Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки Зелибобы и Бусинки
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 417» ( ГБОУ ШКОЛА № 417 )
Рассмотрено:
Руководитель МО
__________/Бикетова О.А.
Протокол № _________
От «____»________20___г.
Согласовано:
Методист по УВР 1ступени
__________/Михалёва Г.Д.
От «___»_______20____г.
Утверждено:
Руководитель ОО
_________/Данилина Т.А.
Приказ №_____
От «___»_______20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
Программу составили:
Бурвикова С.В.
учитель высшей квалификационной категории
Авдащенко Е.Н.
Москва
2015 год.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 – 4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
Плана по внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 417
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам ГБОУ СОШ № 417 по реализации ФГОС.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Развитие познавательных интересов.
Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
Развитие самосознания младшего школьника как личности.
Уважение к себе.
Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.
Иметь и выражать свою точку зрения.
Целеустремлённость.
Настойчивость в достижении цели.
Готовность к преодолению трудностей.
Способность критично оценивать свои действия и поступки.
Коммуникабельность
Программа построена на основе следующих принципов:
доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 1- 4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год.
Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания:
разнообразие питания:
1. «Самые полезные продукты»,
2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»,
3. «Где найти витамины весной»,
4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты»,
5. «Каждому овощу свое время»;
гигиена питания:
«Как правильно есть»;
режим питания:
«Удивительные превращения пирожка»;
рацион питания:
1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,-
2. «Плох обед, если хлеба нет»,
3. «Полдник. Время есть булочки»,
4. «Пора ужинать»,
5. «Если хочется пить»;
культура питания:
«На вкус и цвет товарищей нет»,
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:
о правилах и основах рационального питания,
о необходимости соблюдения гигиены питания;
о полезных продуктах питания;
о структуре ежедневного рациона питания;
об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий.
. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе:
- оформление выставок работ учащихся в классе, школе;
- оформление выставки фотографий «Мы – за здоровое питание»
8.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других
Читать и пересказывать текст
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
Выделять существенные признаки предметов
Сравнивать между собой предметы, явления
Обобщать, делать несложные выводы
Определять последовательность действий
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы работы:
Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
Проблемный
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
Объяснительно-иллюстративный.
«Разговор о правильном питании»
Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения, 1 занятие (35 мин) каждую неделю.
№
пп
Раздел
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
1.
Разнообразие питания
5
5
5
5
2.
Гигиена питания и приготовление пищи
10
12
12
14
3.
Этикет
8
8
8
6
4.
Рацион питания
5
5
5
5
5.
Из истории русской кухни.
5
4
4
4
Итого
33
34
34
34
Разнообразие питания (20 ч)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена питания и приготовление пищи (48 ч)
Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Этикет (30 ч)
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания (20 ч)
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Из истории русской кухни (17ч)
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 1 – м классе:
знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
умение определять полезные продукты питания.
Во 2 – м классе:
знание о структуре ежедневного рациона питания;
навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
В 3 – м классе:
знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
В 4 м классе:
- знания детей об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
навыки, связанные с этикетом в области питания;
- умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.
Примерная тематика родительских собраний:
«Правильное питание – залог здоровья»
«Здоровая пища для всей семьи».
«Учите детей быть здоровыми».
«Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».
«Формирование здорового образа жизни младших школьников».
«Режим питания школьника».
«Основные принципы здорового питания школьников».
«Рецепты правильного питания для детей».
« Вредные для здоровья продукты питания».
«При ослаблении организма принимайте витамины».
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
Содержание
Теория
Практика
1. Разнообразие питания.
Знакомство с программой . Беседа.
Экскурсия в столовую.
2. Самые полезные продукты
Беседа « Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты.
Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин.
3. Правила питания.
Формирование у школьников основных принципов гигиены питания.
Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.
4. Режим питания.
Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.
Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка
5. Завтрак
Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака.
Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.
6. Роль хлеба в питании детей
Беседа «Плох обед, если хлеба нет».Рацион питания,обед.
Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда.
7. Проектная деятельность.
Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта.
Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».
8. Подведение итогов работы.
Творческий отчет вместе с родителями.
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
п/п
Содержание занятия
Всего часов
Дата
Основные виды деятельности
1
Если хочешь быть здоров
1
Работа с учебником- тетрадью
2
Из чего состоит наша пища
1
Иллюстрирование;
Групповая работа;
3
Полезные и вредные привычки
1
Групповая работа;
Игра-обсуждение «Законы питания»
4
Самые полезные продукты
1
Работа с учебником – тетрадью;
Групповая работа;
5
Как правильно есть(гигиена питания)
1
Работа с учебником- тетрадью;
Иллюстрирование;
6
Удивительное превращение пирожка
1
Работа с учебником- тетрадью;
Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина»
7
Твой режим питания
1
Игра –соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»
Тест «Самые полезные продукты
8
Из чего варят каши
1
Игра «Знатоки»
Работа с учебником- тетрадью;
9
Как сделать кашу вкусной
1
Игра «Поварята»
Конкурс «Самая вкусная и полезная каша
10
Плох обед, коли хлеба нет
1
Работа с учебником- тетрадью;
Игра «Советы Хозяюшки»
11
Хлеб всему голова
1
Игра «Секреты обеда»
Групповая работа;
12
Полдник
1
Работа с учебником- тетрадью;
Групповая работа;
Игра «Что за чудо пирожки»
13
Время есть булочки
1
Иллюстрирование;
Игра «Кладовая народной мудрости
14
Пора ужинать
1
Групповая работа;
Иллюстрирование;
Игра «Что можно есть на ужин»
15
Почему полезно есть рыбу
1
Работа с учебником- тетрадью;
Практическая работа «Определи вкус продукта»
16
Мясо и мясные блюда
1
Групповая работа;
Игра «Приготовь блюдо
17
Где найти витамины зимой и весной
1
Работа с учебником – с тетрадью;
Иллюстрирование;
18
Всякому овощу – свое время
1
Проект «Витамины и минеральные вещества в жизни человека
19
Как утолить жажду
1
Работа с учебником – тетрадью;
Игра-демонстрация «Из чего готовят соки»
20-21
Что надо есть – если хочешь стать сильнее
2
Работа с учебником- тетрадью;
Игра «Меню спортсмена»
22
На вкус и цвет товарищей нет
1
23-24
Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты
2
Работа с учебником- тетрадью;
Игра «Овощи и фрукты»
25
Каждому овощу – свое время
1
Работа с учебником- тетрадью;
Русская сказка «Вершки и корешки»
26-27
Народные праздники, их меню
2
Составление меню любого праздника
28
Как правильно накрыть стол.
1
Конкурс «К нам пришли гости. Накрываем стол».
29
Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом
1
Правила этикета.Работа с энциклопедией хороших манер.
30
Щи да каша – пища наша
1
Игра «Знатоки»
Работа с учебником- тетрадью
31-
Что готовили наши прабабушки.
1
32
Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»
1
Проект «Режим питания
33
Праздник урожая
1
Подарки для Зелибобы;
Конкурс «Собираем урожай для Зелибобы
8.Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
- соблюдать режим дня
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные продукты
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование и обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Разговор о правильном питании» необходимы следующие принадлежности:
- компьютер, принтер, сканер, мультимедийная установка;
- набор ЦОР по проектной технологии.
7.1Методическое обеспечение
№
Автор, название
Год издания
Класс
Наличие электронного приложения
1
Безруких М.М Филлипова Т.А. Макеева А.Г.. Методическое пособие, 1 класс. «Формула правильного питания».
Программа курса «ОЛМА МЕДИА Групп
2010
1
нет
2
. Безруких М.М Филлипова Т.А. Макеева А.Г..
Рабочая тетрадь: ОЛМА МЕДИА Групп
2010
1
7.2 Электронные образовательные ресурсы
№
Название ресурса (ссылка на Интернет-ресурс)
Темы, в которых применяется ресурс
Класс
1
Единые коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
По всем темам курса
1
2
Детские презентации
http://viki.rdf.ru/
По всем темам курса и на внеурочной деятельности
1
7.3 Учебное оборудование
№
Название учебного оборудования
Темы, в которых применяется ресурс
Класс
1
Палитра
2.Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
1
2
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
1
3
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме);
На занятиях по развитию речи.
1
4
Материалы Никитина
31. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций
1
5
Пирамида
7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
1
7.4.1 Компьютерная техника и интерактивное оборудование
№
Название учебного оборудования
Темы, в освоении которых применяется курс
Класс
1
Компьютеры
Внеурочная деятельность
1
2
Мультимедийная установка
Для демонстрации презентаций
1
7.4.2. Учебно-развивающая среда и ресурсы
№
Развивающая среда
Предмет, тема
1
Помещение библиотеки
15.Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
2
Музей русского быта в шк.№632
21. Тренировка внимания. Развитие мышления Знакомство с русскими традициями в культуре питания.
3
.В помещении библиотеки №417.
7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
4
Развивающий час на сцене «Литературный уголок
18. Совершенствование воображения. Рисуем по образцу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с
Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Список литературы для детей.
1.Верзилин.Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с
2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с
3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.
4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.
15