Конспект урока по литературному чтению на тему Казахский героический эпос. Ер — Торгын.
4 класс
Литературное чтение.
Тема: Казахский героический эпос. «Ер Таргын»
Цель: формирование представлений о героическом эпосе казахского народа и его главном герое батыре - освободителе народа. Освоение содержания произведения «Ер Таргын», главной идеи произведения, воспитание чувства гордости за народ, который не дрогнул перед завоевателями.
Планируемые результаты (задачи урока): предметные: понимание содержания произведения героического эпоса, его темы и основной мысли, умение давать портретную характеристику героя; личностные: понимание силы и непобедимости героя-батыра в борьбе против врага; системно-деятельностные: развитие памяти, мышления, умения отвечать на вопросы и соблюдать логику при пересказе текста; находить слова, выражающие основную мысль в произведении, умение работать в коллективе; производить языковой анализ текста.
Ход урока
Организационно-мотивационный момент.
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами , И вперед, за новыми знаниями!
2.Слово учителя. Казахский героический эпос - это произведения о борьбе казахского народа с чужеземными захватчиками за свободу родной земли. К героическому эпосу относятся произведения «Алпамыс», «Кобланды батыр», «Ер Таргын» и др. По данным исследователей, произведения героического эпоса относятся к периоду Золотой Орды (конец XIV - нач. XV вв.). Главный герой произведений героического эпоса - батыр, вокруг которого разворачиваются все события. Он сильный, отважный, справедливый, преодолевает все препятствия в борьбе за счастье народа, освобождая его от захватчиков. Он - патриот своей Родины. Таким предстает перед читателем Ер Таргын.
Сообщение темы и цели урока.
Освоение содержания произведения «Ер Таргын».
Слушание текста в исполнении мастеров художественного слова (см. электронный вариант учебника).
Чтение произведения и его анализ.
Характеристика главного героя. Представителем какого народа является Ер Таргын? Кто такие «ногайцы»? От кого они защищали свою землю?
О чем говорит особенность рождения Ер Таргына у престарелых родителей? Какая судьба была уготована мальчику? Чем он отличался уже в детстве от сверстников? Какие черты характера являются главными для героя? (Физическая сила, доброта, спокойная уверенность, отзывчивость, храбрость, любовь к Родине.) Какие качества характера проявил Ер Таргын в борьбе с франками? (Мог скрутить, как ягненка, огромного волка, а спокойствием - усмирить дракона; разбить палицей каменные засовы ворот.)
Почему Ер Таргын пристал к воинам Акша-хана, когда они отправлялись на войну? С каким врагом воевали ногайцы? Как описана мощь и сила франков? (Сильны, храбры, умелые организаторы, не уступают в смелости ногайцам, многочисленны.) Найдите слова, подтверждающие данную характеристику франков. Почему Ер Таргын не сразу вступил в борьбу с врагом? (Как умный воин, он знал, что одной силой врагов не победить.) Как Ер Таргын пробился в стан врагов? Опишите одежду батыра, его коня. Почему так много внимания уделяется коню героя? Какое значение имеет конь для победы батыра? Как смелый прорыв Ер Таргына повлиял на исход боя? С чем сравниваются войска ногайцев во время штурма крепости?
Как Ер Таргын управлял соплеменниками после победы? Кто были его помощниками? Почему бедные и обездоленные люди хотели попасть в улус к Ер Таргыну?
Языковой анализ. Что такое метафора? Метафора — переносное значение слова, когда одно явление или пред мет уподобляется другому на основании их сходства или контраста. Привести приметы метафор, используемых в тексте: тяжелое войско - войско в тяжелых железных доспехах; кровавая битва — бойня, где все залито кровью; закованная в серое железо рать - с головы до ног, закованная в тяжелую броню одного цвета рать.
Составление плана пересказа произведения:
1. Сын Мергена Таргын.
2. Вынужденный побег.
3. Поход и осада крепости.
4.Первый бой Таргына.
5. Кровавая битва.
6. Поражение франков.
7. Ер Таргын - военачальник улуса.
Работа в тетради. Ответы на вопросы и тесты .Подведение итогов урока. Предметные результаты: дает определение героическому эпосу, его герою; знает содержание, определяет тему и основную мысль, дает характеристику главному герою, находит метафоры; личностные: высказывает свое отношение к поступку героя, называет положительные качества личности героя, которые нужно воспитывать в себе; системно-деятельностные: понимает прочитанное, анализирует содержание и языковые особенности произведения, находит слова для характеристики главного героя и его врагов, формулирует тему и основную идею рассказа.
Рефлексия.
На уроке я работал… активно пассивно
Своей работой на уроке я… доволен не доволен
Урок для меня показался… коротким длинным
За урок я не устал устал
Материал урока мне был понятен не понятен