Доклад для выступления на тему Проблемы одаренных детей


Выступление на тему «ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
подготовила Смашная Е.А, учитель математики МБОУ СОШ №87.
Одаренные дети обладают особой способностью к восприятию: они больше улавливают и понимают, они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие. Они обращают внимание на интонации, жесты, позы и поведение окружающих. Но такая повышенная чувствительность идет бок о бок с уязвимостью. Их нормальный эгоцентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. О проблемах, которые возникают у одаренных детей, в своей книге «Одаренные дети» повествует Лета Холлингзуорт. Другой исследователь Уитмор тоже изучал причины уязвимости одаренных детей. Я предлагаю рассмотреть все виды проблем, которые описали эти авторы и ряд других исследователей. Лена Холлингзуорт выделает 7 основных проблем, но мы рассмотрим 16.
Естественно, если одаренный ребенок учится в обычной средней школе, у него есть свои трудности. В первую очередь это связано с тем, что такой ребенок считает себя умнее остальных, и это совсем не из-за его эгоизма, а просто в большинстве случаев так и бывает. Соответственно, это приводит к тому, что остальные дети могут создать своему однокласснику своеобразный бойкот из-за его умственных способностей. Очень часто бывает так, что одаренным деткам просто не интересно со своими одногодками, а их отличие от основного коллектива воспринимается одноклассниками негативно. Одаренные дети в школе имеют массу проблем.
Неприязнь к самой школе.  Зачастую это случается из-за того, что программа, которую проходят в школе, может казаться ребенку скучной и не интересной. Все то, что школьники должны проходить по программе, уникальные дети уже знают, а если и не знают, то им достаточно одного двух уроков чтобы выучить всю программу, расписанную на год обучения, а то и больше. Те знания, которые предоставляют в средних школах, не соответствуют развитию одаренного ребенка.
Не совсем стандартное поведение и мышление приводит к конфликтам. Учителя все происходящее могут воспринимать как несдержанность, демонстративность и желание выделиться из основной массы. Очень часто такое поведение путают с истеричностью, протестами по отношению к установленным регламентам, ленью и упрямством.
Многие исследования показывали то, что большинство одаренных детей с лёгкостью проходили все начальные стадии интеллектуального развития и начинают сопротивляться уже на дальнейшем уровне обучения. Именно то, что учителя воспринимают поведение ребенка, как лень, нежелание работать и упрямство, и дает такие результаты. Такой человек просто закрывается в себе и перестает развиваться в дальнейшем. Ребенок самостоятельно не способен понять, почему его поведение вызывает негатив и воспринимается так неоднозначно и только с помощью психолога и грамотного и заботливого руководителя, одаренный ребенок способен и в дальнейшем развивать свои способности. Одаренные дети намного быстрее работают, чем другие дети и от этого им становится скучно на уроках. В период свободного времени ребенок просто не знает, чем себя еще занять и начитает отвлекаться и, соответственно, отвлекать и других детей. Учителем такое поведение расценивается как хулиганство, тут и начинаются конфликты. Дальнейшее развитие такого ребенка может быть совершенно непредсказуемым. В лучшем случае он может стать просто лентяем, а в худшем – его таланты могут быть направлены не совсем в мирное русло. В такой момент именно от учителя зависит будущее школьника.
2. Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. Так как такое поведение воспринимается, как желание выделится и быть первым на виду у взрослых.
3. Нетерпимость. Это, пожалуй, главная проблема не только в школе, но и во всем остальном. Одаренные дети способны не воспринимать остальных детей и отталкивать от себя своими замечаниями и претензиями по поводу разницы в развитии. Они своими презрительными или нетерпеливыми замечаниями могут отталкивать окружающих.
4. Игнорирование специальной одаренности при возникновении проблем в области академической успешности (большие трудности при овладении письмом и грамотой, неспособность написать контрольную, ответить на поставленный вопрос).
5. Неспособность к регулярной «рутинной» работе, недостаток настойчивости. Для них рутина-это очень тяжело. Такие дети практически не способны преодолевать трудности. Учитывая то, что в период обучения в школе таким детям все достается довольно легко в плане обучения, то в последующей жизни это становится главной проблемой. Вырастая, такие дети не способны логически мыслить, как среднестатистические граждане, и то, что для простого обывателя кажется совершенно простым для одаренного человека становится масштабной проблемой. Именно из-за того, что в школе не было серьезных препятствий, некоторые мозговые функции за период учебы притупляются. В большинстве случаев, ребенку не просто лень искать какое либо решение проблемы, а для него это становится унизительным. В его понимании все должно проходить легко и не принужденно, как в школьные годы.
В школьные годы эти дети не приобретают опыта преодоления трудностей, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел «неспособных». Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей.
6. Коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму, эгоцентризм. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Впоследствии, в профессиональной деятельности это приводит к неспособности эффективно работать в команде. Коммуникативные трудности являются также одним из основных источников нарушения социальной адаптации личности.
7. Несклонность к конформности. Они отвергают стандартные требования, особенно не соответствующие их интересам. В школьный период, также возможны проблемы связанные с ограничением, в чем-либо. То есть возможен протест против заключения в рамки. Это может выявляться в виде недовольства сидеть на уроке определенное количество времени, выполнять поручения учителя, при организации каких-либо праздников, возможно, что такому ребенку доверят определенную роль, но она будет воспринята, как попытка подавления его личности. У многих одаренных детей выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха.
8. Игровые интересы. Одаренные дети любят принимать участие в сложных играх и головоломках. То, чем занимаются его одноклассники на переменах, совершенно не прельщает такого ребенка. По этой причине у него может быть мало друзей, а то совсем и не быть. Вследствие того, что такое дитя остается совершенно один и непонятен никем, появляется ощущение одиночества, и того, что ему даже поиграть не с кем, ребенок уходит в себя и создает некую защитную капсулу от окружающего мира.
9.  Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Очень часто такие дети предпочитают общаться и играть с детьми старше него, а так как они уступают последним в физическом развитии, то в будущем это может привести к тому, что лидирующих позиций такой ребенок может не занимать.
10. Нереалистические цели. Одарённые дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. Одаренные дети постоянно стремятся к самосовершенствованию. Им больше присуще задумываться о высоких материях, чем об обыденных проблемах.
11. Сверхчувствительность. Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. Таким детям присуща низкая самооценка и неуверенность в себе.
12. Страх ошибки, взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций.
13. Проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.
14. Проблемы быта, самообслуживания, решения самых простых жизненных проблем. Необходим человек, который бы был всегда рядом и помогал. Родители таких детей сами должны заниматься со своим чадом и приучать к обыденной жизни, так как зачастую такие дети не готовы к самостоятельности. Очень часто случается так, что одаренный ребенок может быть уникален в одной отрасли и быть совершенно беспомощным и необучаемым в другой. Так, например, если ребенок в доскональности владеет астрологией и точными науками, он может элементарно не помнить, как завязывать шнурки и правильно держать ложку. Таких примеров можно привести массу, и встречаются такие дети, которые при невероятной памяти и пересказу томов Пушкина совершенно не могут написать имя поэта. А школьная программа не предусматривает такие ситуации. Учитель не будет возиться с ребенком, который не сможет записать домашнее задание и не помнит, как правильно завязать шнурки на урок физкультуры. А это является большой проблемой в первую очередь для самого ребенка. 
15. Проблема общения со взрослыми. Родители порой обнаружив талант ребенка с жаром начинают его развивать, ограничивая другую деятельность, игры, общение с детьми, считая, что это навредит ребенку. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, родители буквально загоняют ребенка в прокрустово ложе собственных амбиций и нереализованных способностей, а в итоге невроз. Ребенок начинает болеть, убегает из дома и даже в худших случаях бывают попытки суицида.
16. Проблема толерантности окружающих к одаренному человеку. Одаренные люди как правило яркие индивидуальности, а большинству людей признать право за другим человеком быть «другим» бывает очень трудно. Но и одаренному человеку порой трудно принять, что вокруг другие люди, не похожие на него.
ВЫВОД: Проблемы одаренных детей в школе на первый взгляд могут показаться обыденными и порой наигранными самим ребенком. Но не стоит так безответственно относиться к этому. Особенно родителям. От того, как поставят себя родители, в той или иной ситуации, и примут ли они сторону своего ребенка, и будет зависеть его дальнейшее развитие, и восприятие мира. Если ребенок развит только в одной, какой либо отрасли, необходимо постепенно его приучать и к другим направлениям. Так, например, если ребенок уникален в точных науках, его необходимо периодически направлять на творческое мышление. Необходимо развивать свое чадо во всех направлениях, только тогда его можно будет назвать действительно одаренным ребенком