Конспект урока по литературному чтению в 1 классе натему: Рукавичка
Конспект урока литературного чтения
Подпись учителя:
Дата проведения: 06.04.2015г.
Тема: Русская народная сказка «Рукавичка».Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка».Задачи:
1) формирование представлений об особенностях сказки «Рукавичка», о народной и литературной сказке;2) развитие процессов мышления, памяти, внимания, навыка чтения; умения контроля оценки и самооценки своей деятельности;3) воспитание самостоятельности, организованности; воспитание любви к чтению и сказкам.Тип урока: открытие новых знаний.Дидактический материал:Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 1класс.Раздаточный материал: Карточки с названием героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», карточки “Составь пословицы”.Оборудование: компьютер, медиа проектор, маски героев сказки «Рукавичка», ширма.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Как прошли ваши выходные дни?
Повторение изученного материала.
-Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? (сказка «Теремок») На экран проецируется фото Е. Чарушина и его книга «Теремок»-Чему учат нас сказки?(дружбе, взаимопомощи)- Кто автор сказки «Теремок»? ( Е. Чарушин)Вывод. Это сказка авторская.-А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (народная)
Речевая разминка
- Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички.)
На экран проецируется фото книги «Рукавичка»На доске появляются карточки:СКАЗКИАВТОРСКАЯ НАРОДНАЯ
Тогда отгадайте новые загадки, которые я для вас приготовила.
Как-то раз в лесу густом Вырос домик под... (кустом). Рада мышка-поскребушка. И зеленая... (лягушка). Рад и побегайчик, Длинноухий... (зайчик). Ничего, что ростом мал Меховой домишко, - И кабан туда попал, И лиса, и... (мишка). Всем хватило места в нем. Вот какой чудесный... (дом).
Дзинь-ля-ля поет синичка! Это сказка... («Рукавичка»).
а) Работа с учебником.-Откройте учебник на с.38.-Прочитайте название сказки.Дети: Рукавичка.Есть ли автор у данной сказки?-Как называется такая сказка? (народная)-Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа? (Ответы детей) СЛОВАРНАЯ РАБОТА На экран проецируется:Рука-вицаРука-вичка
III. Изучение нового материала.-Прочитаем сказку «Рукавичка» и попробуем установить сходства и различия в сказках «Теремок» Е. Чарушина и народной сказке «Рукавичка»
Подготовительная работа перед чтением.ЧТЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ.
На экран проецируется:
об-ро-нил – обронилпо-пры-гуш-ка – попрыгушка по-скре-буш-ка – поскребушкаспра-ши-ва-ет – спрашиваетпо-бе-гай-ка – побегайкасест-рич-ка – сестричкабре-дет – бредетне по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться
2. Чтение сказки учителем.-Внимательно следите за чтением, отмечая различия в сказках карандашом.
Физминутка «Волшебная рукавчика»
- Скажите имя и свое качество, держа в руках рукавичку.
3. Беседа.-Чем похожа и чем отличается сказка от сказки «Теремок»?( ответы детей)-Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе)
4.Работа над сравнением сказок.Работа в парах сменного состава. «Вертушка» (Дети встают в два круга-внешний и внутренний- лицом друг к другу. По сигналу учителя делают шаг вправо и работают в новой паре.)
-Прочитаем слова на карточках из сказок.
Мышка-норушка мышка-поскребушкаЛягушка-квакушка лягушка-попрыгушкаЗаяц-на горе увёртыш зайчик-побегайчикЛисичка-сестричка Лисичка- сестричка Волчок-серый бочок Волчок-серый бочокМедведь-люблю реветьКабан-клыканМедведюшка-батюшка
5. Работа в кругу. (Дети встают в круг)- Что за слова вы читали на карточках? (Герои из сказки «Теремок» и « Рукавичка»)
6. Работа с доской.-Поставьте карточки-пары с главными героями сказок на свои места.(На доске заготовка:Теремок Рукавичка1.2. ( и т. д.)(Дети выставляют на доске карточки)
7.Самопроверка с презентации. На экран проецируются герои сказок (разбить на 2 столбика «Теремок» и «Рукавичка»)Мышка-норушка мышка-поскребушкаЛягушка-квакушка лягушка-попрыгушкаЗаяц-на горе увёртыш зайчик-побегайчикЛисичка-сестричка Лисичка- сестричка Волчок-серый бочок Волчок-серый бочокМедведь-люблю реветьКабан-клыканМедведюшка-батюшка
Театрализация сказки.- А сейчас мы попробуем побывать в роли актеров. Распределение ролей к инсценировке сказки «Рукавичка»(Дети выбирают себе роли, получают маски героев и готовятся к инсценировке)
Вторичное чтение сказки учащимися с целью подготовки своей роли. (4-5 минут)
5.Инсценировка сказки.-Подумайте над своим выходом. Постарайтесь изобразить характерные движения своего героя.-Выберем ученика, который будет читать слова автора. (или учитель)(Учитель включает музыкальные отрывки, характерные героям и дети под музыку выходят на сцену. Оставшиеся дети изображают лес, подымая руки вверх, когда «герой» проходит по импровизированному лесу).Оценивание выступления, обмен впечатлениями. Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка». Чем они похожи? Чем различаются? Воспользуйтесь планом, предложенным в учебнике (№ 3).
(Работа в парах (№ 4).)
6.Работа с пословицами. Игра «Найди пару»(Даны разрезанные пословицы:Не учись разрушать, (а учись строить.)Сила сломит всё, (а ум- силу.)В тесноте, (да не в обиде.)4) Согласие (крепче каменных стен)
7.Обсудите в паре смысл пословиц.- Какая пословица подходит к нашей сказке?
IV. Итог урока. Рефлексия. На экран проецируется:На уроке я узналЯ запомнил Мне понравилосьПохвалил бы себя заПосле урока мне захотелось-С какой сказкой мы познакомились?-Что понравилось на уроке?