Урок русского языка на тему: Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?


тема урока: Роль имен прилагательных в языке.Что обозначают и как образуются имена прилагательные?
Тип урока Обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи Создать условия для формирования умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов; совершенствовать навык нахождения имени прилагательного среди других частей речи; способствовать развитию умения употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; обобщить полученные в 3 классе знания об имени прилагательном; содействовать формированию умений употреблять имена прилагательные в речи, пользоваться эпитетами как выразительным средством при создании текста
Планируемые предметные результаты Научатся образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов; указывать роль имени прилагательного в речи; находить имена прилагательные среди других частей речи; употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; определять морфологические признаки имени прилагательного; пользоваться эпитетами как выразительным средством при создании текста
Метапредметные УУД Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
Личностные результаты Понимать значение ценностей: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут, пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
1 2 3 4
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 3). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте задание. Какие буквы вы вставили в слова?
– Какие имена прилагательные, подходящие по смыслу, вы подобрали к каждому имени существительному? Назовите окончания имен прилагательных. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Читают имена прилагательные, выделяют их окончания.
Сладк малина, бел облако, интересн беседа, стар шофер, тяжел багаж, свеж газета, делов костюм, больш завод. Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соот-ветствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять вы-сказанные
Минутка чистописания. Проводит минутку чистописания.
– Вы умеете аккуратно и красиво писать?
Очень важно в тетради красиво писать,
А для этого нужно, конечно же, знать,
Как правильно буквы соединять.
– Прочитайте и запишите пословицы и пого-ворки.
– Какой звук повторяется в данных пословицах и поговорках?
– Дайте характеристику звуку [а].
– Запишите соединения с буквой «а». Выполняют чистописание. Записывают пословицы и поговорки, соединения букв.
Алмаз и в грязи видать.
Аршин с шапкой.

Алфави́т, арбу́з, атла́с (ткань). Продолжение табл. – Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «а». мнения по существу полученногозадания
Работа над словами с непро-веряемым написанием Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадку:
Лежали на свету,
Бросились в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.
(Семена.)
– Прочитайте ребус.

– Запишите словарные слова в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. Записывают словарные слова в индивидуальный словарик.

III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи говорится: Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока: уточнить роль имен прилагательных в речи; узнать, что обозна-чают и как образуются имена прилагательные; Принимать
и сохранять учебную цель и задачу.

1 2 3 4
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова научиться находить в тексте имена прилага-тельные.
Высказывают предположения о роли прилагательных: имена прилагательные дают возможность не только украсить речь, но и выразить отношение говорящего к предмету, о котором идет речь. Прилагательные помогают выделить наиболее яркие, отличительные признаки предмета Анализировать, находить общее и различия, делать выводы
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Работа по группам Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте текст. Найдите имена прилагательные, выпишите их, разберите по составу. Определите, от какой части речи они образованы, при помощи каких суффиксов? Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике.
Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Работают в группах по карточкам. Выписывают имена прилагательные. Осуществлять анализ объектов
Карточка 1.
Наступил январский морозный вечер. На пороге появился кот Васька. Его пушистый хвост был замазан сажей. Карточка 1.
Январь – мороз – пух – Карточка 2.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
С. Есенин Карточка 2.
Сон – шелк – серебро –
1 2 3 4
Карточка 3.
Узорчатые следы на снегу могут о многом рассказать. Вот сибирский кедр. Даже февральские морозы не отпугнут белок, зайцев, медведей от лакомства. Кедровые орешки любят все! Карточка 3.
Узор – Сибирь – февраль – кедр – – Составьте схему «Словообразование имен при-лагательных», назовите суффиксы имен прилагательных Составляют схему «Словообразование имен прилагаетльных»:
имя существительное + = имя прилагательное.
Называют суффиксы имен прилагательных: -ск-, -н-, -ист-, -ов-, -ян-, -чат- V. Первичное закрепление знаний.
Работа по учебнику (упражнение 4). Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
– Прочитайте. Образуйте от данных имен прила-гательных однокоренные имена прилагательные с помощью одного из данных суффиксов.
– Запишите слова парами. Выделите суффиксы.
– Составьте и запишите предложение с любым именем прилагательным. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения.
Образуют однокоренные имена прилагательные, выделяют суффикс.
Легкий – веселый – красный – желтый – плохой – добрый – хороший –
Белый – рыжий – красный – синий – серый – узкий – Осознанно и произвольно строить речевое вы-сказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Догова-риваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Делать выводы
1 2 3 4
Работа по учебнику (упражнение 5) – Прочитайте. Чем интересно последнее предложение? Какие слова привлекают ваше внимание?
– Спишите. Подчеркните имена прилагательные.
– Разберите третье предложение по членам предложения.
– Каким членом предложения является имя прилагательное? Списывают, подчеркивают имена прилагательные.
Рассвет. Белизна
Утихла метель.
Закутана в мех горностая
красавица – ель.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «ель».
Выполняют разбор предложения по членам.
Утихла метель. VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Работа по карточке. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Представьте, что вы ученые и изучаете вновь открытую планету. Прочитайте текст на карточке.
Вставьте вместо пропусков любые имена прилагательные. Нарисуйте планету в соответствии с получившимся описанием.
Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Работают в группах. Вставляют пропущенные имена прилагательные.
На … планете … жили … и … человечки, у них были … глаза, … волосы, … уши. Домики у человечков были …, а крыши у домиков – … .
Представители групп зачитывают получившиеся тексты и показывают свои рисунки. Понимать на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия
– Выполним проверку. Задание было одинаковое,а рисунки у всех разные. Почему так получилось? Какую роль играют имена прилагательные в речи? – Тексты и рисунки по тексту получились разные, так как каждая группа выбрала свои имена прилагательные. Имена прилагательные делают речь точной и выразительной.
1 2 3 4
Работа по учебнику (упражнение 6). – Прочитайте. Какой частью речи является каждое из однокоренных слов? По каким признакам вы определили эти части речи?
– Выпишите словосочетания с именами прилагательными. – Среди однокоренных слов есть имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия. Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы «кто?», «что?». Имена прилагательные обозначают признак предметаи отвечают на вопросы «какой?», «каков?». Глаголы обозначают действие предмета и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?». Наречия обозначают признак действия, время, место действия и отвечают на вопросы «как?», «когда?», «где?» и др.
Выписывают словосочетания с именами прилагательными.
Зеленая листва, грустное настроение, звонкий голос. заданному эталону. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Работа в тетради (задание 4). Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
– Выделите корни в однокоренных словах.
– Подчеркните имена прилагательные. К каким частям речи относятся другие слова?
– Разберите имена прилагательные по составу. Выполняют задание в рабочей тетради.
Выполняют разбор имен прилагательных по составу.
(прил.), (прил.), желток(сущ.), желтить (гл.).
(прил.), темнота (сущ.), темно (нареч.),
(прил.).
Ленивец (сущ.), (прил.), лениться (гл.), лениво (нареч.).
1 2 3 4
Работа в тетради (задание 5) – Прочитайте. Подчеркните в каждой группе лишнее слово. Объясните свой выбор.
– Составьте и запишите предложение с любым словом Подчеркивают лишние слова: «вьюжный»; «великий»; «милый»; «каштановый».
Записывают предложение.
У моей мамы каштановые волосы. VII. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча-щимися.
– Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
– Какую роль в речи играют имена прилагательные?
– Мы говорили сегодня о роли имени прилага-тельного в речи, которую русский языковед ХХ века Виктор Владимирович Виноградов определил следующим образом: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере настроений» Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
– Прилагательные придают речи яркость, выразительность, образность, делают речь точной.(См. РМ, Приложение 3.) Аргументировать свою позицию.
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

1 2 3 4
Домашнее
задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 6 в рабочей тетради, упражнение 7 в учебнике Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение