Урок по истории для 10 класса Арабо-мусульманская цивилизация

10 (3.4)

Тема урока: Арабо-мусульманская цивилизация.

Цели урока:

образовательные – познакомить с особенностями жизни арабских племён, повести их к пониманию роли новой религии в объединении арабских племён, изучить образование арабского халифата, отметить достижения культуры;

развивающие – умение определять верную хронологию, работать по карте, с документами, делать выводы, развивать речь;

воспитательные – воспитывать толерантность;

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА:
Тип урока: комбинированный;
Вид урока:
Методы урока: словесный, наглядный, практический;

Межпредметные связи: География. Природно-климатические зоны. Православная культура. Основные заповеди Библии.

Оснащение урока: учебник История. Наглядный материал: Иллюстративный материал. Карточка-задание, Задание для доски.

Литература: Задачник по истории средних веков. С.Г. Смирнов. Арабы и ислам. Стр 15.; Степанова В.Е. Хрестоматия. История средних веков. Часть 1, стр. 135-136. Загадки истории № 23, 2013 г. стр. 9 «Враг с Востока».

ХОД УРОКА:
Организационный момент: принятие рапорта дежурного, объявление темы урока, постановка цели урока.
Индивидуальная работа:

Творческое задание

Карточка

Создать кроссворд со следующими словами: неприкасаемые, Будда, султанат, Тимур, Бабур, Буддизм, шудры, брахманы, кшатрии, вайшьи, индуизм, хлопчатник.


Работа у доски.

Расположить на доске в хронологическом порядке (основные события в истории Индии)


· 6-7 вв. – период феодальной раздробленности (50-70 княжеств)

·8-11 вв. – войска Арабского халифата совершали походы на Индию, в результате образованы на севере страны мелкие мусульманские государства

·13 в. - один из мусульманских правителей объединил Индию в единое государство – Делийский султанат. Насильственное распространение ислама.

·1398 г – вторжение Тимура из Средней Азии, разорение страны.

·1526 – 18 век – Бабур из Средней Азии вторгся в пределы Индии и создал Империю Великих Моголов.


Работа у доски:

Написать касты и рассказать о них

Работа у доски:

выбрать нужные изобретения и достижения и расположить на доске.
Сахарный тростник, картофель, хлопчатник, арбузы, пряности, апельсины, тут, олово, десятичная система счисления, компьютер, действия с дробями, вычисления площади фигур, велосипед, объём тел, компас, таблица для вычисления местонахождения планет, бумага, число ПИ, изучение строения тела, использование 200 хирургических инструментов, парафин, средств обеззараживания, вилка, целлюлоза.


Работа с группой:

1. Показать по карте территорию Индии?
2.Назвать вид индийской цивилизации. Почему? Какие реки протекают по её территории и как называются?
3.Какие природные условия в Индии?
4.Расскажите об основных занятиях жителей.
5. Была ли единая для всех индийцев религия?
6.Какие основные положения этой религии? На сегодняшний день её можно назвать мировой? Почему?
7.Какие были порядки в обществе?


Формирование новых понятий и способов действий
Вспомнить хронологические рамки средних веков. (5-15, но для Востока до 18 века)

1.Условия жизни и занятия арабов.

Работа по карте

-Где издавна проживали арабы? (Они жили на Аравийском полуострове в Юго-западной Азии)
- Какими морями омывается Аравийский полуостров? (Красным и Аравийским морями, а так же водами Персидского залива.)
-Какую еще информацию о жизни арабов может дать нам карта? (По территории Аравии проходили торговые пути из Византии в Африку и Индию. Самыми крупными городами были Мекка и Медина. Арабы осуществляли завоевательные походы на территории соседних стран, поэтому территория их государства увеличилась в несколько раз.)

Работа с историческим документом

Ибн-Хосров. "Сафар-Намэ"
Автор документа (полное имя: Абу-Муин Насир ибн-Хусрау ибн-Харис) выдающийся литератор своего времени, он совершил в 1045 1052 гг. паломничество в Мекку, после чего описал встречавшиеся ему по дороге города и страны.
Мекка
...Это город, лежащий на краю пустыни; земля там влажная и покрыта солончаками. Проточная вода есть, но ее мало. Там есть плантации финиковых пальм.
...От Мекки до Медины 100 фарсах, но дорога каменистая, и мы шли восемь дней... В тот год в Мекке был недород и четыре мена хлеба продавали за один нишапурский динар...
...Климат в Мекке чрезвычайно жаркий. В конце января я видел там свежие огурцы, бадренги и баклажаны... В конце марта старого календаря поспел виноград, его начали привозить из деревень в город и продавать на базарах. В середине апреля появились в обилии дыни, все плоды там есть даже зимой и никогда не прекращаются.
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков
(V-XV века). Часть I. - М., 1980. С. 135-136.

Вопрос и беседа по документу.

- Какие выводы о жизни и занятиях жителей Аравии можно сделать? (Из документа можно узнать о том, какой там климат, почвы, растительность. Какие полезные культуры выращивали жители.)
Фарсах расстояние, проезжаемое на спокойно идущем муле за час
Мен неопределенная мера веса на одну сумку.



2.Появление новой религии - ислама.
Почему появилась у арабов идея создания новой религии – ислама?
Чтение текстов.1. Е.В. Агибалова. Стр. 70, 2.Задачникпо истории С.Г. Смирнов. Стр.15.
Ответы учащихся на поставленный вопрос.
Почему появилась у арабов идея создания новой религии – ислама?
-Кто был основателем ислама?
-В каком веке появилась эта религия?
-На сегодняшний день можно назвать её мировой? Почему?

Самостоятельная работа с учебником. Стр.76.

Выясним основные положения ислама.
Ответы учащихся. (Намаз, хадж, Коран, Сунна)

Рассказ учителя. Мораль и право. Коран. Шариат. Анализ предписаний: не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей. Где можно прочитать такие слова? Коран написан на основе Библии. (Агибалова, стр. 72).Кади. Джихад. Газават.

-Какие ценности проповедуют исламисты на сегодняшний день?
-Чего хотят добиться исламисты?
Анализ статьи «Враг с Востока» стр. 9, № 23, 2013г.
-Какие последствия из-за этого?
-Как остановить эту вражду?


Если есть время. Учитель – Отношения человека и общества. Брак (согласно Шариату) стр. 76-78 О.В. Арасланова.

3.Образование Арабского халифата.
Самостоятельная работа (стр. 76-77)
-Какие страны завоевали арабы?
-Как называлось государство, которое они создали?
В 9 веке Арабский халифат пришёл в упадок и постепенно распался. Но его наследие оставило большой след в истории.

4.Культура Арабского халифата.

Доклад.

Формирование умений и навыков.
Что я узнал интересное на уроке. Каждый готовит одно предложение по данной теме.

Задание на дом:
§ 9. Доклад. Культура Византийской империи
Итог урока

Возврат к цели урока. Мы сегодня познакомились с жизнью арабов в средние века, основанием ислама, основными положениями этой религии, а также с достижениями арабов.

Оценки за урок.



13 EMBED Word.Document.8 \s 1415











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15