Разработка урока русского языка на тему: Правописание приставок пре и при.
Конспект урока
«Правописание гласных в приставках пре- и при-».
Класс: 6
Учитель: Оганесян Е.В.
Тип урока: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный
Метод: частично-поисковый
Цель:
изучить условия написания приставок пре- и при-.
Задачи урока: Образовательные:
выявить условия выбора гласных е – и в приставках пре и при,
формировать орфографические навыки написания приставок пре-/ при-;
развить умение формулировать определение понятий;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову.
Оборудование: разноуровневые карточки, учебник русского языка для 6 класса.
Ход урока
1. Орг. момент. Мотивация.
2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам.- Что такое приставка? - Почему приставка значимая часть слова?- Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?- Расскажите о правописании неизменяемых на письме приставок.- Как мы определяем правописание приставок, оканчивающихся на з и с? Выборочный диктант. - Найдите в стихотворении С. Есенина слова с приставками и выпишите их, обозначая приставки и графически объясняя их написание.
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога Ей сегодня примечталось, Чтоб совсем-совсем недолго Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребёнком Запрягался в наши сани.
Взаимопроверка. Поменяйтесь в парах своими тетрадями, проверьте работу друг друга.
3. Изучение нового материала.
- Можем ли мы сейчас определённо сказать, какую букву, е или и, надо писать в приставке слова примечталось.
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока (учащиеся высказывают предположения). - Предлагаю вашему вниманию лингвистическую сказку про При и Пре. В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При- и Пре. Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется. Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный». Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше. - Как вы думаете от чего зависит написание приставок пре и при?
- Итак, давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда буква е.
4. Работа с учебником.
- Прочитайте материал параграфа № 32. Выясните, что нужно знать, чтобы правильно написать приставку (при- или пре-). Заполните в рабочей тетради 2 графу таблицы: «Правописание приставок при- и пре-».
Приставка
Значение приставки
Примеры
ПРИ
ПРЕ
- Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах? (значения приставок).- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-? 5. Физкультминутка.
Ребята повторяют набор стандартных разминочных упражнений, повторяя за учителем стихотворение.
ПРЕ- или ПРИ-? ПРЕ- или ПРИ-?Язык прикусил – не совсем откусил.Пригорало – не значит горит.Помни, что сделано, но не совсемПишут с приставкой ПРИ-!ПРЕ- или ПРИ-?ПРЕ- или ПРИ-?Винт привинтил, прикрутил колесо.Приклеил, пришил умело – помни,Что пишется ПРИ- обо всём,Что добрые руки приделали.Прибыл ли поезд, приплыл пароход,Космонавт прилетел из Вселенной.Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывётПишется ПРИ- непременно!Предлинный достанет до крыши рукой,Прежадный не даст вам конфеты,Кто очень такой или сякой – ПРЕ- мы напишем об этом.
-Надеюсь это стихотворение поможет вам в дальнейшей работе.
6. Формирование умений и навыков.
Коллективная работа.1. Запишите и графически объясните написание приставок в словах: приехать, привязать, прескучный, привокзальная, прискакать, пристанционный, привинтить, приоткрыть, прибыть, прийти, превозносить.Орфографический разбор слова прийти. 2. Вставьте в текст пропущенные приставки, объясните их написание.1)Погода была ужасная, Принцесса была ____красная.2)Городничий между тем Наказал ____строго всем, Чтоб коней не покупали.3)____длинной хворостинойМужик гусей гнал в город продавать.4)Петин папа был ____важный, Дом имел пятиэтажный.5)Я на первый твой ____каз ____бегу к тебе как раз.
7. Закрепление и совершенствование ЗУН. Работа по разноуровневым карточкам.
Карточка 1. Уровень - запоминания.Вставь нужную букву в приставку, проговори про себя. Пре- При- пр..умножить (очень) пр..клонить (приближ.) пр..давать (пере-) пр..творить (неполн. действ.) пр..ступление (пере-) пр..бить (присоед.) пр..скверный (очень) пр..школьный (близ.)
Карточка 2. Уровень – понимания.Спиши, встань нужную букву в приставку. Объясни!К тёплому месту змея пр..живается. Правда, как солнце, её ладонью не пр..кроешь. Пр..шла беда – отворяй ворота. Отрезанный ломоть не пр..ставишь. Глупому сыну и родной отец ума не пр..ьёт.
Карточка 3. Уровень – умений и навыков.Исправь ошибки.Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.8. Подведение итогов. Рефлексия. - Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги.- Что дал вам сегодняшний урок? Поделимся своими впечатлениями.- Прошу вас продолжить фразу: «Сегодня на уроке я узнал», «Сегодня на уроке я понял, что», «Мне было непонятно, потому что»- Ребята, можно и мне закончить эту фразу?
- Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).
9. Домашнее задание.
1.Составить предложение, где есть слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-
2.Упр. 157, правило, с. 66