Любым путём пришёл занять престол. Но в Тушине, как и в Москве, нет братства. Войска Лжедмитрия - на воре - вор
II участник:
Насильно принял Шуйский постриг: С престола - вон, подальше - в монастырь. Опять вопрос о власти острый: Стране - державной быть? Или... пустырь?!
III участник:
Московская бояр верхушка Опять впустила польские отряды Российский трон для них - игрушка: "Царём - Владислава нам надо".
I участник:
Боярами был договор составлен, Что церкви католической не быть, Владиславу - не быть самодержавным, В Москве Владиславу - по-русски жить.
II участник:
Но Сигизмунд - монарх коварный - Отец Владислава - поляк - За власть он в бой вступил неправый, Коль сын согласен править так.
III участник:
Осталась церковь лишь единой, Молилась за Россию ночь и день. "Сбирайтесь, россияне, воедино" - Призвал из заточенья Гермоген.
I участник:
Призыв пришёл нижегородцам, Где гнев копился много лет: Предательством бояр копилось недовольство, Тем, что свободы у России нет.
II участник:
Что нет конца проклятой Смуты, Руси - не быть на карте мира Готовят ляхи русским путы - Уже готово вороньё для пира.
III участник:
Поволжские татары принесли Икону Богородицы Казанской. Лик той заступницы земли. Взывал к народу: "Русь спасайте!"
 На экране икона Богородицы Казанской. (слайд № 15,16).
На экране - картина Маковского "Возвышение Минина к нижегородцам" (слайд № 17).
I участник:
Народ собрал торговец Минин, Душа которого давно горела Обидой, болью за Россию: "Победа Родины - святое дело".
 II участник:
Пожарский Дмитрий - воевода, князь, Уже известный битвами с врагами, Народом избранный, народу поклонясь: "Полякам не топтать Москву ногами".
III участник:
Здесь русские, мордва, татары Вступили в ополченье добровольно, Готовя ворогам проклятым кару За Родину, за свой народ, за волю
Заканчивается звучание фонограммы колокольным звоном
Ведущий 1: Ополчение состояло из 10 тысяч человек: дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев. Духовным стимулом освобождения была икона Казанской богоматери. Осенью 1612 года ополченцы с тяжелейшими боями после длительной осады, во время которой не только поляки, но и москвичи съели все припасы, многие умерли от голода: вступили в Кремль. Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал царём 16-летнего Михаила Романова - сына патриарха Филарета. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение её суверенитета и самобытности.
иллюстрация к книге Рылеева "Иван Сусанин"Любовью к родине дыша"(слайд № 18).
Ведущий 2: В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провёл их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества, Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увёл поляков в другую сторону, в глухой лес.
Инсценирование поэмы К. Рылеева "Иван Сусанин" на фоне музыкальной фонограммы (фрагмент оперы М.Глинки "Жизнь за царя"). На экране иллюстрация из книги К. Рылеева "Любовью к Родине дыша".
Действующие лица:
Чтец, И.Сусанин, Поляки (3-4 человека).
Поляк: Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги, -
Чтец: Сусанину с сердцем вскричали враги.
Поляк:
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега Ты сбился, брат, верно нарочно с пути, Но тем Михаила тебе не спасти.
Поляк: Куда ты завёл нас?"
Чтец: лях старый вскричал
Сусанин "Туда, куда нужно,
Чтец: Сусанин сказал
Сусанин:
Убейте, замучьте, - моя здесь могила. Но знайте и рвитесь: я спас Михаила. Предателя, мнили, во мне вы нашли, Их нет и не будет на Русской Земли!
Поляки: "3лодей!"
Чтец: закричали враги, закипев.
Поляки: "Умрёшь под мечами".
Сусанин: "Не страшен ваш гнев Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело. Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь".
Поляки: "Умри же!"
Чтец: Поляки герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали.
Поляк: "Погибни, предатель! Конец твой настал!"
Чтец: И твёрдый Сусанин весь в ранах упал. Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила.
На экране - миниатюра "Избрание Михаила Романова на царство" (слайд № 19).
Ведущий 1: После освобождения России от польских и шведских интервентов во многих городах то тут, то там объявлялись цари - самозванцы. Гражданская война продолжалась до 1618 года. Смута оставила тяжёлые последствия. Многие города, поселения лежали в развалинах. Россия потеряла многих своих сыновей и дочерей. Разорены были сельское хозяйство, ремёсла, угасла торговая жизнь.
Ведущий 2: Русские люди возвращались на пепелища, приступили, как исстари повелось, к святому делу - возрождению. Смутное время сильно ослабило Россию, её народ. Но и показало ее силу. Начало семнадцатого года возвестило эру национального освобождения.
На экране слайд - памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве и памятник Сусанину в Костроме (слайд № 20,21)

(Музыка и слова М. Ножкина) под музыкальную фонограмму На экране во время исполнения песни карта РФ на экране сменяется картинками русских пейзажей (слайд № 22, 23, 24, 25, 26, 27,28).
Преподаватель:
Как много трагичных и драматичных страниц после Смутного времени
было в российской истории, когда, казалось бы, враг неодолим, беда неминуема,
но безграничная любовь к Отечеству творила чудеса.
Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою независимость. В разгроме врагов – французов участвовало Казанское ополчение, вошедшее в состав 3-го округа ополчений. (слайд № 29,30, 31,32).
«Множество народа, - пишет современник, - из городов и деревень, русских, татар, чуваш, черемис, мордвы, вотяков, разных чиновников и других стекались к сему дню в Казань. Кричали «Ура!». Обнимали и целовали друг друга. Русские, татары и прочие – все были тут братья».
«Военный гений наций - патриотизм, любовь к отечеству» (Г. Лихтенберг). (слайд № 33,34,35).
Именно этот «военный гений» спас Россию в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годах. (слайд 36)
Студенты читают отрывки стихов:
Студент 1:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
C фашистской силой тёмною,
C проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война.
Студент 2:
И. Елизарьев. «Россия»
На самом большом континенте
Стоит больше тысячи лет
Россия - моё вдохновенье,
Мой яркий, немеркнущий свет.
Немало есть стран u народов
C наивно-завидной судьбой,
Но связан я нитью особой,
Россия, навеки c тобой.
Студент 3:
B. Петраш
Мы Родину себе не выбираем,
Она у нас у каждого одна.
Лишь для неё живём и умираем,
A если нет, то грош нам всeм ценa.
Она одна u в праздники, и в будни,
Она одна - u нет её родней,
И если нам бывает в жизни трудно,
То ей тогда во много раз трудней.
Ведущий 1: Острота и сложность чеченской проблемы во многом вызваны особенностями исторического прошлого чеченского народа, специфическими чертами его менталитета. На одной из площадей Грозного ещё в 70-е годы был воздвигнут памятник - скульптурная группа: плечом к плечу стоят русский, чеченец, ингуш. В народе сразу прозвали это место «площадью трёх богатырей». В этом монументе, по замыслу авторов, должна была воплотиться память о легендарных героях революции и гражданской войны, а также символ дружбы народов многонациональной страны. Война уничтожила памятник представителям трёх народов. Но постамент остался. Однако надо верить, что уцелевший фундамент никогда и никто не разрушит, даже война, оставившая глубокий след в душах людей. (слайд № 37).
Ведущий 2. Вся Россия переживала трагедию Беслана (слайд № 38,39,40). Эта трагедия затронула мысли всего человечества, направленные на сострадание себе подобным и вдвое беззащитным существам. Официально утвержденный День народного единения свидетельствует о том, что пришло осознание необходимости объединения усилий. Пришло понимание того, что беда каждого – беда общая. И мы, граждане России, сильны единством и общей целью: благополучие народа.
Ведущий 1: Олимпиада в Москве вызвала огромный интерес во всем мире (слайд № 41,42). Игры превратились в незабываемый праздник спорта, взаимопонимания и дружбы между народами, явились ярким свидетельством неодолимого стремления человечества к миру и прогрессу. Наша страна сделала все для того, чтобы Олимпиада стала спортивным форумом, наиболее полно отражающим благородные олимпийские идеалы. Великолепное зрелище в столице нашей Родины останется в памяти сотен миллионов людей. Олимпиада 1980 года – это событие века .Летние игры XXII олимпиады в Москве стали настоящим праздником дружбы народов. Почти 6 тысяч спортсменов из 81 страны состязались в 203 дисциплинах 21 вида спорта. Московская олимпиада – это событие культурное, культовое, знаковое. Говорят, что победа в спорте – лицо государство, если это так то 80 год великого триумфа большой страны. Рекордное число медалей за всю историю олимпизма – 197 (в том числе 80 золотых) завоевали советские спортсмены.
Ведущий 2: Год молодежи в Федеральном агентстве лесного хозяйства был знаменателен спартакиадами. 26-27 февраля 2009 года в р.п. Красные Баки проходила зимняя молодежная спартакиада среди студентов ГОУ СПО подведомственных Рослесхозу. (слайд № 43, 44, 45, 46).На спартакиаду приезжали студенты из 18 техникумов, студенты всех национальностей России. Краснобаковская земля гостеприимно принимала спортсменов России. Острая спортивная борьба между студентами проходила в дружеской обстановке и взаимопомощи на лыжне и поддержке на финише.
С 15-18 сентября проходила летняя молодежная спартакиада в г. Уфа республика Башкортостан, в которой приняли участие 19 техникумов России, команда студентов нашего техникума заняла 9 место (слайд № 47,48,49, 50,51,52,53,54).
Преподаватель: День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. (слайд № 55).Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика. (слайд № 56).
В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем:
Главное вместе!
Главное дружно!
Главное с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
Звучит песня Софии Ротару «Родина моя
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415