Методика построения индивидуальной образовательной траектории старшеклассников
Методика построения индивидуальной образовательной траектории старшеклассников
Малахова Г.Ф., заместитель директора,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СПШ № 33»
Современная школа призвана создать условия для становления таких жизненных установок личности, как:
-способность к сотрудничеству и ответственному выбору;
-желание проявлять инициативу и предприимчивость;
-готовность отказываться от старых знаний в пользу новых;
-умение решать проблемные задачи;
-осуществлять инициативное, самостоятельное и ответственное движение в собственном непрерывном образовании
Современные родители также заинтересованы в изменении содержания образования, которое позволило бы их детям быть успешными в условиях информационного (постиндустриального) общества.
Школы, разделяя перечисленные выше ценности, формулируемые социальным заказом к образовательному учреждению, находят пути решения поставленных задач через использование технологий индивидуализации образовательного процесса.
В основе технологии индивидуализации – концепция тьюторства
Индивидуальная образовательная траектория учащегося – персональный путь реализации его личностного потенциала. При этом речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей учащегося, сколько о его организационно-деятельностных способностях – познавательных, творческих, коммуникативных и т. д. Их выявление, реализация и развитие осуществляются в ходе образовательного движения ученика.
Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы (в нашей школе это индивидуальные образовательные маршруты), которая является ее технологическим обеспечением.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута предусматривает:
- наличие субъекта деятельности – учитель – ученик, причем учитель – собирательный образ, т. к. ученик выступает в парах: ученик – учитель-предметник; ученик – классный руководитель; ученик – психолог; ученик-тьютор и т. д.;
- критерии оценки эффективности (они связаны с развитием субъекта деятельности, в данном случае ученика);
- владение специальными умениями (в первую очередь в проектировании), обеспечивающими перевод педагогических целей в конкретные задачи и содержание деятельности.
Учащиеся совместно с тьютором создают модель, которая удовлетворяет их познавательные и творческие интересы. Ученик становится субъектом обучения, т. к. он планирует свою учебную деятельность, определяет пути и средства достижения успеха, учится умению выстраивать свои отношения со сверстниками, учителями, руководителями объединений, и т. д.
Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется по заданному образцу.
Перед проектированием индивидуального образовательного маршрута тьютор проводит с учащимся беседу о необходимости планирования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках профессионального самоопределения; знакомит со структурой индивидуального образовательного маршрута и алгоритмом его построения.
Особое место в процессе разработки индивидуального образовательного маршрута отводится родителям. Они не только знакомятся с ним, но и вносят коррективы после предварительного обсуждения, консультаций с тьютором, учителями-предметниками.
Реализация индивидуального образовательного маршрута должна пониматься учащимся как практическое руководство по самообразованию и самореализации жизненных планов.
Помимо предметов, предусмотренных учебным планом школы, индивидуальный образовательный маршрут включает в себя ресурсы дополнительного образования, формы участия обучающихся во внеклассной учебно-познавательной деятельности, социальной и творческой деятельности.
Для реализации индивидуальных образовательных маршрутов привлекаются возможности различных учреждений, например:
- образовательно-выставочный центр «Железно» СТИ НИТУ МИСиС;
-Центр молодежных инициатив;
- Оскольский политехнический колледж;
- центр декоративно-прикладного творчества, художественный музей, Дом ремесел;
- городской центр занятости населения (информация о рынке труда в городе, области, регионе, изучение личностных особенностей и способностей учащихся, их склонностей к определенному виду деятельности);
-дистанционные проекты, заочные школы и др.
Расписание занятий составляется на основе предложений учащихся по организации их учебной и внеучебной познавательной деятельности с учетом условий школы и кадрового обеспечения. Кроме индивидуальных занятий предусмотрено проведение групповых занятий, внеклассных учебно-познавательных мероприятий. Могут формироваться группы из классов одной параллели или группы по интересам из разных классов.
Участие обучающихся во внеклассных учебно-познавательных мероприятиях фиксируется тьютором, итоги подводятся и оцениваются по мере достижения учащимися определенных успехов, которые составляют их портфолио.
Решающие составляющие учебного процесса – самостоятельная деятельность и самоконтроль, выстроенные и реализуемые учеником.
Учащийся совместно с тьютором анализирует ход выполнения индивидуального образовательного маршрута, в результате которого вносятся необходимые коррективы и изменения.
Анализ индивидуальной образовательной программы (маршрута) позволяет оказать практическую помощь ученикам, и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений; выработать рекомендации для учащихся, их родителей, учителей, администрации; внести предложения по организации учебного процесса в классе, в школе.
Индивидуальный образовательный маршрут учит старшеклассника планировать и организовывать свою учебно-познавательную деятельность, анализировать ее с позиций достижений и успехов, выделять приоритеты, связанные с профессиональным самоопределением. Процесс правильного выбора предполагает наличие таких умений, как выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям, оценку их преимуществ и недостатков.