Игры на развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста
«Золотые правила» социо – игровой технологии.
(по В.М. Букатову)
Фонова Анна Михайловна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 363»
г. Перми
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет;
- четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;
- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.
2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.
4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.
6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.
Игры,
направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей
старшего дошкольного возраста.
«Снежная королева»
Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.
Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого участника игры.
«Телеграф»
Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.
Ход: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?
Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.
«Магазин игрушек»
Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.
Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Кто не отгадал, уходит без покупки.
«Мост дружбы»
Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей.
Ход: Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное». Игру можно проводить в виде соревнований, выигрывает та пара, которая продержалась дольше других. Можно использовать секундомер.
«Клеевые капельки»
Цель: Способствовать развитию дружеских отношений между детьми, сплочению группы.
Ход: Воспитатель предлагает встать детям друг за другом, держась за плечи впереди стоящего. В таком положении нужно преодолеть разные препятствия, не расцепляя рук, не отходя от своего товарища.
1.Вместе подняться со стула,
2.Прополсти под столами.
3.Перелесть через «поваленное дерево».
4.Спрятаться от «диких животных».
5.Собрать «грибы в лесу, ягоды».
6.Развесить одежду и т.п.
..
«Строители»
Цель: Способствовать эмоциональному самовыражению, сближению детей группы.
Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает построить себе дом, рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать любые предметы группы. Каждому строителю задаются вопросы: «Удобно ли тебе будет жить в этом доме?», «Где ты можешь разместить гостей, приехавших в гости?», «Кто будет жить в доме кроме тебя?». Можно задать вопросы детям группы: «Подходит ли домик его строителю?» и т.д. После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей.
..
Литература:
1.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М., 2010.
2.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. – М., 2010.
3.Маханева, М. Д. Мы с друзьями - целый мир. Социально-эмоциональное развитие детей 7-10 лет. - М.: Сфера, 2007.4.Миронцева, С. М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2012.5.Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
15