Презентация для старших подростков Запуск школьной самоорганизации в рамках проекта Школа детей для детей
Областная профильная смена «Новая волна»по запуску школьной самоорганизации в рамках проекта «Школа детей для детей»(основы проектно – организационной грамотности)Составитель: руководитель объединения «Лидер»Скосырская Вера Александровна
ЦЕЛЬ профильной сменыподготовка кадров для развертывания системы формирования социальной активности школьников и педагогов, проявленной в творческих делах, здоровом образе жизни и общественной самоорганизации.
Как создать систему формирования социальной активности школьников Самоуправление – соуправлениеСАМООРГАНИЗАЦИЯИ на этой смене мы получили ответы на некоторые свои вопросы. Дети учились организовывать себя и пространство вокруг; брать на себя ответственность за проводимые дела; передавать свои знания и опыт другим
Самоорганизация – это когда САМ ищешь дело и САМ берёшь ответственность за это дело.Если возможно, то как можно чаще нужно пользоваться приставкой «САМО-». Например: самодеятельность, самостоятельность, саморазвитие, самообразование, самообучение, самореализация, самоутверждение, самоанализ, саморегуляция, самоконтроль…
Для формирования пространства самоорганизации необходимо распределение полей ответственности, для чего и существуют службы. Почему службы, а не сектора, палаты и т.д.?В.Распутин говорил: «В жизни всё имеет смысл службы». И если ребёнок учится жизни как служению себе, своей семье, своему государству, то это и есть гражданское самосознание.
Название служб может меняться в зависимости от пространства, которое дети организуют. Все службы взаимосвязаны между собой. План работы организации или команды строится по планам служб, которые сдаются координатору. Каждый руководитель службы создаёт свою программу деятельности, проводит учёбу состава службы с обязательным выходом на самоорганизацию
Любая служба (их 6)Это выращивание возможностей и ответственности. Ответственность - это ограничение возможностей и центр приложения жизненных сил.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СЛУЖБАОрганизация пространства (подготовка аудитории, стулья, цветы, установка декораций) ; Дежурство по школе, в столовой;Рейд по проверке санитарного состояния кабинетов, школьной территории;Ведение дневника работы службы по схеме: дела – ответственные – результат - анализ
ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СЛУЖБАСбор материала, верстка, редактирование и выпуск компьютерной газеты; Оформление уголка с рубриками обратной связи; Художественно-информационное оформление мероприятий (объявления, плакаты, декорации);Разработка эскизов грамот, вымпелов, открыток, благодарственных листов Ведение дневника работы службы.
ДОСУГОВАЯ СЛУЖБА Подготовка и проведение мероприятий, праздников;Составление сценариев общих дел, оформление их документально;Проведение игротек , разучивание песен;Подготовка сюрпризов, награждений к различным мероприятиям;Итог работы – дневник работы службы, составленный по схеме:«дела - ответственные – результат - анализ»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СЛУЖБААнкетирование на начало и окончание различных дел;Социологический опрос, исследование, статистические данные;Анализ работы служб, мастерских через анкету, интервью, опрос;Обработка анкет, данных, оформление итоговых документов, передача в пресс –центр;Отслеживание изменений в каждом участнике, в классе, в школе; Ведение дневника работы службы
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБАОписание событий с точки зрения методики проведения;Ведение протоколов планерок, советов координаторов;Сбор и оформление сценариев мероприятий, программ и методичек дел;Формирование и оформление итоговой папки;Ведение дневника работы службы.
СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯПодготовка и проведение спортивно – оздоровительных мероприятий;Организация зарядки в начальной школе;Оформление школьных спортивных новостей в газете;Ведение рубрики «Здоровый образ жизни»;Подготовка и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни;Итог работы службы: «Дела – ответственные – результат – анализ»
План действий любой службыРебята предлагают, инструктор добавляет). «Что надо сделать и что мы сможем сделать?», «Как будешь делать?» и «С помощью чего и кого будешь делать?».Выборы координатора службы (по самозаявке).Координатор службы распределяет ответственных по принципу самозаявки. Принцип самоорганизации «Ищи себе дело»Участники службы, самостоятельно найдя себе дело и организовав его выполнение, сообщают об этом координатору, указав результат и анализ своих действий.Координатор собирает отчёты участников службы, заполняя таблицу, которую впоследствии отдаёт инструктору.
Инструктор службыне ждёт указаний, находится постоянно при деле, ощущает, где найти себе место;гармонизирует отношения в службе;организует работу службы и далее только наблюдает за ходом работы службы;отвечает за своевременное выполнение плана и за организацию службы (участие всех в деле);может участвовать в деле лишь как рядовой сотрудник службы ( не стоит «грузить» всю работу на себя);подсказывает и разъясняет сложные моменты в «критических точках» службы;консультирует участников службы и даёт советы;
обучает инструментам ведения данной службы в любом пространстве;«сбрасывает» всё дело и ответственность на координатора и участников службы;в последние 5 минут заседания службы встречается на одной площадке с инструкторами других служб для корректировки составленных планов работ и распределения ответственности;ведет дневник работы службы;организует учёбу состава службы с выходом на самоорганизацию«Умеешь сам – научи другого»
Координатор службы:Активность детей в службе во многом зависит от активности руководителя службы.составляет план работы службы;распределяет обязанности службы по самозаявке среди участников;согласовывает дела своей службы с делами других служб;собирает отчёт у ребят по схеме: «дело – результат - плюсы и минусы»
МастерскиеЭто объединения участников, которые выбрали профиль специализации и мастера, у которого захотели учиться. Основной целью мастерских является создание технологически грамотной команды инструкторов по выбранному профилю. Обязанность членов– приобрести устойчивые практические навыки владения способами эффективного преодоления разного рода жизненных трудностей через средства своей мастерской. Кроме того, каждая мастерская носит прикладной характер и по итогам своей деятельности представляет свой «конечный продукт».
Им может стать предмет (художественно-прикладное изделие, инструмент, прибор, фильм, картина, газета и т.п.) или представление (музыкальное, танцевальное, гимнастическое и т.д.). Но и в том, и в другом случае, участники мастерской представляют результаты собственных изменений в яркой иллюстративно-художественной форме. В каждой мастерской – разнообразие использования всевозможных творческих средств: игры и тренинги, музыка, пластика тела, рисунок, песня, танец…
Мастерские ориентированына просветительство в области способов эффективного решения жизненных задач ; на подготовку кадров будущих инструкторов, а затем и мастеров соответствующего профиля; Мастера мотивируют участников на активную общественную деятельность, в которой организация авторских «фан-клубов» и мини-мастерских являются способом индивидуальной самореализации, способом обнаружения новых смыслов жизни во взаимодействии с другими людьми, способом общественного признания и социально-духовного роста
Для ведения мастерской необходимо: 1.Составить программу деятельности мастерской;2.Выбрать место проведения и подготовить все необходимое для работы;3.Уметь проводить рефлексию мастерской для анализа результата деятельности: Что делали? Как делали? Чему научились? Где это можно применить?4. Рефлексия может проводиться в виде опроса по кругу или по желанию, в виде творческого представления, в виде анкеты, в виде сочинения и т.д.
Формы работы«Звёздная академия»Фан – клубыПесенный поездОгоньки«Минута славы»СтартинГостеваниеОбщий сбор«Тайный друг»ИгротекаФлешмоб и т. д.
Самоорганизация становится системойкогда в дело по достижению цели включён каждый человек. В самоорганизации каждый выдаёт одну идею, а приобретает все идеи и решение всех задач. Монополия убивает самоорганизацию. В самоорганизации появляется возможность спроектировать и суметь провести дела, которые объединяют и сплачивают;
возможность создать команду, быть одновременно и участником, и ведущим, и разработчиком дела; научиться оценивать свои успехи, находить новые возможности становиться другим, делать свою жизнь интересной, полезной и творческой. Главным в самоорганизации является действие, опыт, познание неизвестного, где инструктор становится не руководителем, а проводником, помощником, консультантом, вдохновителем.
Спасибо за внимание!