Разработка урока по русскому языку Правописание приставок пре-, при- (6 класс)
Приставки придают русской речи
столько богатейших оттенков. Чудесная
выразительная речь в значительной мере
зависит от них. В разнообразии приставок
таится разнообразие смысла.
К. Чуковский
Разработка урока по русскому языку в 6 классе:
«Правописание приставок пре-, при-»
Макеевская ОШ І-ІІ ступеней № 41
учитель русского языка и литературы
Шевчук Майя Михайловна
0954567436
e-mail: mozgovayashevchuk@mail.ru
Тема: «Правописание приставок пре-, при-»
Цель:
Образовательные:
Выявление условий выбора гласных е – и в приставках;
Способствовать формированию навыка написания приставок пре-/ при-;
Повторение морфемного разбора слов;
Развитие умения формулировать определение понятий;
Обогащение словарного запаса учащихся;
Совершенствование орфографических навыков и умений.
Развивающие:
Способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему.
Воспитательные:
создание условий для воспитания интереса и уважения к родному языку;
создание условий для воспитания ценностного отношения к слову;
создание условий для развития коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, индивидуальные карточки, учебник русского языка для 6 класса, М.Т. Баранов, Т.А.Лодыженская.
Тип урока: урок-практикум
Ход урока
І. Организация урока
ІІ. Актуализация опорных знаний
Мы продолжаем изучать раздел русского языка «Словообразование»
Блиц-опрос
- Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
- Назовите основные способы образования слов в русском языке.
- Какой способ называется приставочным?
- Какую морфему называем приставкой?
- Приставки бывают изменяемые и приставки, написание которых зависит от определенных условий. В начале урока повторим правописание приставок, оканчивающихся на З и С.
- Записываем дату в тетради.
2. Выборочный диктант. ( 1 вариант выписывает слова с приставкой на -с; 2 вариант – с приставкой на -з; 3 вариант - слова, начинающиеся на з- ). Повторить правописание приставок, оканчивающихся на –з и -с.
Бе..крайний, ра..бить, во..горание, бе..снежный, ..доровье, бе..вкусный, ра..писание, и..целить, ра..чистить, ..делать, бе..болезненный, ра..тереть, бе..шумный, бе..заботный, ра..цветать, ..десь, и..тратить, во..кликнуть, бить, ..дание, и..пытать.
Проверка.
Вывод. Какое правило нужно было вспомнить, выполняя данную работу?
Назовите условия выбора написания приставок на «з» и «с»? О чем нужно помнить при написании слов сделать, сбить, здесь, здоровье, здание? (Приставка «с-« неизменяемая, в слове здесь приставки нет)
Формулирование темы и цели урока.
ІІІ. Работа над усвоением нового материала
Слово учителя
- Сегодня у нас необычный урок. Вы будете сами добывать знания и сами себя обучать. А я буду помогать, если потребуется. Попробуем разобраться, что изучать и как.
- На доске (и на маленьких распечатках на столе) записана сказка. Прочитайте её.
1) ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солнце
закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.
2) Пркрасным вечером Василисе Прмудрой прснился прчудливый сон. Прзабавные и прхорошенькие зайчата скакали впрпрыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла прогромная туча. Это прлетел злой-прзлой Змей Горыныч. Прземлился он, прсел на травку и прзадумался. Прказал ему Кащей Василису Прмудрую найти, прпугнуть, к нему првести. Но возникли на пути Змея Горыныча непродолимые прпятствия.
- Трудно читать? Почему? (пропущены буквы)
- Что общего между всеми словами с пропущенными буквами? (пропущены буквы е-и в приставках).
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре- и при-).
- А смогли бы вставить пропущенные буквы правильно? Что нужно знать, чтобы правильно написать эти слова? (правило)
- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (научиться правильно писать слова с такими приставками).
- Вот когда вы научитесь пользоваться правилом написания данных приставок, то с легкостью вставите все пропущенные буквы в сказке, поэтому эта сказка будет вашим домашним заданием. Тем учащимся, кто хочет, предлагаю дома продолжить сказку.
- Специальная карточка с алгоритмом работы поможет вам, достаньте. Все сразу читать не надо. Читаете поэтапно. Прочитали – выполнили.
В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:
ПРИ -
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
ПРЕ-
Пре = очень
Пре = пере-
Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах
преградить - перегородить
преступить - переступить
прервать - перервать
- Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?
В одной детской передаче "Радионяня" звучала такая песенка:
Приближение
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется ПРИ- несомненно.
Присоединение
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело.
Пишем ПРИ-, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
Неполное действие
Язык прикусил - не совсем откусил,
Пригорело - не значит сгорит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пре-
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой,
ПРЕ- мы напишем об этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь – не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,
Писать только ПРЕ- там надо.
ІV. Закрепление изученного.
Алгоритм работы
1.Получив карточку № 1, прочтите задание. Приступайте к выполнению. Все записи вести на карточке. На выполнение первой карточки отводится не более 5 минут.
2.Закончив работу с карточкой № 1, решите, подойдете ли вы на собеседование к учителю или обсудите с соседом по парте.
3.Если возникли спорные вопросы по правильности выполнения задания, то можно взять у учителя готовые ответы и сверить со своей работой.
4.Возьмите карточку № 2. Все задания выполняются совместно с другими учащимися сидящими рядом (группы по 4 человека). Все записи ведутся на карточке. На выполнение заданий отводится не более 15 минут. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами.
5.После проработки и проверки всех заданий дайте сигнал учителю, что вы готовы приступить к выполнению следующей карточки № 3.
6.Переходите к индивидуальной карточке № 3. Выберете посильное для себя задание.
Вы можете совещаться с теми, кто выполняет такую же карточку. Пользуйтесь теоретическим материалом. В случае затруднения воспользуйтесь карточкой с готовыми ответами. На выполнение заданий отводится не более 15 минут.
7.После выполнения всех карточек переходите к заполнению оценочного листа. Внимательно прочитайте.
8.Возьмите лист с домашним заданием. Внимательно прочитайте его. Задайте вопросы учителю, если есть такая необходимость.
2.Самостоятельная работа с карточками
Карточка №1. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-".
Прочитайте стихотворение.
Повнимательней смотри. Мы приставки пре- и при-. Научись нас различать, Друг от друга отличать. Запомни сначала четыре значенья: Неполное действие и приближенье, Близость чего-то к чему-нибудь, Присоединенье ещё не забудь. Наши руки всё сумеют, Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят, Всё ПРИделают как нужно Быстро, весело и дружно. Заяц ПРИскакал к соседу, Закричал: «Я к вам ПРИеду! На ПРИшкольном огороде Есть уже морковка вроде». ПРИоткрой скорей окошко – В дом попасть не может кошка. Ах, котлеты ПРИгорели! Не беда, уже их съели. ПРЕ – отличная приставка. Ей во всём нужна добавка. Словом «ОЧЕНЬ» проверяем Или ПЕРЕ- заменяем.
ПРИ-
ПРЕ-
Значение приставки
Примеры
Значение приставки
примеры
ПРИбежать
ПРЕлестный
ПРИклеить
ПРЕрвать
ПРИморский
ПРИгореть
Проверь свою °работу: посоветуйся с соседом (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке)
ПРИ-
ПРЕ-
Значение приставки
Примеры
Значение приставки
примеры
ПРИближение
ПРИбежать
= очень
ПРЕлестный
ПРИсоединение
ПРИклеить
= пере
ПРЕрвать
Близость
ПРИморский
Неполное действие
ПРИгореть
Карточка № 2. Учимся применять правило.
1. Найди "Четвертое лишнее" и подчеркни зеленым цветом. Устно объясни соседу почему.
превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
Ответы:
превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать;
приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый;
преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
2. Распределители словосочетания в нужную графу.
Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приклеить на картон, приехать на автомобиле, пришкольный участок, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, пришить пуговицу, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия.
при
пре
приближение
присоединение
близость
неполнота действия
очень
пере-
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).
Ответы:
при
пре
приближение
присоединение
близость
неполнота действия
очень
пере-
приехать на автомобиле
пришить пуговицу
привокзальная гостиница
придерживаться за край стола
преинтересный рассказ
неожиданная преграда
примчаться сломя голову
приклеить на картон
пришкольный участок
приподнять тяжелый шкаф
премиленький ребенок
преодолевать препятствия
3. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.
Расположенный у берега.
Задуматься на некоторое время.
Участок около школы.
Гнаться за кем-нибудь.
Слегка задеть что-либо.
Вызывающий восхищение, красивый.
Немного открыть окно.
Расположенный у дороги
Спуститься с неба на землю.
Очень длинный.
Ответы:
Расположенный у берега. (Прибрежный).
Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).
Участок около школы. (Пришкольный).
Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).
Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
Немного открыть окно. (Приоткрыть).
Расположенный у дороги (Придорожный).
Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
Очень длинный. (Предлинный).
Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).
Карточка № 3. Проверяем свои знания
Творческий диктант. Задание дифференцированное.
Выбери одну карточку для работы.
Карточка с красным заголовком – трудная.
Карточка с зелёным заголовком – средней трудности.
Карточка с синим заголовком – простая.
1 группа (сложные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-. 2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
3 группа (простые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок. Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.2. Озаглавить текст.
3. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.
Окончательный вариант.
В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.
V. Итог урока.
Оценочный лист
Оцени по 5-ти бальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень лёгкое, 3 – среднее, 5 – очень трудное)
№ задания
баллы
Пользовались ли вы подсказкой (поставьте + или - )
примечания
Карточка №1
Продолжи фразу:
1.правило
Сегодня на уроке я понял(а) ..
Карточка №2
1.
2.
3.
Карточка №3
Запиши цвет карточки
VI. Домашнее задание: §40
Упр.204 (для сильных, средних учащихся)
Упр.210 (для слабых учащихся)
Сочинить лингвистическую сказку о приставках (для желающих).
Приложение 1.
Теоретический материал
Приставки пре-, при-. Их правописание зависит от значения, которое они придают слову.
Приставка пре- пишется:
1. если употребляется в значении «очень, весьма»
2. если ее можно заменить приставкой пере-
прекрасный – очень красивый
пребольшой – очень большой
прервать – перервать,
преломить – переломить
Приставка при- употребляется в значении:
1. приближения
2. присоединения
3. близости чему-либо
4. неполноты действия
приблизиться, прибытие, приехавший
приклеенный, придавить, присоединение
пришкольный, приморье, прибрежный
присесть, приподняться
Приложение 2.
Дополнительный материал
При-: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.Пре-: президиум, президент, премьера, препарат, претензия, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).
Вспомните значения приставок, сравните столбики А и Б.
А. Значение приставки пре-
Б. Значение приставки при-
1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, преискусный, прекрасный, преуспевать.
2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, пресечь, преодолеть, превращение.
3. Что-либо новое, получившееся в результате изменения, преобразования
1. Присоединение, прибавление: пришить; приобщение; причастный.
2. Приближение: приехать, придвигать.
3. Близость к чему-либо: пригород, прибрежный.
4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, приостановить, припрятать, причудливый, привередливый.
5. Доведение действия до конца: приготовить, придумать.
6. Сопутствующее действие: присвистывать, притоптывать.
7. Приспособление к чему-либо: притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться
ЛИТЕРАТУРА
Маторина Н.М. Русский язык в вопросах и ответах. Ч.1 Славянск, 2007.
Маторина Н.М. Русский язык в вопросах и ответах. Ч.1 Славянск, 2009.
Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы Бескоровайная Л.П., Генералова А.В., Кабанова Т.В. и др., 2016.
Программы самореализации личности. Русский язык. (сборник комплексных заданий). И.М.Данилова, О.Б.Садилко, О.М, Филиппская, Донецк, 2011
Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженскаяи др.; М: «Просвещение», 2016
Педагогические технологии. Н. Н. Суртаева; Негос. образоват. учреждение сред. общеобразоват. шк. "Экспресс" Санкт-Петербург. Санкт-Петербург: Экспресс, 2008.
Педагогические технологии: организация индивидуальной и коллективной деятельности. Н. Н. Суртаева. Химия в школе. 2009 N 1.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ САЙТЫ:
http://kabruss.blogspot.com
http://nsportal.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рисунок 2xђЗаголовок 215