Статья Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.
Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка, синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР).
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчетливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребенок приходит в школу.
У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать внимание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие этого ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.
Сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребенка.
Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них длительное время ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ЗПР прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы.
Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, я решаю одну из основных педагогических задач на уроке - формирование учебных мотивов. С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, провожу коррекционную работу по формированию: активной позиции школьника, положительного отношения, познавательного интереса.
Для формирования активной позиции школьника использую словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Кроме того, обеспечиваю: ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?), а также создаю ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).Для формирования положительного отношения к учению выделяю следующие направления в работе:
заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке;
постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности.
Для развития познавательного интереса использую следующие направления в работе:
избегаю в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка; не допускаю учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);
использую содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулирую познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.); специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы; использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Работа с детьми с ЗПР направлена на образование навыка коллективной постановки целей, а затем навыка выработки – индивидуального целепологания с соответственным эмоциональным настроем к данному процессу, практической деятельности и ее плодам.
На каждом уроке необходима частая смена видов деятельности, проведение физкультминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий.
Темп урока в классе коррекции заметно отличается от темпа урока в классе нормы. Я на уроках придерживаюсь принципа «лучше меньше, но лучше». Пусть за урок выполнили три задания, но дети поняли, как их выполняли.
Деятельность учащихся на уроке выстраивается поэтапно, обязательно сопровождается памятками, яркой красочной качественной наглядностью и чёткими выводами по завершению каждого этапа урока. На уроках отвожу значительное место практической деятельности своих учеников: это работа с таблицами, карточками, схемами. Постоянно применяю метод повторения пройденного материала. На каждом уроке развиваю речь учащихся, создаю условия для пополнения словарного запаса.
Преподавание математики в таких классах особенно сложно. Обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся, нельзя подорвать их веру в свои силы и возможности, поэтому особое внимание уделяю началу урока. Чтобы настроить учащихся, обычно провожу устный счет — «гимнастика для ума». Учащиеся обязательно сначала считают устно, пусть даже самые элементарные примеры.
В классах коррекционно-развивающего обучения необходимо ежеурочное систематическое возвращение к ранее изученному материалу сначала через короткие, а затем все более длительные промежутки времени, постоянно контролируя и оценивая знания учащихся, иначе, как бы хорошо ни усвоили учащиеся материал, через некоторое время они его забывают. Наиболее удобной формой закрепления и повторения учебного материала являются задания в виде математического диктанта. Следует выбрать систему повторения, к примеру, через 1, 3, 5, 7, 9 уроков.
Дифференцированный подход предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика. Использую на уроках разноуровневые карточки, занимательные элементы.
Работая над темами урока, дети выполняют задания на чтение зашифрованных писем, решение арифметических ребусов, сканвордов, кроссвордов, играют в любимое математическое лото.
Каждый ученик хочет узнать о результатах своей работы как можно скорее. Осуществить проверку можно по-разному: самопроверка, верные ответы записаны на доске, взаимопроверка, проверка учителем. Учащиеся могут самостоятельно проверить и оценить свою работу, а учителю после анализа работы видно, что недостаточно хорошо усвоено детьми.
Контроль и оценка знаний — важнейший момент в организации учебного процесса. Провожу фронтальный опрос, блицопрос, опрос-«вертушку» с консультантами, организую работу парами или в группе, тестирование, самостоятельную работу, которые обязательно проверяю и оцениваю на уроке. Использую различные формы быстрой проверки, например, математический ответ получается в виде слова, пословицы или рисунка «звездное небо», и сразу видно, где допущена ошибка.
Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии: ученик будет хотеть делать то, что желает учитель.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу организовываю на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
На данном этапе необходимо организовать работу так, чтобы ученики твердо знали таблицу умножения и приобрели необходимую беглость вычислений при решении соответствующих случаев деления. От усвоения этих знаний зависит, как учащиеся усвоят приемы внетабличного умножения и деления.
Остановлюсь на некоторых видах работ, которые я использую на уроках с целью активизации учащихся при формировании вычислительных навыков.
Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы работал великий волшебник интерес? Ведь перед нами стоит большая задача – формирование прочных вычислительных навыков при изучении темы «Табличное умножение и деление». Без них ребенок не может в дальнейшем овладеть устным и письменным умножением и делением многозначных чисел.
Можно красочно оформить таблицы, сочинить стихи, зарифмовать задачи и придумать игры. И тогда в глазах учащихся засветится неподдельный интерес. Каждый день они будут делать для себя маленькие открытия и легко усваивать материал.
Упражнения в игровой и занимательной форме всегда вызывали интерес и способствовали прочному усвоению учебного материала.
Задания, которые использую на уроке математике.
Классификация
1. Даны числа: 12, 0, 15, 1, 8, 5, 2, 3, 44. Распределите их по следующим признакам:
однозначные числа
двузначные числа
натуральные числа в порядке возрастания
целые числа
В каждом из четырех данных ниже списков подчеркните лишнее слово.
Отрезок, прямая, луч, треугольник, фигура, квадрат.
Сантиметр, миллиметр, дециметр, длина, метр, километр.
Тонна, центнер, масса, грамм, пуд.
Треугольник, прямоугольник, многоугольник, квадрат, пятиугольник.
Упражнение для усвоения учащимися 3-4 классов приемов составления задач
Составьте задачу, обратную следующей:
«На одной ферме 847 коров, а на другой—на 309 коров больше. Сколько коров на двух фермах?»
2.Составьте задачи по выражениям:
а.12∙64
б.18∙79-12∙64
в.(18 ∙79 – 12∙64): 3
Для формирования положительного отношения к учению применяю следующие направления в своей работе:
- заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке;
- постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;- создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;
- шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, познавать новое. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер.
Опыт показывает невозможность решения сложных вопросов обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии без глубокой работы с родителями. Со всеми родителями провожу разъяснительную работу об особенностях психофизического и соматического состояния ребёнка, о необходимости оказания квалифицированной помощи детям с отклонениями в развитии. Каждому родителю даю рекомендации по воспитанию, обучению, коррекции недостатков в развитии с учётом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностях детей.
Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
Все это позволяет мне добиваться высоких результатов:
успеваемость обучающихся коррекционного класса по основным предметам за последние три года стабильно 100%
по результатам итоговой аттестации обучающиеся моего класса показали средний уровень достижений планируемых результатов основной общеобразовательной программы начального общего образования.
по итогам систематической, целенаправленной деятельности (со 2 по 4 класс), направленной на коррекцию и развитие обучающихся с задержкой психического развития совместно с узкими специалистами школы были достигнуты следующие результаты развития обучающихся моего класса: положительная динамика развития-27 % обучающихся, стабильная динамика развития -72,7% обучающихся; по результатам муниципальной ПМПК – 2015 года, обучающемуся была рекомендована смена адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР на общеобразовательную программу.
Достигнутые результаты позволили всем учащимся при переходе на уровень основного общего образования успешно адаптироваться и подтверждать уровень освоения программ.
Ученики принимают активное участие в конкурсах:
Обучающиеся моего класса принимают активное участие в школьных, муниципальных, международных конкурсах: «Цветущая планета», «Птицы в городе», конкурсе чтецов «Отечество», «Кенгуру», «Русский Медвежонок». Есть победители.
Каждый ученик класса заполнял портфолио, в котором отражались материалы, показывающие результативность образовательной деятельности ребенка за время учебы: интеллектуальные, спортивные, творческие.
Список литературы:
Винник, Марина Олеговна. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 154 с.: ил. - (Школа развития). - Библиогр.: с. 152-153. - ISBN 978-5-222-11623-4.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др.; под ред. С. Г. Шевченко. - Москва: АРКТИ, 2001. - 224 с.: ил. - Библиогр.: с. 221-223. - ISBN 5-89415-205-4.
Дунаева, Зинаида Михайловна. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития: методическое пособие / З. М. Дунаева; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва: Советский спорт, 2006. - 144 с. - ISBN 5-9718-0118-Х.
Мамайчук, Ирина Ивановна. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 224 с. - Библиогр.: c. 209-219. - ISBN 5-9268-0427-2.
Марковская, И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская. // Дефектология. - 2006. - N 3. - С. 28-34. - Библиогр.: с. 34 (15 зап.).
Психология детей с задержкой психического развития : изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. - Санкт-Петербург : Речь, 2003. - 432 с. - Библиогр.: с. 430-431. - ISBN 5-9268-0215-6.
Соколова, Елена Викторовна. Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления: монография / Е. В. Соколова ; Новосиб. гуманитарный ин-т ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГИ, 2002. - 284 с. - Библиогр.: с. 271-283. - ISBN 5-85921-381-6.
Соколова, Елена Викторовна. Трудности обучения и развития детей и подростков / Е. В. Соколова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2004. - 288 с.: табл. - Библиогр.: с. 281-287. - ISBN 5-85921-501-0.
Приложение 1
Рекомендации для родителей. Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".
Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
Перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.