Развитие коммуникативной сферы детей раннего возраста посредствам использования арттерапевтических методов
Развитие коммуникативной сферы детей раннего возраста посредствам использования арттерапевтических методов
Основополагающим содержанием коммуникативного развития является формирование сотрудничества ребенка с взрослым и обучение способам усвоения предлагаемой информации.
С помощью общения усваивается социальный опыт. Потребность в нем определяет становление личности ребенка. Общение с взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширении его знакомства с окружающей действительностью.
Показателями уровня общения являются чувствительность к воздействиям взрослого, разнообразие и гармоничное использование средств общения. При нормальном развитии ребенок пользуется всеми группами средств коммуникации – экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми.
Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений, в основном основанные на действиях с предметами, игрушками. Поэтому очень важно, чтобы они приобретали положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. Постепенно их действия приобретают совместный взаимозависимый характер.
На 2-м и 3-м году жизни главной формой общения остается ситуативно-деловая. Инициативные действия с предметами, адресованные взрослому, по-прежнему служат важнейшим показателям интереса к предметам и общей активной позиции ребенка. Полное отсутствие инициативы или ее слабая выраженность свидетельствуют о недоразвитии личности и мотивационной сферы.
В связи свыше сказанным была разработана программа по развитию коммуникативной сферы детей раннего возраста.
Основная цель программы: развитие коммуникативной сферы у детей раннего возраста средствами арттерапии.
Программа реализуется в рамках комплексного подхода, предполагающего работу специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога) в единой команде. Так как именно командная работа позволяет увидеть личность ребенка во всех ее проявлениях и организовать целостное коррекционно-развивающее воздействие.
Развивающие занятия с детьми раннего возраста направлены на:
Формирование у детей:
- интереса к эмоционально-деловому и личностному контакту с взрослым, потребность в нем и готовность принять помощь;
- адекватного поведения в конкретной ситуации (садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д.)
Обучение:
- первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия с взрослым в предметной и игровой ситуации, подражание его действиям);
- положительному реагированию на сверстников, находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
- использовать речевые средства в ситуации взаимодействия с взрослым или сверстниками, выражать, словом свои основные потребности и желания;
В работе с детьми раннего возраста очень важно использовать гибкие формы психологического воздействия. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать ситуацию, решать какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
В арттерапии очень много разновидностей подходов. Например, музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированая терапия и т.д. Но мне хочется остановиться более подробно на изотерапии.
Для работы с детьми раннего возраста белее эффективными методами являются использование методов изотерапии и сказкотерапии.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, развить эмпатию, быть самим собой. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
У двухлетних детей уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказать снова и снова. Они быстро запоминают текст и всё больше и больше интересуются картинками. Когда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих ее рассказать. Это и будет началом их умения рассказывать сказки.
Погружаясь на наших занятиях в сказку дети:
· учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и т.д.;
· знакомятся с новыми для них персонажами, предметами быта, обычаями и др.;
· овладевают разными способами поведения в той или иной ситуации.
Сказочные путешествия в которые мы отправляемся вместе с детьми не только развлекают, но и помогают детям в трудные минуты их жизни, когда они печальны, напуганы или смущены.
По мере развития речи детей появляется много возможностей для обсуждения.
· О чем эта сказка?
· Кто помог деду вытянуть репку?
· Какую песенку пел колобок?
· Чем закончилась сказка? и т.д.
Сюжетно-тематическая организация занятий в рамках данной программы способствует:
Формированию сенсорных навыков.
Развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Развитию речи и коммуникативных способностей.
Формированию навыков игровой деятельности.
Развитию мелкой моторики.
Формированию элементов продуктивных видов деятельности.
Развитию социальных навыков.
Структура занятия включает в себя следующие элементы:
1. Ритуал приветствия.
2. Основная часть (работа со сказкой).
3. Творческая часть.
4. Ритуал прощания.
Результатом реализации комплексной программы «В гостях у сказки» является формирование у детей раннего возраста следующих умений и навыков:
ориентироваться в предлагаемой ситуации (понимать инструкцию, обращаясь за помощью к специалисту);
полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во фронтальной работе с группой;
регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность группы;
уметь слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог;
уметь составлять интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы;
грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
15