Презентация проекта волшебство стеклянной трубочки
Муниципальное образовательное учреждение Коляновская средняя общеобразовательная школаИвановская область, Ивановский районТворческий проект:Выполнила: ученица 9 класса МОУ Коляновской СОШ Варфоломеева АлександраУчитель: Червякова Ирина Ивановна, учитель технологии высшей категории.«ВОЛШЕБСТВО СТЕКЛЯННОЙ ТРУБОЧКИ»
Содержание проекта 1 Аннотация к проекту. 2 Цель и задачи выполнения проекта. 3 Составные части проекта. 4 Маркетинговое исследование. Выбор и обоснование темы проекта и техники исполнения 4.1 требования к готовому изделию 4.2 Выбор техники исполнения - История Батика - Виды батика 4.3 Выбор сюжета5 Технология изготовления проектной работы: 5.1Материалы и инструменты для батика 5.2 Эскиз для выполнения проекта 5.3 Правила техники безопасности 5.4 Последовательность изготовления изделия 5.5 Технологическая карта изготовления изделия 5.6 Отделка картины6 Готовое изделие7 Анализ результатов проектирования. 7.1 Экологическая оценка проекта 7.2 Расчет себестоимости изделия8 Реклама проекта. Информационные источники2
Аннотация к проектуИдея данного проекта такова – предпринята попытка на основе исследований создать творческую работу по технологии холодного батика – вида творчества, который в настоящее время получает всё более широкое применение. Прежде обыкновенное ремесло, теперь это – совершенно отдельная область искусства. Актуальность проблемы в проекте состоит в том что, освоив эту технику, можно создавать оригинальные изделия и подарки для себя и своих друзей и родных. Работы могут быть представлены на конкурсах и выставках декоративно- прикладного творчества.Надеюсь, что данный проект позволит по-новому взглянуть на декоративно - прикладное искусство и понять его ценность и важность. 3
Цель выполнения проектаПо благословению Высокопреосвященнейшего Иосифа, Митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского и в соответствии с Распоряжением Правительства Ивановской области на территории Ивановской области ежегодно проводится областной фестиваль детского творчества “Рождественский подарок”, посвященный празднику Рождества Христова и областной фестиваль детского творчества «Светлый праздник», посвященный празднику Воскресения Христова - Пасхе.Девиз фестиваля «Через творчество - к православной нравственности» Участие в этих фестивалях стало хорошей традицией в нашей школе .Основной целью выполнения проектной работы является изготовление изделия для участия в фестивале детского творчества «Светлый праздник», посвященного празднику Воскресения Христова - Пасхе. 4
Задачи проектаПриобщение к утраченным традициям русских православных праздников путем знакомства с особенностями праздника Пасхи. Формирование интереса и воспитание уважения к русским народным традициям, русской духовной культуре. Воспитание любви к своей земле, к своему народу.Формирование художественно-эстетического вкуса; развитие творческих способностей.Обучение элементам исследовательской и творческой деятельности.5
ПроектВыбор и обоснование темы проектаМаркетинговое исследованиеТехнология изготовления проектной работыОхрана труда и экологическая безопасность Экономические затраты и экономическая выгодаАнализ результатов проектированияРеклама проектаСоставные части проекта6
Маркетинговое исследование.Выбор и обоснование темы проекта и техники исполнения.Вопросы перед началом работы над проектом:Требования к готовому изделию?В какой технике будет выполнена моя работа?Что я знаю о батике?Какие есть виды батика?Мой выбор техники батика.Выбор сюжета моей работы.7
Требования к готовому изделиюИсторическаядостоверностьЭстетичность оформленияЭкономичностьКомпозиционная целостность, высокое качество исполнения.Невысокая себестоимость изготовленияЭкологическая безопасностьИзделие должно соответствовать нормам экологической безопасности, не приносить вред окружающей среде.Изображение сюжета должно соответствовать историческим сведениям и канонам. 8
С первого класса я занимаюсь в школьном кружке по рисованию. Очень люблю рисовать. Найти свою тему , собственный стиль, чтобы тебя узнавали, не глядя на подпись, – серьезная задача . Сколько терпения, времени и хитроумности порой требуется , чтобы осуществить задуманное! Выбор техники исполнения9
«Пролейте душу краской», и вы вольно или невольно поделитесь своей болью и радостью. Тогда найдется отклик и в душе зрителя. Мои работы участвовали во многих выставках и конкурсах, но я никогда не интересовалась батиком. Совершенно! Пока я случайно не увидела платки батика, созданные одной моей подругой. Там была такая красота! Собственно мне стало интересно, как это делается . В сущности, рисовать на привычных жестких «носителях» гораздо удобнее. Это знали еще первобытные художники, и их творения сохранились навечно. Однако некоторым подавай трудности – они выбирают роспись по ткани. Решено! Работу для фестиваля детского творчества «Светлый праздник» я попробую сделать в технике «батик».10
История батикаЛегенда о батике В незапамятные времена, в послеполуденный час, на вершину горы Алу-Алу, что на острове Ява спустился Батар Гуру, дабы развлечься после дел праведных на небесах. И увидел он, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок. И решил Батар Гуру: «Поведаю-ка я людям искусство, радующее глаз и освежающее душу!» И простер он руку, и раскинулись на полях свитки изысканейших тканей — ба, и простер он другую руку, и сонмы диких пчел устремились к нему, неся покорно воск свой из глубин лесных. Растопил Батар Гуру молнией тот воск и разбрызгал по белоснежной ткани щедрыми каплями — тик, тик, тик. И ударил он в барабан, и сгустились разноцветные тучи, и пустился он в пляс по шелкам, оставляя причудливый рисунок следов своих — о делах минувших и днях грядущих. Отверзлись небеса и хлынули краски — голубая, как небо, зеленая, как листва, рыжая, как сияющий огонь посреди океана. И взлетел на гору Батар Гуру, дабы лицезреть плоды дел своих, и остался он премного доволен красотой явившейся.И собрались люди, и дивились они ярким краскам и волшебным рисункам — летящим быстрокрылым птицам, богатым дворцам и процессиям, скрещенным кинжалам и небесным красавицам.И когда в следующий раз Батар Гуру спустился с небес на гору, он увидел, как процветает среди людей это искусство, как распространилось оно от страны пирамид до земель Желтого Императора и от страны Восходящего солнца до краев железных машин...11
Батик – особая техника ручной росписи ткани. Сам термин «батик» пришел к нам из Индонезии. Это слово можно перевести как «капли на ткани» («ba» – хлопчатобумажная ткань, «tik» – точка или капля). Особенностью этого способа текстильного дизайна является использование специальных восковых смесей. Определенным образом нанося воск на ткань перед ее окрашиванием, можно добиться очень интересных художественных эффектов. История батика насчитывает много столетий. Прежде обыкновенное ремесло, теперь это – совершенно отдельная область искусства. В настоящее время с помощью техники батика в Индии создаются авангардные художественные произведения. Немало стран помимо Индии считают искусство батика частью своей национальной культуры. Это, к примеру, Индонезия, Малайзия, Шри-Ланка и Таиланд. Необыкновенные изделия, созданные в технике батика, пользуются неизменным спросом на рынках Западной Европы.Самой древней из известных росписей (около двух тысяч лет) является китайская роспись из китайского захоронения. Она покрыта темными фигурами, раскрашенными минеральными красителями.12
Родиной горячего батика считается Индонезия. Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком. В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже – фигуративные изображения.Кисть в руке художника то сильно и резко подчеркивала одни элементы, то плавными и нежными растеками обрисовывала другие. Сейчас мы называли бы эту технику свободной росписью. Обязательно асимметричная композиция, полная символических значений и противопоставлений, создает столь привлекательную, неповторимую гармонию.13
В конце XVII века рисунок "набивали" (печатали) на ситцевую ткань с помощью разнообразных штампов с орнаментом. Родиной набивных тканей считается Индия. Индийские, цветные, набивные ткани произвели революцию в европейской моде. Самый популярный орнамент "Индийский огурец" и по сей день не выходит из моды. До набивных ситцев в Индии раскрашивали ткани в технике "бандан"(завязывали на ткани узелки и окунали в раствор красителя). Индийские ткани окрашивали натуральными красителями сделанные из различных растений. Позже в Европе, в 1868г. появились синтетические анилиновые красители, а в 1870г.- искусственный краситель индиго. Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе . Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное посила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый14
В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. . По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ – театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.15
Виды батикаГорячий батикГорячий батик – один из древних способов росписи по ткани. Название горячий батик появилось потому, что резервирующий состав (парафин, воск), который используется при росписи, наносится на ткань в горячем (расплавленном) виде. Сочетание прокрашенных и непрокрашенных участков ткани создает неповторимую игру цветов и оттенков (множественные слои как будто просвечиваются друг через друга, создавая мягкие переходы тонов). Горячий батик открывает огромные возможности проявить свой почерк, индивидуальный стиль, фантазию. Более живописной будет работа, если роспись осуществляется в несколько слоев (целесообразно начинать со светлых тонов, а каждый последующий слой делать более темным). При соблюдении всех этих правил получится отличный подарок ручной работы (панно, платок, шарф и т. д.). Для этого вида росписи подойдут различные ткани: шелк (лучше плотный), хлопок, шерсть.16
Холодный батик При холодном батике резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывают изделие. Художественные особенности этого способа росписи состоят в том, что наличие обязательного цвета контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придает рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически неограниченно. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость17
Свободная роспись Свободная роспись – самый быстрый способ создать интересную живописную работу (она на самом деле больше похожа на живопись, чем на батик). На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге. Краска сохраняет форму мазка, так как грунт не дает расплываться. Этот способ является и наиболее сложным – он требует от художника свободного обращения с тканью и красками, способности создавать рисунок без карандашного наброска. Необходимо соблюдать законы цветоведения и композиции. В этом виде росписи по ткани проявляется почерк художника, его индивидуальный стиль и мастерство. Для свободной росписи подходят все виды шелка. Открываются широкие возможности для совершенствования техники и технологии свободной росписи и художественных приемов. Сущность заключается в том, что ткань пропитывается так называемой грунтовкой, в результате ограничивается растекание краски. 18
Свободная роспись с применением соляного раствора. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Техника сибори «Сибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом19
Техника банданТ ехника узелкового батика («бандан») Батик в технике «бандан», пожалуй, самый древний вид росписи тканей. Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости». В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек.. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик. В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.20
Иногда при оформлении ткани применяли одновременно два способа украшения - переплетение нитей и роспись (или набойка). Такими были китайские ткани "кэсэ", в которых ткацкий узор дополняли росписью кистью. Со временем техника ручного батика применялась все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани - набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску. Существовало два способа такой печати - краской на полотно и, несколько похожий на классический батик, способ кубовой набойки. Набойка В XVIII веке для печати начали применять металлические набивные доски.Следующим шагом стало изобретение печатных машин. Рисунок мастера граверы вырезали на металлических валах, валы погружали в краску, прокатывали по ткани, нанося узор. Если рисунок был цветным, подготавливали несколько таких валов - для каждой краски.21
Во втором случае на ткань наносили расплавленный воск металлическим штампом. Потом всю ткань опускали в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло название "кубовая набойка". Самым часто употребляемым красителем был синий индиго. В конце XVII века появилась так называемая белоземельная набойка - цветная печать по белому фону. Тогда же стал применяться более сложный контурный рисунок из закрепленных на набоечной доске фигурно изогнутых металлических полос. Часто вокруг мотива набивали штырьки, похожие на гвозди без шляпок, которые при печати давали узор в виде различного размера горохов. Один из излюбленных мотивов набойки - так называемые огурцы. В печати использовались пигментные присыпки, для чего варили специальную клейкую массу из растительного масла. Масло кипятили 12 часов, после чего выливали в сосуд с холодной водой. На дно выпадал густой осадок, который сливали отдельно. Этим осадком печатали рисунок, который потом присыпали пигментами, часто блестящими.22
Горячий батикХолодный батикСвободная росписьСвободная роспись с применением соляного раствораТехника «сибори»Техника банданНабойкаРабота с горячим воском и парафином. Требует особых условий при выполнении работы.Не требует работы с горячим резервом. Не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен .Является и наиболее сложным – он требует от художника свободного обращения с тканью и красками, способности создавать рисунок без карандашного наброска. Необходимо соблюдать законы цветоведения и композиции.Требует дополнительной обработки ткани соляным раствором. Работа без карандашного наброска.Используется для создания геометрических, абстрактных, фоновых рисунков и узоров.Используется для создания геометрических, абстрактных фоновых рисунков и узоров.Требуются штампы для набойки рисунка.23
Вывод:Для создания сюжетного рисунка на ткани мне больше всего подходит техника холодного батика. Именно технология холодного батика пользуется сегодня огромной популярностью среди художников - профессионалов и любителей, так как данный метод прост, безопасен и доступен. Произведения искусства, фотографии, собственные творения могут лечь в основу работы. Для этого их нужно скопировать на ткань и раскрасить.Техника холодного батика отличается лаконичностью стиля, позволяет “прорисовать” мелкие детали, применить различные приемы живописи. Техника исполнения и разнообразие сюжетов неисчерпаемо широки. 24
Выбор сюжетаЮрий ШмидтХристово ВоскресениеВсех волнует вопрос:"Кем был в жизни Христос?"Я не знаю, кто точно ответит.Он Заветы нам дал,Он за нас пострадал,Его звали Иисус с Назарета.Он больных исцелял,Он молитвы читал,Никому он не делал плохого,Но Иуда продал,И Иисус пострадал,За простое и доброе слово.И распяли его на высоком кресте,Чтобы виден он был отовсюду.Чтобы больше не вспомнилНикто о Христе,Но повесился жадный Иуда.А Христос - он воскресИ оставил свой крест,Палачи удивленно галдели.К месту казни пришли,Ничего не нашли,Как же им Прокуратор поверит?И вознесся ХристосПрямо к Богу-Отцу,Он избавлен теперь от мучений.Он простил палачей,Месть Христу не к лицу,Он простил их во имя Спасенья.Хоть никто не просил,Он врагов возлюбил,Показав им дорогу к прощенью,Никого не бранил,О любви говорил,Дал возможность пройти Причащенье.И его Воскресение - Пасхой зовут,Вновь Огонь загорится от словаЛюди снова к ХристуВсе идут и идут,Верят все, он поможет им снова.Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял; за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо. Господь воскрес из мёртвых! Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любит Он.25
" Воскрес!"День наступал, зажглась денница,Лик мертвой степи заалел;Заснул шакал, проснулась птица... Пришли взглянуть — гроб опустел!..И мироносицы бежали Поведать чудо из чудес: Что нет Его, чтобы искали! Сказал: „Воскресну!" и воскрес!Бегут... молчат... признать не смеют,Что смерти нет, что — будет час,Их гробы тоже опустеют, Пожаром неба осветясь! К. СлучевскийИз истории Светлого праздника меня заинтересовал сюжет, когда Христос воскрес, а на земле все поверили в чудо его воскрешения. Именно этот сюжет я выбрала для своего проекта.26
Технология изготовления проектной работыМатериалы и инструментыДля работы мне понадобится:Белая тканьРамка размером 70х90 для исполнения картин.Материал для оформления картин.Акриловые краски для ткани Резервирующий состав.Стеклянная трубочкаКисточки различных номеров.Палитра для смешивания красок.Кнопки для фиксации ткани.Пергаментная бумага для рисования эскизов.Гладильный стол и утюг для закрепления рисунка на ткани.27
Выбор красок для росписи ткани на самом деле очень велик. краски бывают акриловые и водорастворимые. Также краски делятся на закрепляемые с помощью утюга и те, которые нужно запаривать.Сейчас в любом специализированном магазине Вы найдете большой выбор красок для батика. Выбирайте краску, соответствующую типу ткани. Краски для батика всегда жидкие. Они отлично растекаются по ткани, смешиваясь между собой.Также есть и текстильные краски — более плотные, они обладают большей укрывистостью. Их используют для изготовления батика на плотными темных тканях, а так же также для росписи в трафаретной или набивной техниках.Главное отличие красок - это способ их закрепления на ткани. Анилиновые краски необходимо закреплять паром, акриловые можно прогладить утюгом. Среди красок для батика существует большой выбор цветов, смешивая которые можно получить богатую палитру оттенков. Работая с оттенками даже одного цвета, можно получить замечательные переливы, игру красок на ткани. Любую краску можно развести водой до получения необходимого тона.Резерв. Для работы в технике «холодный батик» необходим резерв. Он представляет собой раствор резинового клея в очищенном бензине. Раньше мастера вынуждены были готовить его самостоятельно, но сейчас такой необходимости нет, т.к. очень хороший резерв можно купить в художественном салоне. Этот резерв подходит для работы с любыми типами красок. В последнее время стали выпускаться и цветные резервы – черный, красный, синий. Но основной резерв – это бесцветный. Хранить резерв нужно в плотно закрытой баночке.28
Стеклянная трубочка. Применяется для качественного несения резервирующего состава на ткань. При покупке такой трубочки обратите внимание на диаметр ее отверстия. Чем оно меньше – тем тоньше будет линия, разделяющая один цветовой пласт от другого.Инструмент, без которого невозможно обойтись при росписи тканей, - это кисть. Кисти лучше иметь мягкие - белка, колонок, ушной волос. Минимальный набор - три штуки: тонкая (№ 3) для росписи мелких деталей, средняя (№№ 10-12) и толстая (№ 20) для росписи фона.Лучшим материалом для росписи, безусловно, является натуральный шелк. Иногда используют и синтетические ткани: шифоны и атласы, но для начинающих лучше использовать синтетический материал – шифон из полиэстера29
Эскиз для выполнения проекта «Его нет здесь. Он воскрес!»- этими словами встретил Ангел Господень жен-мироносиц, пришедших рано утром ко гробу, где лежало тело Иисуса30
Правила техники безопасности.1.При натягивании ткани на подрамник следует соблюдать технику безопасности при работе с молотком и колюще-режущими инструментами.2. При использовании для натяжения подрамника электрического пистолета не беритесь за инструмент влажными руками, не оставляйте инструмент включённым, не держите ткань руками рядом с выходом скрепок из пистолета, не работайте неисправным инструментом.3. Резерв для батика, бензин для промывания трубочек – горючие материалы. Открытый огонь исключить.4. Не готовьте резерв самостоятельно. При нагревании смесь становится взрывоопасно при попадании воды.5. Некоторые виды резерва испаряют вредные пары. Заниматься батиком следует в хорошо проветриваемом помещении. 31
Последовательность выполнения работы1. Выполнить несколько эскизов на бумаге, выбрать один из них, наиболее удовлетворяющий требованиям к работе в технике «Батик».2. Выполнить эскиз на нужном формате, соответствующем формату будущей готовой работы, обвести контуры маркером.3. Натянуть ткань на раму с помощью канцелярских кнопок.4. Подложить эскиз под раму.5. Резервирующим составом для ткани провести по контурам эскиза, подождать пока высохнет.6. Нанести нужный цвет, закончить роспись. 7. Снять готовую ткань с рамы.8. Проутюжить готовую ткань с двух сторон. 32
Техологическая карта изготовления изделия№ п/пВид операцииИнструменты1.Выбрать рисунок и с помощью маркера нанести его на кальку.Калька, маркер, шаблон рисунка.2.Натянуть ткань нужного размера на раму.Ткань, рама.3.С другой стороны рамы приколоть кальку.Калька, кнопки.4.С помощью резервирующего состава перенести рисунок на ткань.Резервирующий состав, трубочка, ткань, рисунок.5.С помощью специальных красок нанести цвета на ткань.Специальные краски, ткань, кисточка.6.Снять готовую ткань с рамы.Ткань, рама.7.Проутюжить готовую ткань с двух сторон.Ткань, утюг.33
Результат первого этапа моей работы34
Стразы (от нем. Strass, по имени изобретателя, стекловара и ювелира конца XVIII века Г. Штрасса) — имитации драгоценных камней, изготовленные из свинцового стекла с высоким показателем преломления и дисперсией.Отделка картиныСегодня интересны активные эксперименты с использованием батика в синтезе с другими видами искусства. Я решила попробовать украсить свою работу стразами.35
Из историиСтеклянные имитации драгоценных камней были известны на протяжении средневековья, однако название «страз» происходит от фамилии эльзасского ювелира Георга Штрасса (Georges Frédéric Strass, 1701—1773), который в XVIII веке получил калиевое стекло с высоким содержанием свинца (в состав шихты входило более 50 % свинцового сурика Pb3O4) и использовал его в производстве бижутерии, имитирующей бриллианты. Полученное Штрассом стекло являлось свинцовым хрусталём (в современной классификации оптических стёкол — тяжёлый флинт), характеризующимся, вследствие высокого показателя преломления сильным «блеском» и, вследствие высокой дисперсии — цветной «игрой».Наибольшее распространение получили бесцветные стразы, имитирующие бриллианты.Окрашенные стразы — как и прочие стёкла — получают добавлением в исходную шихту соединений переходных металлов, ионы которых в составе стеклянной массы обеспечивают соответствующую окраску: соединения хрома и двухвалентного железа дают зелёную окраску различных оттенков, соединения трёхвалентного железа — желтоватую и коричневую, кобальта — синюю.36
Австрийские стразы Swarovski Стразы Pasco.Стразы Cosmo.Стразы DMC. Стразы в металлической обводке.Ассортимент страз37
1 гросс – 144 штРазмеры страз38
Стразы СваровскиDMCЦветовая гамма39
Палочка с острым концомБесцветный клей для стеклаИнструменты и приспособления для выполнения аппликации из страз40
Готовое изделие41
Анализ результатов проектирования Ткань - это не холст и не бумага. Материал диктует свои особенности. Причём, часто сама фактура ткани, состав волокна, его переплетение играют очень важную роль в том, как будет выглядеть конечный результат работы. Разумеется, здесь помогает опыт живописца, графика, прикладника - свободное владение различными материалами и техниками, знание законов композиции, цветоведения, постоянная пленэрная практика, владение многими видами рукоделия - всё это даёт неограниченную свободу творчества как в выборе техники исполнения картины, так и в исполнении любых своих замыслов. В ходе выполнения проекта я получила первый опыт в работе в технике батик. И я для себя сделала вывод: «Батик это одно из удивительных направлений прикладного искусства». Что же касается замысла картины, её композиции, смысловой нагрузки - то это больше вопрос духовной зрелости автора, его внутренней чистоты. И свою роль художника я вижу не в том, чтобы просто раскрасить кусочек холста, ткани или бумаги. Важно, из какого источника черпаются сюжеты, какой смысл вкладывается в содержание картины. Только звучание души является камертоном для рождающегося образа. Требуется внимательность, чутьё и чёткое знание законов сочетания цветов и их смешения, т.к. в непроявленном виде краски "непохожи сами на себя". Опыт и интуиция помогают добиться желаемого результата. Весь процесс создания изделия доставил мне огромное удовольствие. Данная работа дает возможность выразить себя, проявить творческую фантазию. Моя работа выполнена аккуратно, исторически достоверна, соответствует эстетическому вкусу. Изделие соответствует предъявляемым требованиям: эстетически оформлено; материал оптимально подобран, экологичен и гигиеничен. 42
Экологическая оценка проекта Технология батика не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. При изготовлении изделия были использованы экологически чистые материалы.Технология выполнения батика не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека.Роспись по ткани имеет малое количество отходов.Техника батика не представляет особой сложности в выполнении, но требует внимательности и аккуратности. 43
Расчет себестоимости изделия. Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов. Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.№Использ. материалЦена (руб.)РасходЗатраты (руб.)1Ткань шифон160 руб/м при ширине 150 см50см80 руб.2Красители, резерв300руб. (набор)1\10 часть30 руб.3Рамка200руб.1 шт.200руб.4Кисти 130 руб., 60 руб.2шт.190 руб.5Кнопки (100 шт.)50 руб.25 шт.12руб.50коп. 6Стразы100 руб/144 шт288 шт200 руб7Клей для страз180 руб1/1018 руб Сп = Мз + Роп, гдеСп - полная себестоимость;Мз - материальные затраты;Роп - стоимость самой работы.Мз = 30+200+190+ 12, 5 + 200 + 18= 650,5 рубВопрос возможной экономической выгоды я не рассматриваю, т.к. работа мной выполнялась для участия в фестивале «Светлый праздник».44
Реклама проектаПо шелку штрих – таков наш батик,Прозрачность шелка разбавляет.Преобразует будни в праздникИ рамкой образ завершает.Бесцветный шелк окрасит цветом – Один лишь штрих и капля краски,И буря радуги и светаПеренесет в мир доброй сказки.45
Источники информации1.Скребцова Т.О., Дальниченко Л.А. Шелковые картины в технике холодного батика. Ростов на Дону.: Феникс, 2007.2.Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.- М.: Просвещение, 2007.3. Шитье и рукоделие. Энциклопедия.- М.: Просвещение , 1994.4. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей.5. Давыдова Ю. Роспись по шёлку.6. Давыдов С. Батик: техника, приемы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.7. Детские христианские раскраски - Православные церковные праздники8. http://joymylife.org.ua/raskra… 9. m-batik.ru › 2009/06/01/istoriya-batika/10. bagetmaster.ru › info/121.html копия ещё11. festival.1september.ru›articles/629611/46